Найти в Дзене
Православие.ONE

Два первых дня для усопшего: хождение по земле и страшная неизвестность (факты и доказательства иного мира)

Душа после смерти не умирает. Первые два дня для нее и вовсе оказываются волнительными. Ведь разлучение от тела для неё происходит неожиданно. Потому очень важно близким молиться об усопшем.

Известно следующее Предание церкви, которое было озвучено еще в IV веке:

Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих»

Это повествование мы можем найти а следующем источнике: «Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных», «Христ. чтение», август 1831).

-2

Еще одно известное повествование и довольно важное для души - это погребение. Душа находится еще на земле и видит то, как родные и близкие прощаются с ним, отправляют его в последний путь. Душа переживает вместе со сродниками, а переживания ее понятны - это и скорбь близких; невозможность утешить, обнять, сказать; неизвестность предстоящих мытарств.

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: «Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость» (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

Есть еще одно интересное письмо, которое пишет святой Феофан мужу, умирающей сестры. Это и утешение, прежде всего, но в тоже время некое откровение:

Мытарства
Мытарства
Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому («Душеполезное чтение», август 1894)

В книге "Душа после смерти" иеромонаха Серафима Роуза так же имеется много повествований, в том числе посмертного опыта. Это о том, что часто говорят, никто от туда не возвращался. Ведь Христос Воскрес! Как же возвращался? Или Лазарь, которого воскресил Христос, да и современники пережили много различных клинических смертей, после чего свидетельствовали о ином мире. Всё есть Там и каждому будет по делам ему уготовано до́лжное место.

Мытарства
Мытарства

Иеромонах Серафим пишет:

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные «посмертные» опыты, как бы они ни были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

В общем-то очевидно, что иной мир существует. Что мы получим за свою жизнь? Вот что больше должно нас волновать.

Отец Серафим пишет:

-5
Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила «посмертного» опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок «посмертного» опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.

Что происходит на третий день и в течение сорока дней, спросите вы? Об этом в следующей статье:

"Самый ужасный день для усопшего - третий, а первый два и другие 37 - особенные" (факты и доказательства иного мира)
Православие.ONE
23 августа 2023

А в отдельной подборке "Что ожидает нас на Том Свете?" много историй и свидетельств православных монахов и мирян:

Что нас ожидает на Том Свете | Православие.ONE | Дзен