Статья студента II курса магистратуры Санкт-Петербургской Духовной Академии чтеца Максима Архипова, опубликованная в журнале "Актуальные вопросы церковной науки"
Священный Синод Русской Православной Церкви 13 декабря 1963 г. принял чинопоследование отпевания архиереев, которое было составлено митр. Мануилом (Лемешевским). Данный чин сохранился только в машинописи. В личной переписке митр. Мануила со свят. Афанасием (Сахаровым), говорится о том, что в его основу было положено чинопоследование из Филаретовского Потребника (1624)[1] . Цель данной статьи заключается в описании чинопоследования архиерейского отпевания, которое изложено в Потребнике патр. Филарета, и в фиксации вопросов, нуждающихся в дальнейшей разработке. Актуальность данной работы заключается в том, что чинопоследование архиерейского отпевания, которое было напечатано при патр. Филарете, не было отменено[2] . В связи с этим, на сегодняшний день, мы имеем два действующих чинопоследования, однако об одном (Филаретовском) известно мало.
При патр. Филарете было напечатано четыре Потребника: 1623, 1624 — Святительский, 1625, 1633 гг. Рассматриваемый чин архиерейского отпевания был опубликован только в Потребнике 1624 г. Больше в дониконовской московской печатной традиции данный чин не публиковался.
Следует отметить ученых, которые занимались исследованием этого чинопоследования: митр. Мануил (Лемешевский) и свт. Афанасий (Сахаров), к сожалению, не все их работы нам доступны; работы, посвященные рассмотрению чина отпевания архиерея в первой половине XVII в., частично доступны в их личной переписке[3] . Прот. Василий Прилуцкий[4] рассматривал чин отпевания архиерея по рукописным требникам, а также по чинопоследованию, которое было опубликовано в Древней Росссийской Вивлиофике. Прот. Геннадий Нефедов[5] кратко говорит о чине архиерейского отпевания в XVII в., при этом делает акцент на последовании отпевания, которое было составлено митр. Мануилом. Н. Ф. Красносельцев опубликовал чин архиерейского отпевания по рукописи РНБ Соф. 1071[6] . А. В. Вознесенский рассматривает Святительский Потребник (1624), однако изучением чина архиерейского отпевания он не занимался[7] .
Следует привести Схему чинопоследования отпевания архиерея по Потребнику (1624), поскольку ни в одном вышеприведенном труде она не приводится:
Структура
1.Когда умрет святитель, то необходимо начать благовест в большой колокол
2.Тело архиерея умывают и облачают. В левою руку влагают сулок и свиток с именами тех, кого рукоположил в пресвитерский сан и диаконский сан
3.Гроб ставят на одр и начинают петь
4.Благословен Бог наш…
5.Трисвятое по Отче наш
6.Яко твое есть Царство…
7.Тропарь глас 2: Помяни Господи, яко благ раба своего…
8.Тропарь глас 8: Иже глубиною мудрости
9.Слава: Со святыми…
10.И ныне, Богородичен: Тя град и предстанище…
11.Заупокойная сугубая ектения
12.Молитва: Боже духов…
13.Премудрость. Честнейшую херувим… Слава и ныне. Господи помилуй 2 раза. Господи благослови.
14.Отпуст
15.Вечная память двумя клиросами
16.После переносят в церковь, не в собор
17.Звонят во все колокола
18.Певцы поют трисвятое
19.Тропари: Со духи праведных скончавшихся…
20.Заупокойная сугубая ектения
21.Молитва: Боже духов…
22.Премудрость. Честнейшую херувим… Слава и ныне. Господи помилуй 2 раза. Господи благослови.
23.Отпуст
24.Вечная память двумя клиросами
25.Когда будет указ царя и пребудет святитель, который будет совершать отпевание, тогда гроб переносится в собор. Звон во все колокола по переменно
26.Из собора выходят на встречу архимандриты и игумены и все духовенство и идут в храм, где находится гроб. Выносятся запрестольный Крест и икона Богородицы, икону храма, две великие свечи
27.Зайдя в храм, святитель целует Крест, иконы и шапку покойного архиерея, так делают все в священном сане
28.Под голову умершего архиерея подкладывают материю, что голова была вышего всего тела. И переносят в собор
29.Придя в собор. Гроб поставляют напротив Царских Врат. Начинают часы
Литургия
30.В начале Литургии гроб с телом святителя заносят в алтарь. Служащий архиерей целует Евангелие и шапку усопшего
31.Во время малого входа гроб с телом архиерея поставляется с правой стороны св. Престола
32.Во время чтения апостола гроб поставляется на горнем месте так, чтобы ногами был к престолу
33.После прочтения Евангелия гроб поставляет с правой стороны престола
34.Во время Херувимской святитель творит прощение у престола, потом с усопшим и сам преподает прощение усопшему. Если присутствует патриарх, то архиерей сначала творит прощение с патриархом, потом с усопшим. Также служащее духовенство сначала испрашивают прощение у преставльшегося, потом у служащего архиерея. Потом совершается Великий вход
35.При пении Символа Веры: все целуют св. престол, шапку усопшего, говоря: Христос посреди нас, и подходят к служащему архиерею и далее почину
36.Перед причастием священники испрашивают прощения сначала у усопшего, потом у служащего архиерея
37.Во время заамвонной молитвы гроб выносят на центр храма.
38.По отпусте Литургии начинают отпевание
39.Благословен Бог наш…
40.Трисвятое по Отче наш
41.Господи помилуй, 12 раз. Слава и ныне. Приидите поклонимся 3 раза
42.Пс. 90
43.Кафизма 17
44.Заупокойные тропари по непорочных
45.Ектения малая заупокойная. И молитва: Боже духов…
46.Седалены: Покой Спасе наш…
47.Пс. 50
48.Степенный антифон 1й, глас 1. Стихиры покойны глас 1
49.Далее все тоже самое, что написано в иноческом чине отпевания
50.После стихир на целование, переносят тело на то место, где будет погребено тело. Хор поет трисвятое
51.Приидя, поют тропари глас 5: Покой Спасе наш…
52.Помяни Господи яко благ раба своего…
53.Глас 8: Земле зинувши…
54.Архиерей поливает маслом тело усопшего святителя
55.Тропарь глас 6: Духовная моя братия…
56.Слава глас 8: Якоже рекл еси Господи Марфе…
57.И ныне: Владычице приими молитву раб твоих…
58.Трисвятое по Отче наш
59.Тропари: Со духи праведных скончавшихся…
60.Заупокойная сугубая ектения
61.Молитва: Боже духов…
62.Премудрость. Честнейшую херувим… Слава и ныне. Господи помилуй 2 раза. Господи благослови.
63.Отпуст
64.Вечная память
65.Разрешительная молитва от святителя: Бог милосердый и многомилостивый… По прочтении влагает эту молитву в руку усопшему
66.Также читает вторую разрешительную молитву, свт. Киприана Киевского и Московского: Во имя святыя Живоначальныя Троицы…
67.Погребение по обычаю.
68.Возвращаются в храм и творят 12 поклонов за усопшего
Из данной Схемы видно, что основа данного чина — иноческий чин отпевания.
Необходимо отметить особенности: две заупокойные литии до начала Литургии. Первая лития имеет непривычные для нас тропари: Тропарь, глас 2: Помяни Господи, яко благ раба своего… Тропарь, глас 8: Глубиною мудрости … Слава: Со святыми… И ныне, Богородичен: Тя град и предстанище… Лития с данными тропарями больше не встречается ни в одном чинопоследовании отпевания. Вторая лития — привычная для нас, на ней поются тропари: Со духи праведных скончавшихся… Другая отличительная особенность чинопоследования: совершение данного чина после того, как царь даст свое разрешение, а также приедет епископ. Патриарх мог присутствовать на отпевании, но не участвовать в совершении богослужения. Во время Литургии гроб с телом почившего святителя переносился, создавая ощущение, будто он совершает богослужение, но стоит отметить, что нет указаний на то, что его руками благословляли или совершали какие-либо подобные действия. Другая особенность — это наличие двух разрешительных молитв.
Составители чинопоследования сделали акцент на монашеском аспекте жизни епископа, что выразилось в использовании самого монашеского чина отпевания.
Исходя из всего вышесказанного, можно подвести следующие итоги:
- В первой половине XVII в. архиереи все еще именовались святителями.
- Для отпевания архиерея необходим указ царя.
- Для отпевания архиерея необходим епископ, который назначается царем.
- Патриарх может присутствовать на отпевании и не служить.
- Перед Литургией есть две литии, причем тропари на первой литии отличаются от привычных нам.
- Есть вторая разрешительная молитва.
- На Литургии гроб с телом архиерея находится в алтаре. Его в учиненное время ставят там, где положено стоять архиерею. Но не предписывается совершать действия его руками.
- Поскольку чинопоследование отпевания архиерея основывается на чине отпевания монахов, то оно отражает идею того, что архиерей до последних своих дней остается монахом.
Вопросы, которые следует проработать:
- Какая рукопись была положена в основу данного чина?
- Что повлияло на появление литии с необычными для нас тропарями?
- Действительно ли вторая разрешительная молитва была составлена свт. Киприаном митр. Киевским и Московским?
Литература:
- Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову): в 2 кн. Кн. 1. М., 2013. С. 590–592.
- Там же. С. 591.
- Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову). С. 590–592.
- См.: Прилуцкий В., прот. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII в. М., 2000.
- См.: Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. М., 2004.
- См.: Красносельцев Н. Ф. К истории православного богослужения по поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся. Казань, 1889.
- См.: Вознесенский А. В. К вопросу об издании в дониконовское время в Москве Чиновника архиерейского священнослужения // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2011. Т. 10, вып. 8: Филология. С. 113–121.