Найти тему
Академия на Неве

М. А. Архипов. Чин архиерейского отпевания в первой четверти XVII в. в Московском царстве

Статья студента II курса магистратуры Санкт-Петербургской Духовной Академии чтеца Максима Архипова, опубликованная в журнале "Актуальные вопросы церковной науки"

По центру фотографии (регентует хором) автор статьи Максим Архипов.
По центру фотографии (регентует хором) автор статьи Максим Архипов.

Священный Синод Русской Православной Церкви 13 декабря 1963 г. принял чинопоследование отпевания архиереев, которое было составлено митр. Мануилом (Лемешевским). Данный чин сохранился только в машинописи. В личной переписке митр. Мануила со свят. Афанасием (Сахаровым), говорится о том, что в его основу было положено чинопоследование из Филаретовского Потребника (1624)[1] . Цель данной статьи заключается в описании чинопоследования архиерейского отпевания, которое изложено в Потребнике патр. Филарета, и в фиксации вопросов, нуждающихся в дальнейшей разработке. Актуальность данной работы заключается в том, что чинопоследование архиерейского отпевания, которое было напечатано при патр. Филарете, не было отменено[2] . В связи с этим, на сегодняшний день, мы имеем два действующих чинопоследования, однако об одном (Филаретовском) известно мало.

При патр. Филарете было напечатано четыре Потребника: 1623, 1624 — Святительский, 1625, 1633 гг. Рассматриваемый чин архиерейского отпевания был опубликован только в Потребнике 1624 г. Больше в дониконовской московской печатной традиции данный чин не публиковался.

Следует отметить ученых, которые занимались исследованием этого чинопоследования: митр. Мануил (Лемешевский) и свт. Афанасий (Сахаров), к сожалению, не все их работы нам доступны; работы, посвященные рассмотрению чина отпевания архиерея в первой половине XVII в., частично доступны в их личной переписке[3] . Прот. Василий Прилуцкий[4] рассматривал чин отпевания архиерея по рукописным требникам, а также по чинопоследованию, которое было опубликовано в Древней Росссийской Вивлиофике. Прот. Геннадий Нефедов[5] кратко говорит о чине архиерейского отпевания в XVII в., при этом делает акцент на последовании отпевания, которое было составлено митр. Мануилом. Н. Ф. Красносельцев опубликовал чин архиерейского отпевания по рукописи РНБ Соф. 1071[6] . А. В. Вознесенский рассматривает Святительский Потребник (1624), однако изучением чина архиерейского отпевания он не занимался[7] .

Следует привести Схему чинопоследования отпевания архиерея по Потребнику (1624), поскольку ни в одном вышеприведенном труде она не приводится:

Структура

1.Когда умрет святитель, то необходимо начать благовест в большой колокол

2.Тело архиерея умывают и облачают. В левою руку влагают сулок и свиток с именами тех, кого рукоположил в пресвитерский сан и диаконский сан

3.Гроб ставят на одр и начинают петь

4.Благословен Бог наш…

5.Трисвятое по Отче наш

6.Яко твое есть Царство…

7.Тропарь глас 2: Помяни Господи, яко благ раба своего…

8.Тропарь глас 8: Иже глубиною мудрости

9.Слава: Со святыми…

10.И ныне, Богородичен: Тя град и предстанище…

11.Заупокойная сугубая ектения

12.Молитва: Боже духов…

13.Премудрость. Честнейшую херувим… Слава и ныне. Господи помилуй 2 раза. Господи благослови.

14.Отпуст

15.Вечная память двумя клиросами

16.После переносят в церковь, не в собор

17.Звонят во все колокола

18.Певцы поют трисвятое

19.Тропари: Со духи праведных скончавшихся…

20.Заупокойная сугубая ектения

21.Молитва: Боже духов…

22.Премудрость. Честнейшую херувим… Слава и ныне. Господи помилуй 2 раза. Господи благослови.

23.Отпуст

24.Вечная память двумя клиросами

25.Когда будет указ царя и пребудет святитель, который будет совершать отпевание, тогда гроб переносится в собор. Звон во все колокола по переменно

26.Из собора выходят на встречу архимандриты и игумены и все духовенство и идут в храм, где находится гроб. Выносятся запрестольный Крест и икона Богородицы, икону храма, две великие свечи

27.Зайдя в храм, святитель целует Крест, иконы и шапку покойного архиерея, так делают все в священном сане

28.Под голову умершего архиерея подкладывают материю, что голова была вышего всего тела. И переносят в собор

29.Придя в собор. Гроб поставляют напротив Царских Врат. Начинают часы

Литургия

30.В начале Литургии гроб с телом святителя заносят в алтарь. Служащий архиерей целует Евангелие и шапку усопшего

31.Во время малого входа гроб с телом архиерея поставляется с правой стороны св. Престола

32.Во время чтения апостола гроб поставляется на горнем месте так, чтобы ногами был к престолу

33.После прочтения Евангелия гроб поставляет с правой стороны престола

34.Во время Херувимской святитель творит прощение у престола, потом с усопшим и сам преподает прощение усопшему. Если присутствует патриарх, то архиерей сначала творит прощение с патриархом, потом с усопшим. Также служащее духовенство сначала испрашивают прощение у преставльшегося, потом у служащего архиерея. Потом совершается Великий вход

35.При пении Символа Веры: все целуют св. престол, шапку усопшего, говоря: Христос посреди нас, и подходят к служащему архиерею и далее почину

36.Перед причастием священники испрашивают прощения сначала у усопшего, потом у служащего архиерея

37.Во время заамвонной молитвы гроб выносят на центр храма.

38.По отпусте Литургии начинают отпевание

39.Благословен Бог наш…

40.Трисвятое по Отче наш

41.Господи помилуй, 12 раз. Слава и ныне. Приидите поклонимся 3 раза

42.Пс. 90

43.Кафизма 17

44.Заупокойные тропари по непорочных

45.Ектения малая заупокойная. И молитва: Боже духов…

46.Седалены: Покой Спасе наш…

47.Пс. 50

48.Степенный антифон 1й, глас 1. Стихиры покойны глас 1

49.Далее все тоже самое, что написано в иноческом чине отпевания

50.После стихир на целование, переносят тело на то место, где будет погребено тело. Хор поет трисвятое

51.Приидя, поют тропари глас 5: Покой Спасе наш…

52.Помяни Господи яко благ раба своего…

53.Глас 8: Земле зинувши…

54.Архиерей поливает маслом тело усопшего святителя

55.Тропарь глас 6: Духовная моя братия…

56.Слава глас 8: Якоже рекл еси Господи Марфе…

57.И ныне: Владычице приими молитву раб твоих…

58.Трисвятое по Отче наш

59.Тропари: Со духи праведных скончавшихся…

60.Заупокойная сугубая ектения

61.Молитва: Боже духов…

62.Премудрость. Честнейшую херувим… Слава и ныне. Господи помилуй 2 раза. Господи благослови.

63.Отпуст

64.Вечная память

65.Разрешительная молитва от святителя: Бог милосердый и многомилостивый… По прочтении влагает эту молитву в руку усопшему

66.Также читает вторую разрешительную молитву, свт. Киприана Киевского и Московского: Во имя святыя Живоначальныя Троицы…

67.Погребение по обычаю.

68.Возвращаются в храм и творят 12 поклонов за усопшего

Из данной Схемы видно, что основа данного чина — иноческий чин отпевания.

Необходимо отметить особенности: две заупокойные литии до начала Литургии. Первая лития имеет непривычные для нас тропари: Тропарь, глас 2: Помяни Господи, яко благ раба своего… Тропарь, глас 8: Глубиною мудрости … Слава: Со святыми… И ныне, Богородичен: Тя град и предстанище… Лития с данными тропарями больше не встречается ни в одном чинопоследовании отпевания. Вторая лития — привычная для нас, на ней поются тропари: Со духи праведных скончавшихся… Другая отличительная особенность чинопоследования: совершение данного чина после того, как царь даст свое разрешение, а также приедет епископ. Патриарх мог присутствовать на отпевании, но не участвовать в совершении богослужения. Во время Литургии гроб с телом почившего святителя переносился, создавая ощущение, будто он совершает богослужение, но стоит отметить, что нет указаний на то, что его руками благословляли или совершали какие-либо подобные действия. Другая особенность — это наличие двух разрешительных молитв.

Составители чинопоследования сделали акцент на монашеском аспекте жизни епископа, что выразилось в использовании самого монашеского чина отпевания.

Исходя из всего вышесказанного, можно подвести следующие итоги:

  1. В первой половине XVII в. архиереи все еще именовались святителями.
  2. Для отпевания архиерея необходим указ царя.
  3. Для отпевания архиерея необходим епископ, который назначается царем.
  4. Патриарх может присутствовать на отпевании и не служить.
  5. Перед Литургией есть две литии, причем тропари на первой литии отличаются от привычных нам.
  6. Есть вторая разрешительная молитва.
  7. На Литургии гроб с телом архиерея находится в алтаре. Его в учиненное время ставят там, где положено стоять архиерею. Но не предписывается совершать действия его руками.
  8. Поскольку чинопоследование отпевания архиерея основывается на чине отпевания монахов, то оно отражает идею того, что архиерей до последних своих дней остается монахом.

Вопросы, которые следует проработать:

  1. Какая рукопись была положена в основу данного чина?
  2. Что повлияло на появление литии с необычными для нас тропарями?
  3. Действительно ли вторая разрешительная молитва была составлена свт. Киприаном митр. Киевским и Московским?

Литература:

  1. Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову): в 2 кн. Кн. 1. М., 2013. С. 590–592.
  2. Там же. С. 591.
  3. Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову). С. 590–592.
  4. См.: Прилуцкий В., прот. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII в. М., 2000.
  5. См.: Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. М., 2004.
  6. См.: Красносельцев Н. Ф. К истории православного богослужения по поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся. Казань, 1889.
  7. См.: Вознесенский А. В. К вопросу об издании в дониконовское время в Москве Чиновника архиерейского священнослужения // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2011. Т. 10, вып. 8: Филология. С. 113–121.

Источник: М. А. Архипов. Чин архиерейского отпевания в первой четверти XVII в. в Московском царстве // Актуальные вопросы церковной науки. 2023. №1. С. 162–166.