Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Разные судьбы» - почему ошибся Рощин?

В социальной драме «Разные судьбы» (1956) мы наблюдаем нечто типичное для послевоенной эпохи – капризница Таня решила стать «музой» пожилого композитора, так как у него были и деньги, и слава, и машина с водителем. Разумеется, подобные Танечки были во все времена и существуют по сию пору, но в 1950-х на эту тему очень много говорили.

Кадр из фильма  «Разные судьбы» (1956). Скриншот.
Кадр из фильма «Разные судьбы» (1956). Скриншот.

Но! Чаще всего девушки выходили замуж за пожилых мужчин «со средствами» из-за того, что хотели нормально пожить – не в полуподвале или коммуналке, а в отдельной квартире. Даже среди маминых подруг была такая девочка – из чудовищно бедной семьи. Они всемером жили в одной комнате, причём в древнем доме с печкой, без отопления.

Именно поэтому в те годы так хорошо «выстрелила» чеховская «Анна на шее» (1954) с блистательной Аллой Ларионовой. Но с теми девушками, включая Анютку, всё ясно – они шли на эти браки из-за острой материальной нужды. И да, «старики», многим из которых было всего 45+, понимали, что молодая-красивая влюблена в жилплощадь, а не в её владельца.

Бывали, конечно, варианты, когда студенточка возгоралась страстью к талантливому педагогу, но это - редкость. В случае с Татьяной всё не так – она не жила в комнатке полуподвала с кучей родственников. Нам показывают, что у семейства Огневых большая, отдельная квартира в Ленинграде. Подчёркиваю – в Ленинграде, а там и до сих пор имеются коммунальные квартиры.

Таня великолепно одета, выхолена, живёт в такой барской сытости, что …может не «продавать» свою эффектную красу за блага. Композитор Игорь Рощин отлично знал, как живёт его муза, благодаря которой он сочинил великолепный романс, и потому он мог надеяться, что его любят, ради него самого. Бруно Фрейндлих и в неюном возрасте был импозантен.

Однако Таня – это, как та хрестоматийная Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» - ей мало быть дворянкой столбовою, а потом царицей; надо быть морской владычицей. Таким всегда мало того, что имеют. Огнева хотела быть не звёздочкой, а звездищей первой величины, гранд-дамой. К слову, композитор завёл именно роман, а не развёлся с женой.

Ему хотелось весенних чувств-с, новизны, а не тотального разрыва с Машей. Он до сих пор привязан к своей жене, прошедшей с ним и огонь, и воду, и медные трубы, а по сценарию – ещё и Блокаду. Когда Таня говорит маме, что они с Рощиным идут в ЗАГС, она выдаёт желаемое за действительное – в те времена (в отличие от 1920-1930-х) развод был долгоиграющей процедурой.

Я сейчас многих удивлю - объявления о разводах печатались в газетах; эта практика существовала с 1944 по 1965 годы. А уж, когда разводился известный человек, это бывал скандал на всю отрасль, если не на весь город. В общем, композитор лoпyхнулся – он даже не представлял, что можно быть настолько алчной и самовлюблённой.

Кстати, Огнева в финале остаётся, по сути, у разбитого корыта, как та Старуха – никому не нужна, все воздыхатели разбежались. Татьяна лет до 30 будет пристраиваться к выгодным кавалерам, но с каждым заходом та выгодность будет уменьшаться. В финале останется одна. Да, про то, что судьба наказала Рощина за предательство Маши, поговорим в другой раз.

Zina KorZina (c)