Спасибо за помощь Сергей Гула.
СВОЙ - ЧУЖОЙ.
Вы не «свой» в киноиндустрии? Но талантливый автор? Не стесняйтесь ни того, ни другого! Вас, все равно, вычислят по «шибболетам» на переговорах.
Война — это не только боевые действия. Это еще и противостояние разведки и контрразведки, а эта сфера полна своих секретов и тайных приемов.
Во время Великой Отечественной для выявления разведчиков, засланных в места дислокации советских войн, использовался простой прием, который называется «шибболет».
В чем заключается принцип шибболета при вычислении «чужаков»?
Языки мира отличаются друг от друга не только словарным запасом и грамматикой, но и набором звуков и манерой их произносить.
Поэтому периодически возникают казусы: иностранное слово «не выговаривается», так как в родном языке человека нет соответствующего звука либо сильно отличается манера его произношения. Губы и язык просто не могут принять такую позицию, чтобы звук был произнесен как надо. Тоже может быть и при существенном различии в манере речи у разных групп людей одной страны: представителей разных сословий, регионов и т.д.
Такие казусы называют шибболетами. По ним легко определить — в какой среде и на каком языке человек научился разговаривать в детстве.
Например, не могут произнести звук «ж» и превращают Жана в Хуана. По происхождению англичанин может сразу понять — имеет он дело с выходцем из аристократической семьи или с кокни.
Использование этого казуса с целью выявления вражеских лазутчиков впервыеописано в Ветхом Завете. Во время войны галадцев с эфраимцами, чтобы выявить последних, находчивые глаадские воины при проверках на дорогах и переправах всех заставляли говорить «шибболет», то есть «колос». А у эфраимцев получалось «сибболет», потому что в их родном языке не было подходящих звуков.
Этот прием взяли на вооружение разведки всех стран с глубокой древности для выявления чужаков.
Избавиться от шибболетов можно только после многих лет обучения. Да и то — при наличии способностей. Но если туристу или деловому партнеру шибболет простят, то во время военных действий чужаков он выдает с головой. Обычный человек старается просто избежать шибболета, заменив его другим словом. Но если заставить его «выговорить невыговариваемое», то он выдаст себя.
Например, в четырнадцатом веке фламандцы вылавливали французов по их неспособности выговорить «Schild en de Vriend» (Щит и друг). А во время восстания фризов паролем в портах было «Bûter, brea, en griene tsiis; wa’t dat net sizze kin, is gjin oprjochte Fries» (Масло, ржаной хлеб и зелёный сыр) — кроме урожденных жителей этой провинции правильно сказать ее не может никто.
В современном мире есть, например, китайцы, которые не в состоянии произнести звонкий звук «Р» или шведы, которые по каким-то неведомым причинам не могут произнести словосочетание «мышка-мишка».
Так же и в киноиндустрии. Если от слова дедлайн, вы не вздрагиваете, и вам не хочется кинуть гранату в того, кто его напомнил вам – вы просто талантливый автор.
Что же делать?
Как вести себя на переговорах, чтобы представители кинокомпании поняли, что перед ними профессионал, а не зелёный новичок, с которым можно делать всё, что угодно?
Если переговоры идут по почте и у вас возникло много вопросов по поводу проекта, просто напишите: «Пожалуйста, пришлите мне всю необходимую информацию / все необходимые для работы материалы».
Если кинокомпания выразила желание купить ваш проект и сделала это по почте, напишите: «Пожалуйста, пришлите мне проект договора». В договоре будут написаны все условия и суммы, и по сути там будут ответы на все ваши вопросы. Чтобы проанализировать текст договора, загляните в список статей этой группы и просмотрите статьи с разбором договоров заказа, и общие рекомендации.
Но вот вам назначили встречу. Как правило это происходит на нейтральной территории (где-то в кафе, ресторане или другом тихом и уютном месте). Вы проснулись с бигудями, побрились, надели свой лучший макинтош, одолжили у соседа айфон, полчаса кружили вокруг места встречи, затем вальяжно (и вовремя) зашли в кафе.
Вам будут улыбаться, хлопать по плечу и говорить, какой вы талантливый автор. Не поддавайтесь, хотя лесть прекрасна. Дома перед зеркалом пропрётесь от удовольствия. После заказа напитков разговор перетекает в деловое русло.
Какие вопросы следует задавать?
Речь сейчас идёт о работе на заказ. При условии покупки готового сценария разговор сводится к деталям договора и размеру гонорара. Сейчас предположим что вы написали заявку и киностудия хочет заказать вам сериал по этой заявке.
Дедлайн — когда планируется завершить сценарный период?
Сроки. Обычный ответ: «вчера». Переходим к реальному состоянию дел. Срочная работа — неделя на краткий синопсис + поэпизодник и неделя на сценарий. Речь о первом драфте (версии) синопсиса/поэпизодника/сценария, без учёта правок.
Формат сценария — американский или какой-то другой? Если другой — пришлите образец.
Объём сценария — в страницах, знаках (с пробелами или без) или словах?
Технические ограничения — что можно или нельзя. Например, ночные сцены, больше/меньше натуры (в пропорциях), погони, перестрелки, взрывы, компьютерная графика и тп, в зависимости от вашего конкретного замысла.
Павильон — будет или нет (сцены в постоянных, специально построенных декорациях).
Актёры. Если они уже прошли кастинг — попросите прислать их фото с указанием роли.
Редактор — кто он и пусть свяжется со мной. Редактор как правило единственный представитель кинокомпании с которым вы будете каждый день общаться.
Гонорар. Оценив сложность проекта по перечисленным выше данным, можно переходить к обсуждению гонорара. Здесь вертитесь ужом, но сделайте всё, чтобы продюсер назвал размер гонорара первым. После того, как он это сделает, рассмейтесь ему в лицо и поднимитесь с кресла, с намерением уйти. Через плечо назовите ему сумму, на 20% большую. Если сразу согласится — присядьте и допейте кофе. Если не согласится — подойдите к барной стойке и купите себе пироженку. Когда вернётесь — посетуйте на тяжкую жизнь современных киносценаристов и подкрепитесь углеводами.
Если на написание одной серии сериала отводится всего одна неделя, то этап поэпизодника игнорируется, пишется только краткий синопсис и сценарий. Это весомый довод, чтобы попросить 30%+ к уже озвученной сумме гонорара.
Если вас вынуждают произнести сумму, которую вы хотите, ответьте примерно так: «Гильдия киносценаристов рекомендует гонорар в 500 000 рублей за серию, но я не в гильдии, да и ситуация у нас немножко другая, поэтому я готов оказать вам посильную помощь за гораздо меньшее вознаграждение. Как вы отнесётесь к сумме в 300 000 рублей за серию?»
Когда продюсер с хищным блеском в глазах примет вашу жертву, уточните, что речь идёт о сумме после налогов и сопутствующих расходов. Это будет значить, что к названной вами сумме гонорара добавится как минимум 7%.
ИП/самозанятый. После обсуждения гонорара этот вопрос возникнет обязательно. У вас нет ни того ни другого. Отвечайте просто — ИП оформляется за три дня, а самозанятый — за полчаса. Пока обсуждаем договор — я всё оформлю. Если уровень ваших предполагаемых доходов не превысит 2 миллиона за календарный год — проще оформить самозанятость, в остальных случаях — ИП (индивидуальный предприниматель). В обоих случаях ставка подоходного налога составит 6%.
Договор. Когда всё обсудили, пообещали быть на связи 24/7, попросите прислать проект договора, упомяните, что покажете его своему юристу (врите не моргнув глазом, у вас его наверняка нет) и возможно договор придётся немножко скорректировать.
На прощание улыбнитесь, пожмите друг другу руки и поклянитесь в вечной любви (всю жизнь мечтали поработать именно с этой кинокомпанией).
Когда вернётесь домой — не фантазируйте, не трезвоньте на каждом углу о невиданном счастье и не берите кредиты под предполагаемые доходы. Реальность бесконечно сурова. Пока вам не перечислили первые деньги — эти разговоры и договора ничего не значат. Учитывайте это.
Удачи!
-----------------------------------------------------
Поддержать канал:
Любой разовой суммой на платформе ВК.
Пройти обучение основам сценарного мастерства на платформе ВКонтакте.
Подписаться на канал «Новости киноиндустрии» в Телеграмм.
Подпиской с возможностью обучения или сотрудничества: