*boğaz [бооаз] - горло, горловина, пролив, Босфор
Расскажу-ка я о своем первом визите в Стамбул, который состоялся в декабре 2018 года. Собственно говоря, это был мой первый раз не только в Стамбуле, но и в Турции, так что я покинул ряды тех дерзких людей, которые могли, бросая вызов общественному мнению, заявить, что никогда не были в этой стране.
Летел «Победой» в аэропорт Сабиха Гёкчен, и это было довольно тоскливо, так как ехать оттуда до центра города — одно мучение. Я, правда, сам выбрал максимально мучительный путь — на обычном городском автобусе до Кадыкёя (год спустя поехал на скоростном автобусе, и было чуть получше). Все дело в чудовищных пробках. Сначала автобус долго плутает по окрестностям аэропорта с узкими улицами, яркими вывесками и навязчивой рекламой. Потом вроде выезжает на трассу, но то и дело упирается в очередной затор.
Друзья снабдили меня картой Istanbulkart, которая очень помогла. Правда, сначала я долго и безуспешно пытался понять, как её пополнить (очень просто: в автомате, но он принимает только наличные, а обменник только в зоне прилетов, а туда можно попасть только через зону вылетов, а как попасть туда — вообще большой вопрос).
Пока я мучился с автоматом, подошёл человек в форме Turkish Airlines, у которого я жалобно спросил "Maybe you know how to use it." "Oh yes, I do know" — снисходительно ответил тот. Оказалось, что на моей карточке куча денег, и я могу кататься на стамбульском общественном транспорте целыми днями. И, забегая вперёд, на нем стоит кататься — особенно на трамваях и паромах. И на фуникулерах ещё.
Что меня поразило ещё в окрестностях Сабихи — это обилие людей. Тремя неделями ранее я был в Токио, и там совершенно не сложилось ощущение перенаселенности. Иное дело в Стамбуле. Народу реально много — и это я говорю после Москвы, сопоставимой по численности населения.
Когда автобус доехал до Кадыкёя, уже стемнело. Паромы ходят каждые 15 минут, и на них действует волшебная Istanbulkart. Увидев на табло заветное слово Eminönü, я немедленно прошел через турникет и вскоре теплоход отправился через Босфор в Европу.
Спустившись на берег в Эминёню, я окончательно понял, что все, что вижу на берегу, хорошо знакомо. Район пристани напомнил подмосковный вокзал — мрачные озабоченные люди, смердящие автобусы, выписывающие непредсказуемые траектории. И только нежный бриз и отсутствие снега говорили, что-то тут другое.
Ещё на пароме я обратил внимание особенность на такую особенность стамбульского народонаселения, как гендерный дисбаланс. В городе огромное количество мужиков, большей частью репродуктивного возраста, большей частью с одинаково уложенными волосами и одинаково подстриженными бородами. Забавно, но даже в Токио (да, я опять вспомнил о нем) у меня не было ощущения, что вокруг столько одинаковых людей.
Тут надо сказать ещё одну вещь — в Стамбуле было мало западных туристов: американцев с вечно полуоткрытым ртом, громких французов и испанцев, немцев в шортах, сандалиях и носках (тут мне говорят — декабрь же на дворе, какие сандалии — ну да ладно, будем считать, что это художественный приём). Зато много гостей из арабских стран и Юго-Восточной Азии. Также высока вероятность встретить соотечественника(-цу).
Что касается стамбульских мужиков, то многие из них просто не являются турками. Речь не только о том, что в городе живет миллиона два курдов, но и о сирийцах. Турецкий мем: «Что бы вы написали на въезде в Турцию? — Добро пожаловать в Сирию». Конечно, с первого взгляда незнатоку трудно определить, что данный мужик является сирийцем, но в Стамбуле очевидно присутствие нескольких антропологических типажей — начиная вполне центральноевропейским, продолжая средиземноморским и заканчивая ближневосточно-кавказским.
Но вернёмся к городу. Путь к гостинице лежал от шумного причала Эминёню через базар, уже закрывавшийся. Поскольку базары и все с ними связанное не люблю с детства, увиденное решительно мне не понравилось. Ветер гонял по пустым улицам мусор, важно проходили многочисленные коты, вывески на домах приглашали совершить хадж. Но когда я поднялся, наконец, к мечети Беязит, настроение изменилось.
Здесь кипела жизнь, звенели трамваи, призывно жарились каштаны. Увидев обменник с неплохим курсом — одним из лучших, как оказалось впоследствии — я решил поменять немного денег и вкусить стамбульского стрит-фуда. По неопытности я чуть не слопал каштан с кожурой, но вскоре понял свою оплошность. Стало совсем весело, ибо ел я последний раз утром во Внуково.
После этого начались два полных дня в Стамбуле с ходьбой (в общей сложности 55 км), едой, смотровыми площадками, общественным транспортом и музеями. Я не увидел, пожалуй, и сотой доли стамбульских красот. Что логично, учитывая, что городу двадцать семь (блин) веков и история буквально кричит из каждого камня. Поэтому просто расскажу о том, что меня впечатлило больше всего.
Общественный транспорт
Неожиданно, да? Но он, действительно, очень классный и дешевый, причем устроен так, что каждая последующая поездка дешевле предыдущей. До метро и электричек я не добрался, зато насладился трамваями, фуникулерами и паромами.
Стамбул — один из тех правильных городов, которые отказавшись некогда от трамвайной сети, одумались и восстановили ее. Трамвай здесь уважают и есть даже Трамвайный переулок (не проспект, как в Питере, но тоже неплохо).
Электрический трамвай ходил в европейской части города с 1914 по 1961 и с 1992 года. Нынешняя линия T1 идет с далеких окраин через весь исторический Константинополь, по Галатскому мосту направляется в Каракёй и заканчивается у причала Кабаташ.
Кроме того, в городе есть два маршрута, по которым курсируют старинные трамвайные вагоны. Первый, самый известный, — по Истикляль джаддеси — чисто туристический. Трамвай еле ползет (в отличие от лиссабонского, который носится по холмам города только так), вечно забит, и окружен зеваками, которые делают селфи на его фоне.
Маршрут обслуживается по-настоящему историческими довоенными трамваями. Так, вагон номер 47 был построен в 1913 году, остальные помоложе.
Трамваи для линии T3 в Кадыкёе (древнем Халкидоне) на азиатской стороне были построены в ГДР преимущественно в 1960-е годы.
Это уже обычный городской маршрут, хотя и очень короткий. Поездка по кольцу занимает минут пятнадцать.
Фуникулеров в Стамбуле аж три (и еще четвертый строится), я прокатился на двух из них. Что старинный Тюнель, что современный Таксим-Кабаташ очень сильно облегчают путь снизу вверх (с набережной до Истикляля довелось подниматься и пешком, и этот тот еще экспириенс).
Наконец, паромы, снующие через Босфор, являются полноценным видом городского транспорта. Как человек, для которого передвижения по воде не являются повседневностью, я однозначно выбирал их для перемещения между Европой и Азией.
Виды
Классический стамбульский скайлайн с минаретами, кораблями и чайками действительно очень живописен. Любоваться видами города можно до бесконечности — в частности, с крыши Rumours Inn. Меня очень впечатлил вид на пролив и Галату из-под Топкапы, у самого подножия гигантского флагштока.
И впечатлил бы вид с Галатской башни, если бы не очередь минут на 40 и толпа на вершине. Да нет, классный вид, конечно, что уж там. Просто толкаться неприкольно.
Коты
Котов, взрощенных на босфорской рыбе, в Стамбуле великое множество. Иногда кажется — больше, чем людей. Они полны достоинства, фотогеничны и присутствуют в каждом фоторепортаже из этого города. Не буду отставать.
Еда
Наверно, во всех путеводителях по Турции пишут, что не надо думать, будто бы турецкая еда — это только кебаб. Да хоть бы и так! Три дня подряд я ел искендер — с бараниной, говядиной и курятиной, и каждый раз он был великолепен. Последний искендер (с айраном, конечно же) был съеден в зале вылетов Сабихи — и оставил прекрасное впечатление.
Ну и салеп. Суперсладкий и супервкусный напиток, который особенно хорошо пьется прямо на улице зимним вечером. Вот кофе по-турецки пробовать не стал, довольствовавшись кофе из Старбакса. Не знаю, почему так получается, но в России и Турции старбаксовский кофе в разы вкуснее, чем в Америке и Японии. Но при этом стамбульский дешевле московского раза в полтора.
Подводя итог, хочу сказать, что город показался мне невероятно живописным, но смутила тревожная атмосфера. Возможно, дело в непривычных полчищах бородатых мужиков и обилию военной техники на улицах (фото ниже было снято на Истикляле, но такая же ситуация в районе Айя-Софии), а в одном месте - по пути к дворцу Долмабахче - был даже замечен снайпер на минарете.
Но, может быть, всему виной переменчивая декабрьская погода. Как бы то ни было, о своем решении посетить древний город не жалею ни разу, а через год посетил его вновь. Пока, Стамбул!
Еще о путешествиях: