Найти в Дзене
Муки Зву

Советские стиляги -- чем жили, что надевали, какую музыку слушали. Почему главный гимн стиляг Советского Союза посвящен какой-то Чуче?

Какую музыку слушали чуваки со своими борухами? И что означало выражение «кинуть брэк по Броду»? Что такое обувь на манной каше? Как хоронили стилягу? Время советских стиляг давно и безвозвратно ушло. Это была юность наших родителей, когда они только начинали свою самостоятельную жизнь, учились, влюблялись. Мы, дети конца 60-х -- начала 70-х узнавали от них, что тогда было на самом деле. Еще смотрели в черно-белых кинофильмах, какими их показывал советский кинематограф или юмористы на эстраде. Наше сейчас мнение о культуре стиляг -- это досужие рассуждения, как мнение диванного аналитика об арабо-израильском конфликте. Для того, чтобы полноценно говорить об этом времени, надо было в нем жить и самому быть вовлеченным в событийный ряд 50-60-х. Мы сейчас можем оценивать только внешнюю сторону, как в музее разглядывают средневековые рыцарские доспехи и пытаются их примерить на себя. Влияние субкультуры стиляг оставило глубокий след на советской эстраде, в театре и кино. Из таких однозначн
Оглавление

Какую музыку слушали чуваки со своими борухами? И что означало выражение «кинуть брэк по Броду»? Что такое обувь на манной каше? Как хоронили стилягу?

Время советских стиляг давно и безвозвратно ушло. Это была юность наших родителей, когда они только начинали свою самостоятельную жизнь, учились, влюблялись. Мы, дети конца 60-х -- начала 70-х узнавали от них, что тогда было на самом деле. Еще смотрели в черно-белых кинофильмах, какими их показывал советский кинематограф или юмористы на эстраде.

Листая старые винилы. Диск 52: «В Настроении. Гленн Миллер и Его Оркестр» 1985 г. «Мелодия» LP. Сторона 2.
Листая старые винилы. Диск 52: «В Настроении. Гленн Миллер и Его Оркестр» 1985 г. «Мелодия» LP. Сторона 2.

Наше сейчас мнение о культуре стиляг -- это досужие рассуждения, как мнение диванного аналитика об арабо-израильском конфликте. Для того, чтобы полноценно говорить об этом времени, надо было в нем жить и самому быть вовлеченным в событийный ряд 50-60-х. Мы сейчас можем оценивать только внешнюю сторону, как в музее разглядывают средневековые рыцарские доспехи и пытаются их примерить на себя.

Влияние субкультуры стиляг оставило глубокий след на советской эстраде, в театре и кино. Из таких однозначно вспоминаемых номеров сразу припомнился выпуск «Вокруг смеха», где выступал Александр Филиппенко. Он представлял отрывок «Козел на саксе» из пьесы Виктора Славкина «Взрослая дочь молодого человека».

Потом будет снята видеоверсия знаменитого спектакля 1979 года Анатолия Васильева носит название «Дорога на Чаттанугу» 1992 г. Это было все построено на образе теплых воспоминаний наших родителей, им это было близко, так прошла их молодость.

Тогда в детстве мне не совсем был понятен этот образ, да и вообще кто такие эти стиляги? Интернета тогда не было. Вся информация получалась только из книг и кинофильмов. А показывали стиляг очень критично и уничижительно-карикатурно.

Чувак — проверенный молодой человек, которого приглашали на «процесс» (узкую вечеринку) в «хату». Это слово было своего рода самоназванием стиляг – в отличие от официального ярлыка «стиляга».
Чувиха (чува), боруха, герла — девушка.
Хилять — ходить, фланировать.

Это были странно одетые молодые люди, слушающие враждебную музыку, да и как люди они было не самые хорошие товарищи. Да и каким стиляга может быть приличным человеком, если у него имя Эдик или Рудик! Георгий превращался в Гогу или Жоржа, Семен в Сэма, Борис – Боб, а Миша в Майкла. Только Мэлсу (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин) в фильме «Стиляги» повезло с именем – не пришлось ничего менять.

Они обычно тунеядствуют, а живут исключительно за счет фарцы с модной одеждой и зарубежными пластинками. Для соблюдения норм социалистического общежития пробивные родители устраивали таких деток на какую-нибудь непыльную синекуру, чтобы трудовая книжка была.

Эти люди были другими. Девушки и парни из больших городов, которых коснулось дыхание капиталистической свободы. Где появлялся иностранный ширпотреб, там исчезала социалистическая мораль. Большие портовые и приграничные города с их подпольной торговлей. Вещи заменяли людям идеологию, тем более они стоили денег, а деньги решают многое.

Задавала тон, в первую очередь, «золотая молодежь». Дети дипломатов и прочих представителей элиты советского общества, которые могли из-за границы привезти ультрамодные вещи и рассказы о волшебном мире, где можно запросто купить жвачку или красный пиджак.

-3

Стиляги презирали соцстрой, но не в прямой конфронтации, за которую могли посадить, а «в тихую», внешне. Протестовали показным несоветским образом жизни, а за пример брали Америку. Сказать, что в Союзе это не приветствовали – значит, ничего не сказать.

Первые стиляги появились в конце 1940-х годов. Считается, что их движение стало тихим протестом против стереотипов советского общества. Стиляг отличал цинизм суждений, подчеркнутая аполитичность, отрицание некоторых норм общественной морали того времени. И откровенное нежелание работать «у станка».

«Стиляга» — это не самоназвание; сами себя эти молодые люди либо никак не называли, либо именовались «штатниками» (то есть горячие поклонники Соединённых Штатов).

Вернувшиеся из Западной Европы победители привезли множество так называемых «трофейных» журналов, украшений, одежды, обуви. Кто-то вез патефонные иголки, кто-то пластинки, а кто-то модную бижутерию и косметику. Это была «страна Лимония -- Сплошная Чемодания!», как у Высоцкого. Вещи, уже вышедшие из моды за рубежом, стали основой протестного гардероба для стиляг «из народа».

«На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии… Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы… Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды». (Э.Лимонов «У нас была великая эпоха»).

Почему стиляги? Потому что они жили стилем, одевались стилем, танцевали стилем. Есть мнение, что сам термин «стиляга» пришел из музыкального языка: у джазовых исполнителей термин «стилять» означал «копировать чужой стиль игры». Существовало выражение «дуть стилягу» — то есть играть в подражательной манере.

«Главное в их "стиле" – не походить на обыкновенных людей. И, как видите, в подобном стремлении они доходят до нелепостей, до абсурда. Он детально изучил все фоксы, танго, румбы, линды, но Мичурина путает с Менделеевым и астрономию с гастрономией. Он знает наизусть все арии из "Сильвы" и "Марицы", но не знает, кто создал оперы "Иван Сусанин" и "Князь Игорь". Стиляги не живут в полном и в нашем понятии этого слова, а, как бы сказать, порхают по поверхности жизни». (Фельетон "Типы, уходящие в прошлое", журнал "Крокодил", №7, 1949 г.)

У стиляг была своя музыка – разумеется, американская. Джаз, буги-вуги и мелодии Оркестра Гленна Миллера руководству социалистического государства, разумеется, совершенно не нравились. Всё это распространяли подпольно и только между своими людьми. Переписанной на рентгеновские снимки музыкой наслаждались лишь в узком кругу единомышленников, пока кто-нибудь «не стукнет» в милицию.

Представители субкультуры имели специфический внешний вид, особые манеры поведения, свой сленг и музыкальные предпочтения. Во многом предпочтения стиляг сформировали «трофейные» фильмы — «Судьба солдата в Америке», «Серенада Солнечной Долины», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Джордж из Динки-джаза», а также картины с Диной Дурбин.

Непостижимым образом из-за океана переносили и танцы. А то, что недопоняли, сочиняли на месте сами. Танцевать с иностранными вывертами называлось «стилять». За такое, как и за чрезмерно яркий внешний вид, с общественной танцплощадки могли и выгнать. Да что там с танцплощадки! Выгнать могли и из мест посерьёзнее.

-5

Сегодня ты играешь джаз, а завтра -- Родину продашь!

Общественность с вопиющим космополитизмом боролась неустанно. Стиляг песочили на студенческих собраниях, отчисляли из институтов, выгоняли из комсомола. На стиляг устраивали настоящую охоту дружинники, а в провинциальных городах расправа со стильно одетыми молодыми людьми и вовсе выходила за рамки цивилизованной «борьбы с недостатками»: стиляг ловили, стригли их под полубокс, а узкие штаны распарывали и вшивали красные сатиновые клинья.

«Редко бывает, что развернёшь газету и не наткнёшься там на материал, обличающий молодых бездельников, стиляг, тунеядцев, фарцовщиков, бездушных сыновей и т. д. и т. п. Законны и справедливы требования тех, кто считает, что бездельников этих нужно учить и наказывать». (Леонид Пантелеев, "Без компаса", 1960 г.)

Бездельники всегда были чрезвычайно нарядны. У чувих – так стиляги называли девушек – яркая помада и ногти, пышные юбки с броским принтом, каблуки, затейливые причёски. У чуваков, то есть парней, галстук-селёдка, брюки-дудочки, клетчатый пиджак и башмаки на толстой каучуковой подошве – «на манке», как они говорили.

-6

Как одевались советские стиляги

Первые стиляги носили мешковатые двубортные пиджаки пестрых расцветок, шляпы с широкими полями, яркие носки, выглядывающие из-под брюк, цветные шелковые или гавайские рубашки, свитера с оленями, остроносые ботинки на высокой подошве, галстуки с драконами, обезьянами, петухами. Привезти такие можно было только из-за границы.

Позднее наряд представителей субкультуры стал более элегантным: брюки-дудочки шириной 22 см — в противоположность советским 32-сантиметровым, джинсы, зонты-трости, узкие галстуки-селедки.

К 60-м годам в честь следования американской моде стиляги стали называть себя «штатниками». К тому времени среди представителей движения популярны были строгие плащи с верхней пуговицей, ратиновые пальто в английском стиле, костюмы из чистой шерсти, широкие серые пиджаки с платочком в кармашке, сшитые у портного шляпы «стетсон», американские солдатские ботинки и туфли с перфорированным носком.

Совпаршив — отечественные изделия лёгкой промышленности.
Динамо, Динамо-машина — такси.
Динамить — сбегать.
Мужской гардероб стал квинтэссенцией протестного движения — девушки-стиляги не имели собственного стиля. Они копировали фасоны из прибалтийских или социалистических модных журналов: носили пышные и узкие юбки, брюки, яркие блузы с цветочным принтом, туфли с удлиненным носком.

Зажиточные стиляги покупали одежду у фарцовщиков или приезжих иностранцев, а также заказывали пошив вещей из западных тканей, купленных в комиссионных магазинах. Стиляги из бедных семей часто шили плащи и брюки из брезента, наклеивали на ботинки так называемую «манную кашу» — подошвы из каучука или микропорки, которые затем гофрировали сбоку, и пр.

У представителей субкультуры были в почете особые «предметы роскоши» — заграничные авторучки, портсигары и зажигалки, а также американские игральные карты с девушками в стиле pin-up.

Стиляги 50-х носили начесанные и набриолиненные «коки» «а-ля Пресли» на лбу, а также тонкие усики-«мерзавчики».

Девушки-стиляги использовали больше косметики, чем простые советские женщины. Приветствовалась яркая помада, густо подведенные глаза. Модной прической был «венчик мира», для которого волосы завивались и укладывались вокруг головы, а к 60-м годам, благодаря фильму «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо, невероятно популярной стала начесанная бабетта, которую носила главная героиня фильма.

Как жили и разговаривали стиляги

Стиляги имели особенные манеры движений, которые были представлены как «на редкость развязные». Пластика представителей субкультуры была осознанной и продуманной: высоко поднятая голова и свободная походка указывали на их принадлежность к движению, кроме того, диктовались костюмом и танцами.

Стиляги из разных городов по вечерам прогуливались («совершать хил» или «кинуть брэк по Броду») по «Бродвею» — обычно центральной улице города (улица Горького в Москве, «Пешков стрит», Невский проспект в Ленинграде, улица Карла Маркса в Иркутске). Важным элементом таких прогулок была демонстрация своих костюмов и самих себя.

Особый сленг стиляг складывался из английских заимствований, переиначенных на русский лад, в сочетании с элементами музыкального жаргона.

Джакеток (англ. jacket) — пиджак.

Соксы (англ. socks) — яркие носки, видные из-под брючины.

Таек (англ. tie) — галстук.

Трузера, траузера, траузерса (англ. trousers) — брюки.

Тренчкот (англ. trenchcoat) — плащ

Хэток (англ. hat) — шляпа.

Шузы, шузня (англ. shoes) — ботинки на высокой подошве. «Шузами с разговором» называли классические ботинки с узором из дырочек на передней части, а «шузами на манке» – ботинки, к подошве которой, чтобы сделать ее толще, была наклеена микропористая резина (обычно была белого цвета)

Манюшки (англ. money) – деньги

Хата – свободная квартира, в которой можно провести вечеринку

Главным атрибутом стиляг был саксофон, олицетворявший музыку свободных людей. Стиляги увлекались зарубежными танцами и музыкой — в первую очередь, джазом. Можно сказать, что мюзикл Валерия Тодоровского «Стиляги» 2006 г. достаточно верно показал внешнюю сторону этой субкультуры.

Далеко не все могли позволить себе вырядиться стилягой, да и не все хотели. Идеология учила сознательных граждан гордиться не иностранными тряпками, а достижениями советского народного хозяйства.

Насколько я могу судить из рассказов своего отца, да и общему отношению в народе – стиляг у нас не любили. «У нас так не живут!» Это была на животном уровне неприязнь к любому заграничному проявлению в рядовой среде. Страна еще недавно победила в такой чудовищно-тяжелой войне, где нам пришлось воевать почти со всей Европой. На дворе стояли «холодные» 50-е – мы в окружении врагов и нечего заглядываться на шмотки и музыку, уподобляясь потенциальному противнику. Иди лучше на завод к станку!

-7

Это как опыты с обезьянами – попробуйте нарядить подопытную макаку в подобие человеческой одежды и отпустить к сородичам. Они будут ее лупцевать, и она станет изгоем! Почему? Потому что у нас так не принято! Сейчас, конечно, смешно видеть в стилягах предателей Родины, тем более что многие из них, повзрослев, занимали чиновничьи кресла повыше, и уже оттуда вещали советскому народу, как жить и что слушать.

Гимн советских стиляг имени товарища Гленна Миллера

Сторона 2. Продолжение. Начало.

8. «Чаттануга Чу-чу» («Поезд На Чаттанугу») («Chattanooga Choo Choo») (Г. Уоррен) (Harry Warren -- Mack Gordon) – 3:23.

Знаменитая вокзальная песенка миллеровского оркестра «Чаттануга Чу-чу» стала безумно популярной в Советском Союзе сразу после первых показов «Серенады Солнечной долины». Для сообщества «стиляг» и «штатников» она стала культовой – любовно называемой в народе «Чу-Ча». Образ поезда, отправляющегося в неведомую Чаттанугу, стал своеобразным символом, отражающим жгучее желание хотя бы мысленно уехать в вожделенную Америку.

Многие, кто напевал популярный мотивчик, даже не знали перевода американской песенки. Они на слух воспринимали незнакомые слова и как могли, воспроизводили их. А о чем сама песня и не догадывались. Чуча она и есть Чуча, может собака какая или сказочный персонаж.

Народный фольклор сразу нашел яркие русские слова для отечественного дворового варианта. Я нашел один очень неприличный текст. Там речь шла о некотором утомлении участницы одного процесса, которая с негодованием обращается к своему напарнику Бобу. К сожалению, в силу подцензурности я не могу воспроизвести его, поэтому даю только припев.

На Бродвее, на Бродвее много реклам.
Жить бандитам и евреям весело там.
Грабят-убивают, Чучу напевают.
И имеют непрерывно стильных дам.

А сама оригинальная песня написана поэтом-песенником Маком Гордоном и композитором Гарри Уорреном, когда они ехали на поезде «Бирмингем Спэшел» (Birmingham Special) по Южной железной дороге (Southern Railway). Начиная с конца XIX века, поезда следующие с юга на север США, проходили через городок Чаттануга в штате Теннесси. Первый поезд проследовавший по муниципальной железной дороге из Цинциннати до Чаттануги получил прозвище «Чаттануга Чу-Чу», от детского названия паровоза, имитирующего звук его движения.

7 мая 1941 года оркестр Гленна Миллера записал композицию для фильма «Серенада Солнечной долины» («Sun Valley Serenade»), вокальные партии в которой исполнили музыкант оркестра Текс Бенеке (Tex Beneke) и группа «Modernaires».

Кроме Текса Бенеке и вокальной группы, песню в фильме исполняют Братья Николс и Дороти Дэндридж (The Nicholas Brothers & Dorthy Dandridge) с немного другим текстом.

10 февраля 1942 года продажи пластинки превысили 1 200 000 экземпляров и пластинка стала первым официальным «золотым диском» в истории грамзаписи.

«The Andrews Sisters»

Bill Haley And His Comets

«The Shadows»

Taco

«Showact der Salty Sisters»

«Tuxedo Junction»

Ray Charles

Отечественные вариации на тему великой Чучи

Если не подходить очень строго к переводу текста самой песни, то весь смысл укладывался в несложную формулу «сяду на поезд – съем яичницу – приеду к зазнобе». Даже советские «железнодорожные» («Стою на полустаночке…», «Колеса диктуют вагонные…») песни имели гораздо более глубокий посыл. Поэтому авторам текстов каверов пришлось сильно потрудиться, чтобы добавить хоть какого-то веса в легкий вокзальный треп.

«Сопрано 10»

Муслим Магомаев

Леонид Броневой

Лариса Долина

SOPRANO Турецкого и Александр Буйнов

Завершить сегодняшний обзор про стиляг хочется на позитивной ноте, поэтому представляю знаменитую народную песню в исполнении культового певца русского шансона Аркадия Северного.

Продолжение.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Старые винилы. Оркестр Гленна Миллера»:

Как джаз мог погубить фашистский рейх или почему Гитлер запретил музыку Гленна Миллера. Шпионские страсти под старый добрый свинг 40-х.

«В Настроении. Гленн Миллер и Его Оркестр» 1985 г. «Little Brown Jug» -- песня о безусловном вреде пьянства