Найти в Дзене
Муки Зву

Старые винилы. Диск 52: «В Настроении. Гленн Миллер и Его Оркестр» 1985 г. «Little Brown Jug» -- песня о безусловном вреде пьянства

Оглавление

Настроение может поднять чарка старого доброго виски из «маленького коричневого кувшина» и мелодия, наполняющая душу ритмом и позитивом. Чин-чин, уважаемые слушатели!

Для модных танцевальных мелодий оркестра Гленна Миллера годились любые оригинальные песни популярные в 30-40-х – кантри, танго, фокстрот. В умелых руках аранжировщиков из них получались отличные свинговые стандарты того времени, составившие золотую обойму для джазовых оркестров. Джаз-маэстро Миллер даже из старинной застольной песни смог сделать великолепный свинговый номер.

Листая старые винилы. Диск 52: «В Настроении. Гленн Миллер и Его Оркестр» 1985 г. «Мелодия» LP.
Листая старые винилы. Диск 52: «В Настроении. Гленн Миллер и Его Оркестр» 1985 г. «Мелодия» LP.

Продолжение. Начало.

В августе 1941 года, более 80 лет назад в американский прокат вышел фильм «Серенада Солнечной долины», моментально сделавший звездой Гленна Миллера. В СССР картина попала после войны. Появление на экранах комедии с великолепными джазовыми композициями стала настоящей эпохой для советских зрителей -- ей восхищались советские джазмены, ей подражали молодые стиляги.

Первая пластинка Гленна Миллера появилась в 1935 году. На ней были записаны две мелодии его собственного сочинения: «Лунный Свет над Гангом» и «Блюзовая Серенада» (это название можно перевести и как «Серенада в грустных тонах»).

Но свой первый оркестр танцевальной музыки Миллер создает только в 1937 году. А уже год спустя оркестр под управлением Гленна Миллера становится широко известным в Америке. Тогда он носил громкое название «Каза Лома Бэнд Гленна Миллера», который играл для публики в казино под названием «Казино Гленна Миллера».

Все танцевальные мелодии, которые были популярны в Америке в ту пору: танго, фокстрот, свинг, буги-вуги и другие -- исполнялись в необычной манере, которая сразу же получила название «музыка Гленна Миллера».

Общенациональная слава пришла к композитору в марте 1939 года, когда его грампластинки с записями танцевальных мелодий в стиле свинг «Серенада Лунного Света» и «Каприз» вышли миллионными тиражами. Затем имя Миллера вновь появилось на устах миллионов американцев в мае 1941 года. Это было после выхода на экран «Серенады Солнечной долины» с Соней Хени в главной роли. Попала эта картина и в СССР -- под видом «трофейной» в 1944 г. Это был как глоток свежего воздуха для воюющей страны.

Сразу же профессиональные и самодеятельные советские эстрадные оркестры начали копировать миллеровские оркестровки, и музыка «Серенады» (особенно «Moonlight Serenade» и «In The Mood») широко звучала в СССР вплоть до 1948 г., когда джаз и приджазованная эстрадная музыка были запрещены в СССР; тогда же запрещено было и употребление в советских СМИ слова «джаз» до 1957 г. Несколько поколений советской молодежи распевали и насвистывали мелодии из этого фильма, ставшего у нас культовым.

Поколение мальчишек и девчонок, заставшее выход в послевоенный прокат фильма «Серенада Солнечной долины» (в числе так называемых «трофейных»), в голодные и безрадостные годы было согрето этой яркой и позитивной музыкой Миллера из фильма. Поэтому даже когда в повторный прокат в 1961 г. в Советском Союзе был выпущен старый фильм – он привлёк 33,4 млн. зрителей при тираже 684 копии, заняв 97-е место по посещаемости среди зарубежных фильмов в СССР.

Может быть, на этой волне Юлиан Семенов, мальчишка из поколения 40-50-х, включил эпизод с мелодией Гленна Миллера в свой замечательный эпик со Штирлицем. Другой мальчишка Михаил Козаков озвучил сцену влюбленности Костика в «Покровских воротах» музыкой оркестра.

Память о музыке Гленна Миллера жива, поэтому сегодня мы начинаем слушать пластинку фирмы «Мелодия» «В Настроении. Гленн Миллер и его оркестр» 1985 г.

Сторона 1.

Золотой стандарт эпохи свинговых оркестров -- заглавная композиция пластинки

01. «В Настроении» («In The Mood») (Дж.Гарланд) (Joe Garland, Wincy Manone – Andy Razaf) -- 03:34.

Самая узнаваемая и броская свинговая мелодия, которую исполняют многие оркестры в качестве разогрева аудитории на джазовых концертах. Для многих телепередач и анонсов используется эта миллеровская мелодия, по которой сразу представляют 20-30-40-е годы. Вневременная хитовая «In The Mood» («В Настроении») — визитная карточка Гленна Миллера и его оркестра, записанная в 1939 г. для студии «RCA Victor». Звучит в фильме «Серенада солнечной долины» 1941 г.

В 1983 году сингл Глена Миллера и его оркестра с этой песней был принят в Зал славы премии «Грэмми».

«In the Mood» — культовая мелодия, известная всем по знаменитому вступлению, где главную тему играет группа саксофонов, полюбишаяся публике по всему миру.

Тема была написана музыкантом-аранжировщиком Джо Гарландом и поэтом Энди Рэзафом, и вначале они предложили ее композитору и руководителю биг-бэнда Арти Шоу. Тому вещь очень понравилась, но он отказался ее записывать, так как аранжировка занимала около 8 минут и не укладывалась в трехминутный стандарт пластинки на 78 оборотов: это была целая симфония! Вот какие были раньше пластинки – одна песня на одной стороне! Дискотека с танцами на три минуты и перерыв.

Гарланд принес «In The Mood» Миллеру, а тот мгновенно почувствовал потенциал вещи. И недолго думая произвел нужные сокращения. Песня была продана в 1939 году Гленну Миллеру, который много экспериментировал с аранжировкой. Автор окончательной аранжировки неизвестен.

Кстати, главная тема композиции уже выходила в 1929-1930 годах под названием «Tar Paper Stomp» -- эта мелодия сотни раз исполнялась в бальных залах по всей территории США. Автором ее значился трубач и лидер оркестра Уинги Маноун. История гласит, что после того как «In The Mood» стала хитом, Миллер и его звукозаписывающая компания заплатили Малоуну, чтобы тот не оспаривал авторские права.

Есть еще один претендент на авторство главного риффа мелодии «In The Mood». В 1931 году ещё один лидер биг-бэнда и один из лучших джазовых аранжировщиков Флетчер Хендерсон внёс вою лепту -- этот же яркий рифф звучит в его «Hot and Anxious». Слушаем с 41-й секунды:

Не важно, кто первым увидел алмаз в россыпи, главное то, как он заблистал своими гранями, когда стал бриллиантом в руках Гленна Миллера. Мелодия до сих пор вдохновляет музыкантов и исполнителей на новые прочтения классической свинговой темы «In The Mood».

«The Andrews Sisters»

Jerry Lee Lewis

Тако

«Art of Noise»

«Brian Setzer Orchestra»

Мольба цыганского барона со скрипкой

02. «Моя Мольба» (Дж.Кеннеди) «My Prayer» (Georges Boulanger -- Jimmy Kennedy) -- 03:15.

Мелодию «Avant de Mourir» («Прежде, Чем Умереть», «Перед Смертью») написал в 1926 году румынский скрипач Жорж Боланже (Georges Boulanger), уехавший из России в 1917 году и обосновавшийся в Берлине. Жорж Боланже был цыганским бароном с консерваторским образованием и салонным скрипачом в модных кафе. Его амплуа была фоновая музыка, представляющая собой смесь цыганской музыки, балканского фольклора и венских вальсов.

В 1939 году северо-ирландский поэт Джимми Кеннеди (Jimmy Kennedy) написал на мелодию слова, назвав песню «Моя Мольба», и в том же году её записали Гленн Миллер (Glenn Miller), и группа «The Ink Spots», заняв 2 и третье место в неофициальном чарте. Но наибольший успех имела версия группы «The Platters», ставшая в 1956 году вторым их синглом, после «The Great Pretender» на вершине "Billboard Top 100" в течение 4 недель.

«Platters»

Karel Gott

Jimmie Rodgers

«The Ink Spots»

Joan Edwards

Adriano Celentano

Ray Conniff

Milva

У врат сказочной лунной ночи

03. «Серенада Лунного Света» (Г.Миллер) «Moonlight Serenade» (Glenn Miller -- Mitchell Parish) -- 03:22.

«Moonlight Serenade» — композиция, сыгранная первый раз в 1939 году и построенная на контрасте двух оркестровых групп, стала любимейшим произведением, входящим в репертуар каждого оркестра.

Одной из самых известных и любимых композиций Миллера среди всего репертуара по праву считается «Moonlight Serenade» («Серенада Лунного Света»). Песня-феномен была записана 4 апреля 1939 года на студии RCA «Bluebird», которую ждал колоссальный успех. Даже сегодня на концертах все с нетерпением ждут исполнения этой композиции. Хотя окончательная версия «Серенады» принадлежит не Миллеру, а Михаилу Пашелинскому, переехавшему в США из Риги и творившему под псевдонимом Митчел Пэриш (Mitchell Parish), он написал к ней стихи.

В записи используется «crystal chorus» в секции деревянных (язычковых) духовых – одно из изобретений Миллера-аранжировщика, придававшее уникальный колорит музыке его оркестра, – верхний голос в группе саксофонов был поручен кларнету. Со временем этот приём стал обыденным делом в джазе. Следует также отметить, что Миллер одним из первых бэнд-лидеров увеличил секцию язычковых духовых до 5 инструментов.

Но всё-таки широкую известность это произведение получило не сразу, а только после выхода не менее знаменитой музыкальной комедии «Серенада Солнечной долины» (кстати, Миллер не очень жаловал жанр мюзиклов, отказываясь от предложений бродвейских продюсеров, – его истинной любовью всегда был коммерческий джаз). Вопреки бытующему мнению, в фильме звучит только одна вещь, написанная Миллером, – именно «Moonlight Serenade», с которой он впоследствии часто начинал свои концерты.

Среди достижений «Moonlight Serenade»: третья позиция в первой десятке поп-чарта «Billboard» в США в 1939 году в течение пятнадцати недель; в той же Великобритании в марте 1954 года «Moonlight Serenade» держалась на 12 позиции в течение недели; вместе с «Little Brown Jug» и «In the Mood» занимала 13 строчку UK-чарта в течение 8 недель. В 1991 году запись Миллера «Moonlight Serenade» была введена в «Зал славы Грэмми».

Ella Fitzgerald

Barry Manilow

Carly Simon

Позвони мне, позвони!

04. «Пенсильвания, 6-500» («Pennsylvania 6-5000») (Дж.Пей) (Jerry Gray – Carl Sigman) -- 03:14.

Многие известные музыканты играли в Cafe Rouge в отеле «Пенсильвания » в Нью-Йорке, в том числе Оркестр Гленна Миллера. Телефонный номер отеля, Pensylvania 6-5000, вдохновил Гленна Миллера на одноименный хит – Top 5 Billboard, который попал в 12-недельный чарт в 1940 г.

«Pennsylvania, 6-5000» (также пишется «Pennsylvania Six-Five Thousand») – джазовый стандарт в стиле свинг-джаза и поп-музыки 1940 года, записанный Гленном Миллером и его оркестром в качестве сингла. Музыку написал Джерри Грей, а слова -- Карл Сигман.

Гленн Миллер был сложной и противоречивой натурой. Его друг и биограф Джордж Саймон отмечает, что он открывался лишь очень немногим близким людям.

Его любимым изречением, как он сам говорил, было название одной из композиций Дюка Эллингтона: «Это не вещь, если в ней нет свинга».

«The Andrews Sisters»

«Muppet Songs»

«The Brian Setzer Orchestra»

Романтический поклон солнцу

05. «Серенада Восходящему Солнцу» («Sunrise Serenade») (Ф.Карл) (Frankie Carle) -- 03:24.

Фрэнки Карл (Фрэнсис Нунцио Карлоне) был американским пианистом и руководителем группы. Как очень популярного лидера группы в 1940-х и 1950-х годах Карл получил прозвище «Волшебник клавиатуры». Музыка Карла была известна своей легкостью из-за его жизнерадостности. Это привело к появлению очень популярных романтических танцевальных мелодий. Главные его вещи: «Серенада Восходящему Солнцу», «Падающие Листья», « О! Что Это Казалось», «Розы Под Дождем».

«Sunrise Serenade» -- самая известная композиция Карла, которая в 1938 году заняла первое место в США и была продана тиражом более миллиона копий. Стиль мистера Карла, на который, как и на большую часть поп-музыки того времени, повлиял джаз, был в основном стилем танцевальной группы, игравшей традиционную поп-музыку. Поп-критик Брюс Эдер сказал, что мистер Карл создал "чистый, четкий звук, трубы, тромбоны и фортепиано были четко очерчены".

Glenn Miller

Сердце красавицы склонно к измене…

06. «Вероломство» («Perfidia») (М Домингес – М.Лидз) (Alberto Dominguez -- Milton Leeds) -- 03:17.

Название душещипательной канцоны «Perfidia» в переводе с испанского означает предательство, вероломство, обман или ложь. Авторство этой известной мексиканской песни о любви и потере принадлежит Alberto Dominguez (1913-1975). И здесь есть один важный смысловой и языковый нюанс.

Это слово происходит от испанского существительного «perfidy», что означает прирожденная фальшивость, неверность, склонность к обману. Трудно подобрать точный эквивалент. По-английски «Disambiguation» близко по значению к русскому «гулящий, гулящая», хотя далеко всем другим языкам до испанского «Perfidia»…

Для мелодии своей песни дон Альберто выбирает строгую и «проверенную» веками мелодию Bolero. Болеро — это танец и одновременно музыкальный жанр, зародившийся в Испании в конце XVIII столетия. Известно много разновидностей болеро, характерных для разных областей Испании, но все болеро имеют размер 2 четверти.

Песня вышла в 1939, и в 1940 стала хитом в исполнении Xavier Cugat. Эта версия была использована режиссером Вонгом Кар-Ваем в фильмах «Days of Being Wild», «In the Mood for Love» и «2046». В «Днях Безумства» инструментал «Perfidia» невыносимо красиво звучит в самых ярких и пронзительных моментах, где нет необходимости в словах.

Помимо испанского оригинала, существует множество других записей и интерпретаций, англоязычных и инструментальных версий.

Эта песня звучала в фильме «Касабланка», в момент, когда Ингрид Бергман и Хемфри Богарт танцуют в парижском ночном клубе.

«The Ventures»

Nat King Cole

Ray Conniff

Andre Bocelli

James Last

«Little Brown Jug» -- песня о вреде алкоголизма или горе в семье, когда пьют оба супруга

07. «Рыжая Посудина» («Little Brown Jug») (обр. У.Финегана) (Joseph Winner, Bill Finegan) -- 02:51.

«Little Brown Jug» — четкая и безукоризненная аранжировка известной песни, написанная в 1939 году. Одна из признанных вещей мировой джазовой классики.

Ох уж эти редакторы-переводчики с «Мелодии» -- так назвать знаменитый «Little Brown Jug», который все-таки «Маленький Коричневый Кувшин» или проще говоря "Бутыль". Человек незнакомый с популярными джазовыми стандартами может подумать, что речь идет о каком-то корабле, особенно, что некоторые переводят песню, как «Ржавая Посудина».

Мелодия попала в репертуар Оркестра Гленна Миллера с легкой руки аранжировщика Уильяма Джеймса Финегана, руководителя американского джазового оркестра, пианиста и композитора. Он был аранжировщиком оркестра Гленна Миллера в конце 1930-х - начале 1940-х годов.

В 1939 году начинающий бэнд-лидер, тромбонист и аранжировщик Гленн Миллер (Glenn Miller) с большим успехом записал свинговое инструментальное переложение старой мелодии в исполнении своего оркестра, ставшее одним из самых известных номеров эпохи американских биг-бэндов. Премьера «Little Brown Jug» состоялась на концерте в Карнеги-холле. Запись стала одним из первых хитов Глена Миллера и основой репертуара его оркестра.

Застольная песня «Little Brown Jug» («Маленький Коричневый Кувшин») была написана американским композитором и музыкальным издателем Джозефом Истберном Виннером (Joseph Eastburn Winner) в 1869 году и к концу XIX века была уже настолько известной, что многие стали считать её народной. Автор песни родился в Филадельфии, штат Пенсильвания, где он вместе со своим братом, известным американским композитором Септимусом Виннером (Septimus Winner), управлял издательским бизнесом.

В песне поется о супружеской паре, страдающей алкоголизмом, и их тяжелой жизни. Мелодия при этом выбрана, однако, яркая и веселая:

С женою жили мы вдвоём
В развалюхе, что называлась "дом"
Мы любили джин и ром
Веселились под хмельком

Припев (Крошка "Brown Jug" -- бутылка. Ред.):

Ха, ха, ха, ты и я
Крошка "Brown Jug", любовь моя
Ха, ха, ха, ты и я
Крошка "Brown Jug", любовь моя

В эпоху «сухого» закона, когда песни, в которых упоминался либо сам алкоголь, либо обстоятельства его употребления, не рекомендовались к исполнению, «Little Brown Jug» пережила второе рождение, восстановив былую популярность как среди исполнителей, так и слушателей. Именно в 20-30-е годы, вопреки всем запретам, была произведена большая часть записей этой песни из существующих.

В 1948 году песня, в аранжировке Уинстона Шарплза (Winston Sharples) и с совершенно новым текстом Бадди Кейя (Buddy Kaye), прозвучала в мультфильме «Маленький коричневый кувшинчик» Famous Studios Screen Song.

Прошло время, и веселая песня о пьющих супругах или проще сказать, гимн семьи бухариков, стала одним из джазовых стандартов приличных оркестров и исполнителей в чистых костюмах и с бритыми физиономиями. Ирония судьбы…

The Bill Black Combo

The Charleston Dandies

Мелодия «Little Brown Jug» была использована в песни «My Ding-a-Ling» Дэйва Бартоломью (Dave Bartholomew), которая в 1972 году стала хитом №1 в исполнении Чака Берри (Chuck Berry).

И в конце совсем невероятная версия. Послушайте всем хорошо известную песенку из советской киносказки "Золушка" -- основной проигрыш, ничего не напоминает? Нот всего семь...

Конец стороны 1. Продолжение следует.