В начале октября 2023 года в России стало известно о развитии до стадии испытаний опытных образцов двух проектов, связанных с транспортом, где используются новые отечественные технологические решения. Расскажем о них некоторые подробности.
Российская компания «Ситроникс Групп» (Sitronics Group) и Центр водородных технологий АФК «Система» разработали для использования в качестве основного силового агрегата пассажирского судна новый электрохимический генератор (ЭХГ) на топливных элементах, вырабатывающий энергию из водорода. В качестве опытного судна было выбран 22-метровый прогулочный катамаран проекта «Эковольт 1.0» российской верфи «Эмпериум» (Emperium). Первый этап испытаний успешно проведен осенью 2023 года в Ленинградской области на реке Нева недалеко от верфи, где построен катамаран.
Как сообщают разработчики, проект осуществляется с начала 2023 года. Опытная силовая установка прошла предварительные стендовые испытания. Приводится информация, что данная технология актуальна для круизных моделей и грузовых судов, и может в разы увеличивать автономность хода электрического судна: на водородных топливных элементах запаса хода малого пассажирского электросудна может хватить на почти 20 часов без дополнительной заправки.
Команда авторов проекта также рассматривает создание подобных энергоустановок для других сфер использования.
Вторая интересная тема. Российская компания НПО «СтарЛайн» (StarLine, Санкт-Петербург) в октябре 2023 года запустила рейсы беспилотного грузового автомобиля, оснащенного системой собственной разработки, позволяющей выполнять автономные перевозки по дорогам общего пользования. В частности, экспериментальные перевозки организованы на трассе М11 «Нева», связывающей Москву и Санкт-Петербург. «СтарЛайн» известен миллионам россиян как разработчик и производитель охранных сигнализаций для автотранспорта.
Для отработки технологии использован обычный серийный тягач. На машину установлен блок специального оборудования, включающий в себя GNSS-RTK-приемник (спутниковая навигация), лидары, видеокамеры, инерциальные датчики. При обработке информации оборудование использует искусственный интеллект, нейросети и оригинальную цифровую модель дороги.
Как сообщают авторы проекта, все данные обрабатываются несколькими вычислительными системами с собственным программным обеспечением, установленными в блоке бортовой аппаратуры. Машина движется по скоростной трассе самостоятельно, но пока в кабине присутствует оператор, который может в случае необходимости взять управление на себя.
Осенью 2023 года на испытаниях экспериментальной машины, совершенствуются такие составляющие системы, как дальняя детекция, позиционирование при нестабильном потоке поправок RTK, построение карты с учётом искривления земной поверхности. Главной целью создания и развития проекта является разработка универсальной российской платформы, где интеграция элементов беспилотного автомобиля станет возможной при установке на любое современное транспортное средство.