Найти тему
SNDGLOBAL

Ольга Квашенкина назвала три причины дефицита кадров в российской микроэлектронике

Дефицит кадров в российской микроэлектронике является одним из главных рисков для экономики страны. Ежегодно российские учебные заведения выпускают до двух тысяч инженеров, готовых по своим специальностям работать в отечественной микроэлектронике. Но зачастую молодые люди отворачиваются от отрасли. Разобраться в причинах дефицита кадров в электронной отрасли помогла Ольга Квашенкина, генеральный директор группы компаний SNDGroup.

Ольга Квашенкина, генеральный директор группы компаний SNDGroup
Ольга Квашенкина, генеральный директор группы компаний SNDGroup

В первую очередь причиной разрыва между уровнем технологического развития отрасли в России и технологическим развитием передовых стран является, по мнению специалиста, жесточайший кадровый дефицит. По некоторым направлениям этот разрыв в электронной отрасли составляет 25-30 лет, по другим направлениям – 10-20 лет, по третьим – разрыв в пределах десятилетия.

«Это факт, и его признают сегодня уже практически все, включая крупные корпорации и государственный регулятор. Василий Викторович Шпак накануне в своём докладе, в первый день Форума «Микроэлектроника», очень подробно об этом говорил и подсвечивал те направления, которые приняты Министерством промышленности и торговли в качестве стратегического развития отрасли для сокращений этого разрыва к 2030 году. Однако он признаёт, что некоторый разрыв всё равно останется. Да, он сократится, да, по некоторым направлениям сократится до минимума, но, тем не менее, он всё равно останется», – рассказала Ольга Квашенкина.

-2

Ольга Квашенкина назвала три причины кадрового дефицита.

Первая – это непривлекательность отрасли для обычных людей, для выпускников школы, для молодёжи. Поскольку ни уровень заработных плат, ни условия работы, ни даже условия взаимодействия внутри большинства крупных предприятий отрасли обычных сотрудников с руководством некомфортны для современной молодёжи.

«Строго говоря, в большинстве крупных компаний нашей страны процессы управления этими компаниями остались на уровне схем советского периода. На бизнес языке это называется красные компании, красное управление (Прим. ред.: Красная культура – это культура силы. Ее принципы можно охарактеризовать фразами «Сильный всегда прав», «Я начальник, ты дурак», «Начальник всегда прав». Лидером такой компании становится авторитарный руководитель, жесткий, властный. И в России, как правило, такая культура управления свойственна крупным производителям). Современной молодёжи некомфортно работать в зоне красного управления. Они, конечно, ищут если и не бирюзовые компании (Прим. ред.: На первый план в бирюзовых компаниях выходят ценности компании. Организации, в которых принимаются совместные решения о дальнейшем пути компании вне зависимости от уровня сотрудников), то, как минимум, компании, которые нацелены на бирюзу, компании, которые действительно дают возможность развиваться, проявлять инициативу, развивать творческий потенциал. Поэтому молодёжь в России предпочитает радиоэлектронной отрасли отрасль IT, которая более лояльная и гибкая, позволяет быстрее проявляться молодым креативным талантам», – поделилась Ольга Квашенкина.

Ольга добавила, что малый и средний бизнес (МСП) в радиоэлектронной отрасли – достаточно маленький, но эффективный сегмент компаний, которые легче и быстрее подстраиваются по текущие реалии, в том числе и под требования современной молодежи. К таковым Ольга Евгеньевна отнесла и SNDGroup, как компанию, которая смотрит в сторону бирюзового управления, при этом без потери качества продуктов и услуг. В первую очередь бизнес должен давать возможность развиваться молодёжи.

«Именно сегмент МСП обеспечивает гибкость и развитие отрасли: именно эти компании максимально быстро перестроили свои процессы под новые реалии, тогда как крупные компании до сих пор в части процессов остаются заторможенными из-за санкций и других причин, связанных с их «неповоротливостью». Именно МСП быстрее и эффективнее «впитывают» технологии мирового уровня и переносят (локализуют) из на территорию России, давая при этом талантливым кадрам больший простор для самореализации. Но нужно отметить, что кадровая ёмкость малого и среднего бизнеса в России невысока. И общую проблему кадров МСП самостоятельно решить пока не может».

Все это, в свою очередь, перерастает в отсутствие интереса молодёжи к поступлению на соответствующие направления в ВУЗах.

SNDGroup. Производство
SNDGroup. Производство

Вторая причина – это колоссальный разрыв между уровнем подготовки в ВУЗах и реальными технологиями, которые применяются в России. Если ряд технологий по некоторым направлениям отстают на 10 лет (или даже более) от мирового, то уровень подготовки ВУЗов по этим технологиям отстают еще на 10 лет от уже на 10 лет отстающих технологий. Преподаватели, которые преподают в большинстве ВУЗов связанные с технологиями прикладные дисциплины, используют знания о технологиях конца 90-х – начала 2000-х. При этом наши предприятия работают по технологиям 2010-х, а мир, в свою очередь, живёт сегодняшним, 2023-им годом.

Для вовлеченности студентов и выпускников в микроэлектронную отрасль необходимы новые командные формы общения, проходящие под знаком конкурентной борьбы и соревнований. Необходимы общие проекты на основе кооперативных связей между отраслевыми Министерствами, ВУЗами, научными компаниями и бизнесом. Но и здесь возникает сложность.

В качестве примера Ольга Квашенкина поделилась трехлетним опытом продвижения своего проекта «Взаимодействие малого и среднего бизнеса в радиоэлектронной отрасли с ВУЗами в части подготовки кадров». В большинстве своём, все предложения от ВУЗов о взаимодействии сводились к высоким ценникам (в ряде учебных заведений за открытие совместных магистерских программ с компанией SNDGroup запрашивали более 12 миллионов рублей за учебный семестр, в ряде ВУЗов такой ценник опускался до 2 миллионов), кроме того, было показано нежелание участвовать в процессах, кроме предоставления учебных площадей.

«Базовое преподавание должно было ложиться на плечи моих инженеров. ВУЗы почему-то забывают, что инженеры могут, безусловно, поделиться компетенциями и познакомить с технологиями студентов, однако они не являются педагогами и преподавателями, а методики преподавания, правильного донесения информации должны преподаваться специалистами. Инженеры попросту не обладают этими методиками», – пояснила глава SNDGroup.

-4

Третьей причиной Ольга Квашенкина назвала практически полное отсутствие в ВУЗах технологической аппаратной базы и компетентных кадров для подготовки молодых специалистов в рамках технологий мирового уровня. В частности, которые могли бы доносить до студентов современные знания, соотвествующие тому, с чем работают мировые компании в сегменте микроэлектроники. Если сравнивать рынок Китая, другие мировые рынки, то в российских учебных заведениях почти нет преподавателей, которые бы с точки зрения прикладного значения, а не фундаментальный науки, могли бы передавать знания о новых технологиях.

Ольга Евгеньевна отметила, что при этом существует небольшое количество ВУЗов, где подготовка студентов достигает мирового уровня. Это, например, Новосибирский государственный университет, Институт математики. Преподаватели этого учебного заведения имеют непосредственный опыт работы с мировыми технологиями по программированию, искусственному интеллекту, математическим алгоритмам обработки информации. Они также умеют передавать эти знания студентам в различных форматах. Там проводятся и зимние школы, научные баттлы, соревновательные сессии, семинары с подходом современного формата преподавания. Сюда же руководитель SNDGroup отнесла школу HITs (Высшая IT Школа - Higher IT School) Томского государственного университета. Глава этой школы Олег Змеев создал целую экосистему подготовки кадров в IT отрасли. Кстати, родом специалист из Новосибирской области.

Ключевой момент, как отметила Ольга Квашенкина, заключается в торможении развития отрасли из-за кадрового дефицита. Программ, подготовленных Министерством образования, которые направлены на поддержку ВУЗов в их участии в технологическом развитии разных отраслей, множество. Это с одной стороны. С другой, ВУЗы, которым попадают эти программы подготовки специалистов, по итогу ставят на первое место отчётность по выполнению определённых KPI, которые задаются в рамках какой-то программы.

«Есть государственная программа, а есть показатели программы, и ВУЗ должен отчитаться по показателям в Министерство образования. У учебных заведений не стоит приоритета развития отрасли или развития какой-то технологии. Нет, им не всё равно, как развивается наша страна, им есть дело до того, как развивается наша отрасль. Но при этом, когда требуют с них показатели программы, фокус внимания вольно или невольно руководством ВУЗов и по нисходящей до самого последнего исполнителя внутри ВУЗа смещается на выполнение этих самых показателей», – поясняет Ольга Квашенкина.

А кроме того специалист сообщила, что формирование показателей стоит, как правило, за двумя-тремя крупными компаниями. А точнее, мнение при формировании этих самых показателей строится с привлечением узкого сегмента бизнеса – крупных игроков отрасли. Это не говоря о том, что показатели стратегии таких программ МОН в целом не могут способствовать развитию отрасли.

Что можно изменить в этой связи? В первую очередь, менять существующие показатели, признаётся Ольга Квашенкина. При этом нужно спрашивать мнение отрасли, собирать его полноценно, с привлечением крупного, среднего и малого бизнеса. Собирать эти мнения можно на стыке общения Министерства образования и науки с нашим отраслевым министерством и бизнесом о том, какие нужны показатели, чтобы при их выполнении стимулировалось бы сокращение разрыва между уровнем подготовки в ВУЗах и реальными технологиями. Вместе с этим ликвидировался бы кадровый дефицит.

Ассоциация российских разработчиков и производителей электроники, доклад О.Квашенкиной
Ассоциация российских разработчиков и производителей электроники, доклад О.Квашенкиной

«Я участвую в работе разных Ассоциаций и общественных организаций. Мы работаем над показателями и даем мнение нашему отраслевому государственному регулятору – Министерству промышленности и торговли о показателях по разным постановлениям – Постановление 109 (Постановлением №109 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры в рамках государственной программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы»), Постановление 1236 («Об установлении запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд») и ряд других. Мы участвуем в формировании бальных систем для разной продукции, а отраслевой регулятор спрашивает мнение отрасли на тему показателей и синхронизирует эти показатели развития», – делится Ольга Квашенкина.

При этом ни разу ни в одну из отраслевых Ассоциаций не спускался запрос от Министерства образования науки на тему, какие бы показатели отраслевые компании, бизнес, могли бы предложить ВУЗам в рамках поддержки направления подготовки специалистов электронной отрасли. В большинстве своем в сегодняшних реалиях компании малого и среднего предпринимательства при их заинтересованности готовят кадры самостоятельно.

Принцип и подход SNDGroup – подготовка молодых людей таким образом, чтобы каждый потом мог работать не только здесь, в России, но и мог быть конкурентоспособным на мировой арене, в частности, в Китае или на другом рынке, чтобы пройдя стажировки за границей наши кадры возвращались бы на Родину с новыми знаниями и навыками. Ольга Евгеньевна поделилась, что компания проводит стажировки, более того, молодые специалисты внутри компании могут развиваться, раскрывать свой потенциал и расти.

Тренинг в SNDGroup
Тренинг в SNDGroup

«Я могу позволить себе за проявление каких-то творческих идей либо поддерживать проекты в качестве стартапов внутри компании, либо доплачивать стипендию из своих денег. У меня нет лицензии Министерства и образования науки. Мне она не нужна. Я готовлю кадры для себя. Если ко мне заходит молодой специалист, мы его готовим так, чтобы он потом мог работать не только здесь, в России, но и мог быть конкурентоспособным, как кадр в нашей же компании, но на мировой арене, в частности, в Китае. А проблему методик донесения знаний мы решаем, привлекая преподавателей ВУЗов (и как правило не российских) в частном порядке , без контрактов с ВУЗами. Поэтому молодёжь идёт к нам. И таких компаний, как моя, есть некоторое количество. Но проблемы кадрового лифта в нашей стране такой подход не решит», – раскрыла Ольга Квашенкина.

Едва ли кто-то хвалит сегодня «достижения мирового уровня» российских учебных заведений – это закрытая от большинства жизнь, «совещания, на которых представители ВУЗов хвалят сами себя», разговоры о том, что они находятся на передовом крае науки и вообще на мировом передовом технологическом крае. Едва ли можно назвать пять ВУЗов по всей стране, которые вышли бы на реальный мировой технологический уровень с точки зрения прикладного значения. А деятельность учебных заведений ограничивается публикациями в ведущих научных журналах и отчётности по показателям. Однако между публикацией в престижном научном журнале и технологией, продуктом, который действительно находился бы на передовом мировом технологическом крае и способствовал бы развитию независимости и обороноспособности нашей страны, – огромный и сложный путь. И этот путь ВУЗы не способны преодолеть самостоятельно. А единой схемы взаимодействия с гибким бизнесом (в частности МСП) нет. И потому достижения ВУЗов, которые они декларируют на деньги государственных программ, так и остаются на бумаге. А зачастую и сами достижения – это уже изобретенный лет 20 назад «велосипед», которым большинство стран давно пользуется.

Тренинг в SNDGroup
Тренинг в SNDGroup

«Решение вопроса заключается в простом, – делает вывод Ольга Квашенкина, – нужна единая эффективная схема взаимодействия ВУЗов и бизнеса (в том числе МСП) при поддержке регуляторов, которая может родиться за столом переговоров между представителями отрасли – специалистами Министерства образования и науки, Министерства промышленности и торговли, отраслевыми смежными компаниями, причём не только крупного, но среднего и малого бизнеса, представителями ведущих ВУЗов страны. Только в таком диалоге может родиться эффективная схема взаимодействия, которая при ее реализации запустит процесс ликвидации кадрового голода нашей отрасли.