Рассказ о Renault FT с 8-гранной башней Renault, восстановленный силами The Weald Foundation
Французы стали вторыми, кто применил танки. В отличие от англичан с их "робмами", французские военные поставили на более простые боевые машины с традиционной ходовой частью. Это было как недостатком, так и достоинством. Кроме того, французские военные стали первыми, кто поставил на легкие танки. В отличие от средних и тяжелых танков, легкие боевые машины разработали с нуля. Первенцем стал Renault FT, первый серийный легкий танк, одновременно ставший самым массовым танком Первой мировой войны.
Среди военной техники, которую можно видеть на шоу Militracks, обычно присутствуют немецкие машины, а также образцы производства их союзников. Но бывают и исключения. Одним из них стал французский легкий танк, восстановленный силами The Weald Foundation. Исходным материалом оказались корпус и башня с Линии Мажино, которые превратились в ходовую машину. Это типичный танк производства Renault, так выглядела примерно половина выпуска данной модели на заводе в Булонь-Бийанкуре.
Обычно Renault FT ассоциируется исключительно с фирмой Renault, хотя это не совсем корректно. На самом деле из общего объёма выпуска (4516 штук) на долю непосредственно Renault приходится немногим больше половины (2620 танков). Еще одним интересным моментом является то, что продукция других заводов (Berliet, SOMUA и Delaunay-Belleville) выглядела плюс-минус однообразно. А вот с Renault иная ситуация. Только вдумайтесь: на танке стояло четыре типа башен и три варианта ленивцев. Причем речь не только о "ранних/поздних" деталях, а разнице по производителям.
Финальная цифра выпуска, впрочем, не должна сбивать с толку. На самом деле то, что происходило на заводе Renault в 1918 году, можно смело называть мега-заводом. В таких объемах танки тогда не производил никто, повторить удалось только уже ближе к середине Второй мировой войны. Шли к этому на Renault весь 1917 год. В марте 1917 года был заключен контракт №1283 CV на выпуск 150 "учебных" танков, которые изготовлялись из конструкционной стали. Они стали своеобразной обкаткой завода перед крупной серией. В мае 1917 года с Renault подписали контракт №1441CV на выпуск 1000 танков крупной серии, которая следовала за учебной.
Рост объемов выпуска прямым образом повлиял на организацию производства. 9 октября 1917 года в Булонь-Бийанкуре побывали представители SOMUA, Saint-Chamond (FAMH), Schnedider и Delaunay-Belleville. Помимо обсуждения того, какие фирмы будут еще выпускать Renault FT, состоялся разговор и о кооперации выпуска. Для Renault это было особенно актуально, поскольку на заводе шла окончательная сборка, а также производство ходовой части, моторов, трансмиссии и других агрегатов. Особенно актуально это стало в свете того, что 16 октября 1917 года был подписан договор №174 CP на выпуск еще 700 танков, дальше добавилось еще 470, потом еще 300...
По итогам обсуждений поставщиками брони стали Schneider (точнее Le Creusot) и Saint-Chamond (FAMH), а завод Поля Жиро в Южин поставлял часть башен. Сборка корпусов и башен осуществлялась как самой Renault, так и силами других заводов - Decaville, La Société Horme & Buire, Berliet и Delaunay-Belleville. На стороне Renault осталось моторное производство, причем другие заводы получали моторы преимущественно иных поставщиков (Berliet, Peugeot).
Результатом правильно организованной кооперации стало то, что Renault взвинтила темп до невероятных для того периода темпов. Первые 65 "боевых" танков в Булонь-Бийанкуре сдали в феврале 1918 года, уже в марте их число выросло до 195, далее последовало 233 штуки в мае. В июле завод сдал 290 танков, а пик пришелся на ноябрь - 330 штук с 9 по 30 число. К концу ноября их сдали 2293 штуки, оставшиеся досдавали уже из задела. Более 300 танков в месяц - это очень прилично даже для Второй мировой войны. И особенно для французов, которые более никогда не выпускали танки в таких темпах.
Дело было не только в поставщиках, но и подходе Renault с точки зрения оптимизации производства. Даже башню они смогли оптимизировать. Обратной стороной медали стало то, что после окончания Первой мировой войны танков у французов оказалось слишком много. Они стали избавляться от излишков, так что продукция Renault оказалась в целом ряде стран мира. Попали эти танки и в Россию, трофейные Renault FT послужили образцами при создании "Рено-русского", первого отечественного серийного танка.
Проблема заключалась в том, что эти танки слишком задержались во французской армии. На 1 сентября 1939 года их числилось 2850 штук, из них 1445 в войсках на территории Франции, причем 504 непосредственно в боевых частях. Часть танков модернизировали, они получили пулеметы MAC Mle.1931. Часть танков было использования для усиления укрепрайонов. Подобно нашим Т-18 (МС-1), машины вкапывали, либо вбетонировали, превращая в неподвижные огневые точки. В таком виде дожило некоторое количество танков, включая и героя данного материала. Всего с того участка Линии Мажино было вытащено 3 корпуса и башни - 1 танк с башней Renault, 1 танк с башней Berliet-Girod и 1 командирский Renault FT TSF. 2 танка досталось The Weald Foundation, третий теперь можно видеть в Музее отечественной военной истории (сейчас реставриуется до ходового состояния).
В обоих случаях реставрация превратилась в крайне сложный процесс. Удалось найти некоторое число родных агрегатов, включая и двигатель. Но многие детали пришлось воссоздавать с нуля. Проблема заключается в том, что заводских чертежей на танк попросту не существует. Какая-то документация есть, но назвать ее детальной крайне сложно. В результате пришлось многое образмеривать, делать новые чертежи и изготовлять на их основе недостающие элементы.
Тем не менее, весной 2018 года Renault FT впервые поехал, а в мае участвовал в шоу Militracks. Для него сделали исключение, поскольку тут обычно участвует техника стран Оси (впрочем, трофейные Renault FT были и немцев). Год спустя танк снова оказался в Оверлоне, на сей раз вместе с Renault FT TSF. Автору материала повезло увидеть эту машину вплотную и даже проехать внутри нее. За что отдельное спасибо Майклу Гиббу, директору The Weald Foundation.
Надо сказать, что танк вызывал неподдельный интерес каждый раз, как его запускали. Для этого опускался хвост, устанавливалась ручка ручного стартера, рррраз - всё, мотор запустился. Ездит танк, конечно, небыстро, но тогда средняя скорость 6 км/ч - это вполне норма. В дальнейшем подвижность танка пытались поднять, но при текущей ходовой части это не представлялось возможным. Позже похожий фокус пытались проделать американцы со своими 6-t tank M1917A1, но без особого успеха.
Про ходовую часть я рассказывал отдельно, но стоит про нее сказать пару слов. Во-первых, она совсем не примитивная. На фоне тогдашних тракторов и уж тем более "ромбов" ходовая Renault была очень даже продвинутой. Всё упиралось в то, что трак не мог обеспечить более высокую скорость, да и "лыжи" на высокой скорости начинали разрушаться. Во-вторых, простой эту конструкцию точно не назвать. Сочетание литых и катаных деталей, сложные составные ленивцы, траки, требующие сложные литьевые формы. Если делать всё на совесть, ходовая часть оказывается еще тем ребусом.
Ничуть не менее сложной является и моторно-трансмиссионная группа. Один радиатор, на который требуется больше 700 метров трубок, чего стоит. КПП у танка стоит перед мотором, далее мощность передается на гитары (шестеренчатые передачи), причем их корпуса алюминиевые. Всё сделано максимально компактным, чтобы выиграть массу. Надо сказать, что Renault FT всё равно получился довольно тяжелым, Т-18 и FIAT 3000 оказались легче, но за счет неординарных технических решений.
Требования максимально снизить массу прямым образом повлияли и на конструкцию корпуса. Он не просто так настолько узкий. В некоторых странах, кстати, справедливо решили, что инженеры Renault перегнули палку. Сначала FIAT 3000, а затем Т-18, имели более широкие корпуса, поскольку отделение управления получилось слишком тесным. Корпус, к слову, собирался не на заклепках, а на болтах с пулестойкими головками. Заклепки тут есть, но их немного. Идея сборки на болтах в том, что поврежденный лист можно открутить и поставить новый. Такое решение позже использовалось на целом ряде машин.
Надо сказать, что положение механика-водителя в Renault FT весьма специфичное. Он не сидит на своём месте в полном смысле этого слова. Можно сказать, что полулежит: корпус находится вертикально, а вот ноги размещаются горизонтально. Но не всё так плохо: в походном положении обзор у машины вполне приличный, поскольку можно ехать с открытым люком. Также имеются смотровые щели, которые обеспечивают обзор вперед и немного вбок. Всё познается в сравнении: большинство танков Первой мировой войны имели заметно худший обзор. Так что механики-водители Renault FT не сильно жаловались.
Вполне сносными были и условия у командира (он же стрелок, он же заряжающий). Renault FT был первым в мире серийным танком с вращающейся башней, а первенцам всегда сложнее. Тем не менее, концепция его боевого отделения оказалась весьма популярной. В том числе и с той точки зрения, что у командира сиденья не предусматривалось. Внутри крепился ремень, на котором командир и сидел, как на жердочке. Как не странно, вполне хватало.
Стоит более подробно рассказать про башню. Именно такая, "полигональная" конструкция, была характерной для танков производства Renault. Более ее не ставили ни на какие другие танки (хотя в ходе ремонта бывало всякое). Всего их поставили 1147 штук, из них 462 было с пулеметным вооружением и 685 с пушечным. Главным критерием при создании данной башни стала простота. Она собиралась на болтах и рейках, как корпус, а это проще литых башен. Естественно, простота влияла и на ценник.
Башня Renault была не только проще. У остальных башен имелась проблема с обзорностью. Чтобы оглядеться по сторонам, требовалось отвлекаться от оружия и поднимать голову в смотровую башенку. Естественно, это отвлекало от стрельбы. На "полигональной" башне появились смотровые щели, прикрываемые изнутри лючками. Не то, чтобы выдающаяся обзорность, но явно лучше, чем ничего.
Также стоит упомянуть установку вооружения. В данной башне ставился 8-мм пулемёт Hotchkiss Mle.1914. Если поменять подвижную часть установки, могла ставиться 37-мм пушка SA 18. В походном положении пулемет вынимался. Так вот, вовремя данной процедуры требовалось быть предельно аккуратным. Без пулемета маска тут же переворачивается, можно получить ей по голове. Так сказать, из личного опыта.
Восстановленный силами The Weald Fondation танк периодически участвует в различных мероприятиях. Правда, число их ограничено, всё же ресурс у ходовой части небольшой. Тем не менее, равнодушным этот танк мало кого может оставить. Как-никак, в этом году машине исполнилось уже 105 лет. Для столь почтенного возраста он весьма бодрый. В настоящее время менее десятка Renault FT находится в ходовом состоянии, так что увидеть машину в движении - большая удача.
Другие статьи по французским легким танкам 1917-30 гг и машинам на их базе:
История разработки Char mitrallieur Renault, легкого танка, более известного как Renault FT
Рассказ о ходовой части французского легкого танка Renault FT
Рассказ о серийных образцах французского легкого танка Renault FT
Char d'Assault Peugeot, легкий штурмовой танк, являвшийся конкурентом Renault FT
История Renault FT BS (Blockhaus Schneider), или же Char FT canon de 75 S, танка поддержки на базе Renault FT
Короткая история использования танка Renault FT в шведской армии
Renault FT-Kégresse и другие попытка оснастить французские легкие танки ходовой частью Адольфа Кегресса
История французского опытного легкого танка Renault NC 1
История наследников легкого танка Renault NC-1, которые эволюционировали в самоходку Garnier-Renaul
Renault NC-27, попытка трудоустроить легкий танк, оказавшийся ненужным французской армии
История появления условно легкого танка Char D1 с башней ST1 от Schneider
Крайне относительная противоснарядная броня французских легких танков