33,4K подписчиков

Легкий штурмовик Этьена Эмишена

5,2K прочитали

Char d'Assault Peugeot, легкий штурмовой танк, являвшийся конкурентом Renault FT

9 апреля 1917 года состоялись успешные испытания танка, который стал прорывом в мировом танкостроении. Речь идет о Renault FT, первом в мире массовом легком танке. По результатам испытаний было принято решение о заказе 1000 таких танков, фактически машину приняли на вооружение. Таким образом, полковник (к тому моменту уже бригадный генерал) Жан Батист Эжен Эстьен, главный идеолог создания данного танка, одержал победу. Надо сказать, что у данной машины имелась масса противников. Прежде всего, речь шла о генерале Леоне Муре, который заведовал STA (Service Technique Automobile, техническая служба механизации французской артиллерии). Дело в том, что Муре отдавал предпочтение тяжелым и средним танкам. Более того, первоначально Луи Рено должен был делать средний танк (об этом у него был разговор с Муре 20 мая 1916 года), базой для данной машины предполагался гусеничный тягач Renault FP. Но далее, в июле 1916 года, состоялся разговор Рено с Эстьеном, после чего и появился Renault FT. Не такой громоздкий, с менее мощным вооружением, но зато массовый. Муре при этом являлся ярым противником детища Рено и Эстьена. Попытки "прикопать" Renault FT он не оставлял и уже после того, как было принято решение о запуске машины в серию.

Этьен Эмишен внутри танка Schneider CA 1. Рядом можно видеть 75-мм орудие BS, которое стало вооружением танка Эмишена.
Этьен Эмишен внутри танка Schneider CA 1. Рядом можно видеть 75-мм орудие BS, которое стало вооружением танка Эмишена.

Можно, конечно, списать такое упорство на устаревшее мышление уже, мягко говоря, немолодого генерала-артиллериста (а Муре у тому моменту исполнилось 68 лет). Между тем, определенная логика в его мыслях имелась. Во-первых, у Renault FT даже 37-мм пушка стояла не всегда, первоначально танк был чисто пулеметным. Во-вторых, машина была весьма тесной. В-третьих, огневая мощь 37-мм орудия SA 18 была низкой, по сути это самоходная пехотная пушка, чьи возможности ограничены. Наконец, для штурмовых функций броневой защиты было недостаточно. Поэтому еще в январе 1917 года Муре стал подыскивать иную, нежели Renault, кандидатуру на роль создателей легкого штурмового танка. Долго искать не пришлось: таковым оказался Этьен Эдмон Эмишен, молодой, но талантливый инженер, который некоторое время являлся консультантом у Эстьена по танкам. В частности, он занимался электромеханическими трансмиссиями, а таковая была, например, у танка Saint Chamond.

Из патента на подвеску танка, которую Эмишен разработал летом 1917 года.
Из патента на подвеску танка, которую Эмишен разработал летом 1917 года.

За Эмишеном стояла Peugeot, в которой тот работал с 1912 года. Для этой фирмы Эмишен разработал электрический стартер, а также ряд других технический решений. Так что вопроса о том, годе именно разрабатывать новый танк, не стояло. Надо сказать, что на тот момент Peugeot в танкостроении если и участвовала, то не более чем как смежник. За исключением броневиков на шасси Peugeot 146, иных работ по данной теме там не велось. Тем не менее Эмишен в марте 1917 года возвращается на Peugeot, а уже летом 1917 года стал вырисовываться проект нового танка. И эта машина разительно отличалась от того, что создавали на Renault. Для своего танка Эмишен разработал шасси, которое имело определенное сходство с Renault FT, но не более того. Количество опорных катков сократилось до 4 на борт, ряд отличий имела и подвеска, которая хоть и осталась полужесткой, но обеспечивала больший ход катков.

75-мм орудие BS (Blockhaus Schneider), главный калибр Char d'Assault Peugeot.
75-мм орудие BS (Blockhaus Schneider), главный калибр Char d'Assault Peugeot.

Ходовая часть, впрочем, была лишь одним из принципиально иных элементов Char d'Assault Peugeot. Если у Renault FT двигатель находился сзади, то у детища Эмишена он перекочевал в носовую часть. Но конструктор обошелся без вала, идущего через боевое отделение. Дело в том, что на танке была реализована электромеханическая трансмиссия, которую разработал сам Эмишен. Ее разместили в кормовой части. Экипаж оказался по центру - слева командир/наводчик/заряжающий, справа механик-водитель. В качестве вооружения использовалось 75-мм орудие BS (Blockhaus Schneider), то же самое, что и на Schneider CA 1. Это делало танк опасным противником для легких оборонительных сооружений. Дополнительная опасность Char d'Assault Peugeot заключалась в том, что толщину лобовой части довели до 40 мм. Это делало танк неуязвимым для имевшихся в то время противотанковых средств. По большому счету, получился скорее не танк, а легкая штурмовая САУ.

Таким Char d'Assault Peugeot вышел на испытания в апреле 1918 года. Башня стояла скорее как балласт.
Таким Char d'Assault Peugeot вышел на испытания в апреле 1918 года. Башня стояла скорее как балласт.

Первая демонстрация танка прошла 10 апреля 1918 года в Мёдоне. На тот момент машина еще не получила вооружение, а также рубку. Посему на корпус была поставлена литая башне от Renault FT, которая скорее выполняла роль балласта. Танк получился существенно тяжелее конкурента: боевая масса составила 9 тонн, при том, что Renault FT весил, в пулеметном исполнении, 6,5 тонн. Впрочем, при большей массе броневая защита оказалась куда выше, а главное, выше и удельная мощность. На танк был установлен 4-цилиндровый мотор Peugeot мощностью 100 лошадиных сил, так что удельная мощность оказалась выше 10 л.с. на тонн. Это, естественно, сказалось и на подвижности. Максимальная скорость составила 12,5 км/ч, что более чем в 1,5 раза выше Renault FT. Также выяснилось, что размещение экипажа почти плечом к плечу не так сильно сказалось на тесноте. Высокая посадка механика-водителя обеспечивала вполне сносный обзор, причем мотор впереди не так и мешал. Да и в целом к боевому отделению претензий оказалось едва ли не меньше, чем к Renault FT. Причем подвеска конструкции Эмишена обеспечивала больший комфорт.

Финальный вариант танка, сентябрь 1918 года. На тот момент танк имел  рекордную для своего класса броню - 40 мм в лобовой части.
Финальный вариант танка, сентябрь 1918 года. На тот момент танк имел рекордную для своего класса броню - 40 мм в лобовой части.

Окончательно Char d'Assault Peugeot был готов в сентябре 1918 года. К тому моменту ситуация изменилась, и не в пользу Peugeot. Во-первых, Renault FT уже вовсю выпускался, причем Peugeot получила контракт на выпуск моторов для этого танка (всего выпустили 510 моторов, на то время приличный объем). Во-вторых, танк уже опробовали на фронте и скепсис по его поводу несколько улетучился. В-третьих, в 1918 году появился Renault FT BS, оснащенный тем же самым 75-мм орудием. В мае 1918 года был заключен контракт на выпуск 600 таких штурмовых танков, но реально построили всего 40, из них 11 до окончания боевых действий. Посему танк Peugeot выглядел уже не более чем как перспективный образец. Если бы боевые действия продолжались дальше, возможно, у Char d'Assault Peugeot мог появиться шанс на серийный выпуск. Но 11 ноября 1918 года было подписано Компьенское перемирие, которое перечеркнуло многие перспективные разработки. Среди них оказалась и танк Peugeot. По итогам испытаний было указано, что существенных преимуществ перед Renault FT машина не имеет. Эстьену же этот танк был не интересен. Тот уже думал о "боевых" танках, более крупных, но также с вооружением в виде 75-мм орудия. Одним словом, Char d'Assault Peugeot оказался не нужен.

Выступ в кормовой части корпуса предназначался для электромеханической трансмиссии.
Выступ в кормовой части корпуса предназначался для электромеханической трансмиссии.

На этом Peugeot и Эмишен с танкостроением завязали. Более ни танками, ни броневиками там не занимались, вполне удовлетворившись ролью производителя автомобилей. При этом сотрудничество Peugeot и Эмишена продолжилось, но уже по совсем другому направлению. Талантливый инженер переключился с земли на небеса, занявшись вертолетами. Данные разработки были не менее необычными, нежели танк, который он создал.

Источники:

Renault FT, Pascal Danjou, TRACKSTORY №10, 2009.

The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014.

МатериалыCentre des archives de l'Armement et du personnel civil (CAAPC).

Фотоархив автора

Другие статьи по французским легким танкам:

Крайне относительная противоснарядная броня французских легких танков

История французского опытного легкого танка Renault NC 1

К 85-летию принятию на вооружение легкого кавалерийского танка Hotchkiss H 35