Я многим обязан Джерому Сэлинджеру. В 17 лет, впервые для себя, я прочел его рассказ «Фрэнни» и повесть «Зуи», и из этих произведений я узнал об Иисусовой молитве.
Хочу заметить, что произведения написаны великолепно. Сэлинджер прекрасно детализирует своих персонажей и обстановку вокруг них не только в этих, но и в каждом из своих творений.
Я прекрасно могу представить адаптацию повести «Зуи» сделанную в духе игр Telltale Games или Dontnod…
По прочтении, меня больше всего поразило то, что американский писатель использует русскую православную книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» как главный элемент сюжета.
Это было мистикой для меня на тот момент. Для меня было удивительно видеть, что американцам есть дело до русской культуры или религии (правда Дж. Д. Сэлинджер не является примером типичного американца, но все же). Все это вселило в меня латентный (на тот момент) интерес к Христианству. Прошло много времени прежде чем я начал делать первые шаги в сторону Православия, но, по крайней мере, благодаря Джей Ди Сэлинджеру Православие "обозначилось на моей карте".
Через пару лет я начал воцерковляться в Православной Церкви. Но то, что дало положительный начальный толчок в данном направлении, имело также и некоторые негативные последствия, которые мне тоже пришлось преодолеть.
Все дело в том, что понимание Иисусовой молитвы, изложенное в «Фрэнни и Зуи» — неверно, как неверно и понимание Иисусовой молитвы в книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Объясняется это незнанием православия их авторами. В результате мы имеем дело с тем, о чем святые отцы Церкви всегда предостерегали новоначальных в молитве Иисусовой — мы имеем дело с прелестью.
Святитель Игнатий Брянчанинов описывая беседу старца с учеником в своем труде «Аскетические опыты» пишет:
Начало зол – ложная мысль! Источник самообольщения и бесовской прелести – ложная мысль! Причина разнообразного вреда и погибели – ложная мысль! При посредстве лжи диавол поразил вечною смертью человечество в самом корне его, в праотцах.
Холден Коулфилд, главный герой другой повести автора «Над пропастью во ржи», тоже думал о спасении, но не знал как это делается. Фрэнни и Зуи уже имеют больше представления: Иисус спасает, но у них свой символ веры — и он вовсе не православный.
Это ошибка присущая всему западному миру — брать Иисуса и больше ничего. Церковь — невеста Христова, его тело, главой которой он является — и она не берется в учет. Не берется в учет и святое предание Церкви.
Берется только молитва Иисусова, которая по их мнению работает как буддистская мантра.
Понимаешь, все эти по-настоящему мудрые и абсолютно настоящие религиозные учителя упорно настаивают: если непрестанно повторять имя Божье, то с тобой что-то произойдёт. Даже в Индии - в Индии тебя учат медитации, сосредоточению на слове "ом", что, в сущности, одно и то же”
— цитата из рассказа "Фрэнни"
Протестанты верят, что спасение возможно в любой Церкви. Православные верят, что только в Церкви есть спасение, и что Церковь только одна — Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, а все остальное — ереси и расколы.
Фрэнни и Зуи без разбора вырывают Иисусову молитву из недр Церкви. Все остальное их не интересует (подобно протестантам). Довольно опасный и бесплодный путь.
Согласно «литературной вселенной» Сэлинджера, Фрэнни и Зуи — самые младшие дети в семье Глассов, семье «знатоков» и спиритуальных экспериментаторов. Не спорю, они имеют очень интересные и глубокие мысли по поводу Христа и Христианства. В их семье все обладают глубочайшим знанием сравнительной религиоведения (вообще вся книга целиком — словно «буткемп» по сравнительному религиоведению), но кажется, что именно из-за слишком больших знаний у них все и перемешалось в головах. Они думают что они все познали. Видно они уже поражены сопутствующим прелести мнением.
Зараженные прелестью “мнения” встречаются очень часто. Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате или предании произвольно, по своему усмотрению, или по учению инославному, находится в этой прелести. Степенью уклонения и упорства в уклонении определяется степень прелести.
— «Аскетические опыты»
Важно отметить, что они бесспорно имеют благие намерения. Фрэнни, согласно этим двум произведениям прибегает к Иисусовой молитве из-за отчаяния. Она студентка, которая начинает разочаровываться в жизни (точно как Холден Коулфилд). Фрэнни начинает понимать, что академия и академики — гнилые пустышки, точно как и весь мир (есть конечно и исключения, но они только подтверждают правило).
Что делать дальше? Нужно искать горнего, просветления. В целом интуиция правильная. Когда ты в западне, есть один выход — наверх. Но проблема в том, что Фрэнни выбрала занятие молитвой Иисусовой из-за отвращения к системе, а не от веры во Христа.
Еще один важный момент — дух их рассуждения. Он очень эмоциональный. Начать с того, что у Фрэнни в одноименном рассказе на фоне рассуждений о молитве Иисусовой случается истерика. В повести “Зуи” — Фрэнни отлеживается после нервного срыва, связанного с этой истерикой. Вся история пропитана истерикой. Не спорю, есть о чем бить в колокола — у Фрэнни начинают открываться глаза на несовершенство мира, но не смотря на благую причину — в духовном плане она довольно опасно ходит.
Многие, ощутив расположение и усердие к духовному подвигу, приступают к этому подвигу опрометчиво и легкомысленно. Они предаются ему со всею ревностью и разгорячением, со всею безрассудностью, не поняв, что эти ревность и разгорячение – наиболее кровяные и плотские; что они преисполнены нечистоты и примеси, не поняв, что, при изучении науки из наук – молитвы – нужно самое верное руководство, нужны величайшее благоразумие и осторожность.
— «Аскетические опыты»
Очевидно, что Фрэнни и Зуи далеки от Православия. Они гораздо лучше понимают Буддизм и Кришнаизм. Но, по крайней мере, двое делают шаги в сторону Православия. Это вселяет надежду.
Фрэнни и Зуи живут в Нью-Йорке где находится центр восточно-американской Православной епархии и Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. Это открывает им очень много возможностей. Они, конечно, вымышленные персонажи, но я уверен, что в мегаполисе как Нью-Йорк подобных молодых людей не так уж мало.
Я представляю их воцерковление. Историй воцерковления американцев в православной Церкви очень много. Самая примечательная из них — история почившего ныне Серафима Роуза, одного из величайших подвижников современности, который, правда, жил на противоположном побережье. Здесь ссылка на его житие. Они могли бы уподобиться ему например…
Мы не знаем какая дальнейшая судьба у Фрэнни. Вполне возможно, что она в итоге стала православной Христианкой… но количество тревожных сигналов в их рассуждениях с ее братом заставляет волноваться о “гладкости” ее будущего воцерковления.
В конце хочется сказать, что западным людям очень сложно принимать православие в том числе и потому, что за ним стоит политика. Это факт. По этой причине князь Владимир брал Херсонес перед тем как креститься — он не хотел политической влияния Византии в связи со своим крещением.
Фрэнни и Зуи должны понимать, что им предстоит долгий путь на пути ко Христу, и их не ожидает моментальное просветление, которое зачастую и является целью новоначальных. Им предстоит сделать множество ошибок на своем пути и переосмыслить многие понятия, которые им кажутся истинными и незыблемыми. Это будет долгий и тернистый путь. Тем не менее, с Богом все возможно.