Найти в Дзене
diletant.media

Алкивиад, предавший три страны, наставил рога всей Спарте

Друг Сократа, трижды победитель Олимпиад, полководец, пират и супер-изменник — всё это титулы одного грека, прожившего не очень долгую жизнь.

Многие древнегреческие аристократы хвастались, что их род происходит от мифических героев. Например, «потомки» легендарного героя «Илиады» Аякса Теламонида имели немалый вес в афинском обществе. Именно в этой семье около 450 г. до н. э. появился на свет мальчик, названный Алкивиадом. Мальчик вырос без отца, погибшего на войне, а богатые родственники-опекуны потакали любым его прихотям.

С юных лет Алкивиад с удовольствием принимал участие в пирах и оргиях. От такой красивой жизни его отвлекло лишь близкое знакомство с философом Сократом, который сумел пробудить у юноши интерес к наукам и физкультуре. Алкивиад стал выступать в спортивных гонках на колесницах, в том числе и на Олимпийских играх. Защищать честь родных Афин ему довелось не только на спортивных ристалищах: к тридцати годам он успел поучаствовать в нескольких войнах со Спартой.

Франсуа-Андре Венсан «Сократ учит Алкивиада». (wikipedia.org)

В 420 г. до н. э. афинский полководец Никий заключил со Спартой мир, условия которого показались Алкивиаду несправедливыми. Он стал требовать продолжения войны и своей политической активностью приобрёл немало сторонников. Их число увеличилось, когда Алкивиад на очередных Олимпийских играх завоевал сразу первое, второе и третье места в гонках на колесницах. По тогдашним правилам победителем считался не возница, а владелец колесницы. Эта победа сделала имя Алкивиада известным во всей Элладе.

[Сборник: Спарта]

Конфликт между Никием и Алкивиадом меж тем продолжался, и афиняне решили помирить стороны несколько радикальным способом. В 415 г. до н. э. жители сицилийского города Эгесты попросили у Афин помощи для очередной войны с соседями. Снарядив подмогу, афиняне поставили во главе экспедиционного корпуса обоих непримиримых спорщиков: авось, сражаясь рука об руку на далёкой Сицилии, они найдут общий язык. И действительно, сотрудничество двух ещё недавних противников быстро наладилось, и афинские войска стали одерживать победу за победой. Но вскоре Алкивиад был вызван в Афины на суд. Оказалось, что дома на одном из пиров он умудрился оскорбить чувства верующих: то ли над богиней Деметрой неудачно пошутил, то ли статую бога Гермеса покалечил… В любом случае суд мог обернуться для Алкивиада крупными неприятностями — недругов у него в Афинах хватало. Поэтому по пути домой с Сицилии он тайком сбежал с корабля. В Афинах беглеца заочно приговорили к смерти и конфисковали всё его имущество. За голову преступника была обещана награда золотом.

Разъярённый Алкивиад решил отомстить Афинам, и подался к заклятым врагам родины — в Спарту. Там его встретили с почётом как известного военачальника и знатока афинских военных хитростей. Эти знания позволили перебежчику одержать несколько побед над своими земляками. Правда, триумф Алкивиада оказался не очень долгим. Вскоре царю Спарты стало известно, что афинянин между сражениями развлекается с его женой и даже является отцом его младшего сына. Царю такое поведение обласканного им перебежчика почему-то не понравилось, и Алкивиаду пришлось снова уносить ноги. На этот раз его преследовали толпы разъярённых спартанцев.

Отдышаться беглец смог лишь в Малой Азии, где попросился на службу к персидскому сатрапу Тиссаферну. Тот греков не любил, но Алкивиада взял себе в советники. И тот действительно посоветовал персам кое-что полезное. Он предложил новым хозяевам не вмешиваться в затянувшуюся войну между Афинами и Спартой и подождать, пока оба полиса, которым он ещё недавно служил, окончательно измотают друг друга. Находясь на службе у персов, Алкивиад вёл тайную переписку со своими сторонниками в Афинах и узнавал от них последние новости.

Главными новостями 411 г. до н. э. стал госпереворот в Афинах и мир со Спартой, заключённый новой властью. Это понравилось не всем, в частности, афинским флотоводцам, для которых война была источником благосостояния. Среди капитанов было немало сторонников Алкивиада, и поэтому взбунтовавшийся флот отправился к берегам Малой Азии, где провозгласил советника персидского сатрапа своим главным начальником. Новоиспечённый адмирал тут же забыл о своей службе персам и повёл флот к берегам Пелопоннеса, где принялся нападать на не ожидавшие атак спартанские корабли. Таким полупиратским промыслом афинские моряки занимались несколько лет, пока на их родине в 407 г. до н. э. не произошёл очередной переворот. Новые власти объявили амнистию, в ходе которой был помилован и Алкивиад.

-2

Возвращение Алкивиада в Афины. (wikipedia.org)

Несмотря на официальное помилование, беглец возвращался домой с тревогой, опасаясь ловушки. Но его действительно встретили как героя. Всё конфискованное имущество ему вернули и поставили во главе армии, вновь отправленной воевать со Спартой. Примерно год новый командующий вёл успешную кампанию, но в 406 году до н. э. случилась осечка. Пока он ездил в Афины за жалованием для своих солдат, его заместитель нарушил строжайший приказ не вступать в бои со спартанцами, напал на вражеский лагерь и потерпел сокрушительное поражение. Вину за это возложили на Алкивиада. Политические соперники обвинили его в оставлении войск ради общества некой дамы. Отстранённый от командования полководец отправился в добровольное изгнание в Херсонес Фракийский, находившийся в европейской части нынешней Турции. Там он собрал небольшой отряд наёмников с которым воевал на стороне тех, кто больше платил.

Тем временем афино-спартанская война вступила в новую фазу. Вражеские флоты готовились вступить в бой поблизости от фракийских берегов. Алкивиад явился на афинский флагман и предложил свои услуги, но был невежливо отправлен на берег: «Ты больше не стратег!». Спартанцы победили в сражении, а вскоре захватили и Афины. Опасаясь мести за поруганную царскую честь, Алкивиад вновь пустился в бега в направлении Персии.

Укрыться от мстительных спартанцев многократному изменнику не удалось. В 404 г. до н. э. подосланные убийцы подожгли дом Алкивиада, а когда афинянин выскочил наружу, расстреляли его из луков. Так закончилась жизнь человека, умудрившегося предать все страны, которым он служил.