Здравствуйте, уважаемые читатели!
В этой статье разбираю второй вариант пробника от 6 октября.
Итак, задание 1:
Примечания : типовое задание.
Примечания : типовое задание.
Примечания : типовое, достаточно интересное задание.
Примечания : типовое задание.
Примечания : типовое задание, актуализирующее знание тривиальной номенклатуры неорг. в-в.
Примечания : по-моему, в тексте задания есть ошибка. Не вижу в перечне веществ претендента на вво У: чтобы был бесцветный рр, при приливании к которому аммиака выпадал нерастворяющийся в нем осадок.
Примечания : типовое задание, кроме пункта Г - найти реагенты для реактива Толленса. Реакция с соляной кислотой - типовая реакция гидроксидов (в т.ч. и комплексных). Реакция с угарным газом - уже интереснее. Фактически, это - прототип реакции "серебряного зеркала", а СО - выполняет функции "ангидрида" муравьиной кты. Не могла найти ни в одном источнике реакцию комплекса с цинком. Написала уравнение - на основании свойства реактива Толленса вступать в реакцию с восстановителями с выделением серебра.
Примечания : типовое задание по химии алюминия.
Примечания : типовое задание. Редко встречается в формате ЕГЭ реакция 2- лабораторный способ получения иодоводорода. Всегда упоминаю о ней при подготовке. Реакция представлена в авторском "реестре сложной неорганики":
Примечания : типовое задание.
Примечания : типовое задание.
Примечания : типовое задание, для выполнения которого нужно помнить, что все соединения муравьиной кты (соли и сложные эфиры) вступают в реакции окисления (бромной водой, реактивом Толленса, реактивом Фелинга, перманганатом, дихроматом и т.д.).
Примечания : типовое задание, для выполнения различных вариантов которого нужно знать, по крайней мере, формулы и названия 9 аминокислот: глицина, аланина, фенилаланина, лейцина, изолейцина, серина, цистеина, лизина, аспарагиновой кислоты.
Примечания : типовое задание, "усложненное" использованием скелетных формул ОВ.
Примечания : типовое задание. Правда, до сих пор в формате ЕГЭ декарбоксилирование кальциевых (бариевых) солей использовалось для получения симм-кетонов. А ведь этим способом можно получать и альдегиды, и несимм-кетоны.
Примечания : типовое задание.
Примечания : типовое задание.
Примечания : типовое задание. Время реакции будет больше (т.е. скорость реакции меньше) в случае 1 (уменьшили концентрацию реагента) и в случае 4 (уменьшили температуру).
Примечания : типовое задание.
Примечания : интересное типовое задание.
Примечания : типовое задание.
Примечания : типовое задание, с двумя "ляпами" от составителей: не дописано первое уравнение, неправильно формула гидроксоалюминат-аниона в четвертом ур-ии.
Примечания : типовое задание
Примечания : типовое задание
Примечания : типовое задание
Примечания : типовое задание
Примечания : очень типовое задание
Примечания : типовое интересное задание.
Примечания : типовое задание
Примечания : типовое интересное задание.
Примечания : не очень привычные реакции 3 и 4 из химии свинца, результаты которых можно предположить с помощью логических рассуждений. У реакции 3 - нет других альтернатив, как образование сероводорода и свинца. Реакция 4 - (изменение цвета осадка с черного на белый) встречалась и раньше, но в качестве окислителя выступала перекись водорода.
Примечания : Реакции 3-5 - затрагивают химию веществ, не входящих в кодификатор-2023. И это уже стало отличительной чертой Статградовских пробников.
Решение.
1.Найдем молекулярную формулу CxHyOz:
n(C)=n(CO2)=23,52/22,4=1,05 моль
n(Н)=2n(Н2О)=8,1/9=0,9 моль
n(О)=(20,7-(12*1,05+1*0,9))16 =0,45 моль
C1,05H0,9O0,45 или: C7H6O3
2. Структурная формула вва: судя по формуле и описанию, это м.б. любая гидроксибензойная кислота. Но указание на то, что в молекуле есть водородная связь, свидетельствует о том, что гидроксогруппа и карбоксильная группа д.б. рядом:
3. Уравнение реакции с избытком твердой щелочи:
Примечания: интересная задача, обыгрывающая внутримолекулярную водородную связь.
Решение.
1. Характеристика преобразований осадка:
а)Fe(NO3)3+3NH3*H2O=Fe(OH)3+3NH4NO3 (1)
Zn(NO3)2+4NH3=(Zn(NH3)4)(NO3)2 (2)
выпавший осадок - Fe(OH)3
б)Нагревание до прекращения потери массы:
2Fe(OH)3= Fe2O3+3H2O (3)
Осадок после нагрева: Fe2O3, m (Fe2O3)=12 г, n Fe2O3=0,075моль,
n1Fe(NO3)3=2n Fe2O3=0,15моль, СмFe(NO3)3=0,15/0,6=0,25 моль/л
2. Взаимодействие фильтрата с сероводородом:
(Zn(NH3)4)(NO3)2+2H2S=ZnS+(NH4)2S+2NH4NO3 (4)
mZnS=8,73 г, nZnS=0,09 моль=n2Zn(NO3)2
СмZn(NO3)2=0,09моль/0,6 л=0,15 моль/л
Примечания к вопросу: расчетная часть элементарна, что не скажешь о химических превращениях. Справедливости ради следует указать, что аммиачные комплексы цинка и меди не входят в кодификатор ЕГЭ-2024.
Резюме: В пробнике заметила 2 достаточно(на мой взгляд) серьезные помарки составителей (задание 6 и задание 22). В задании 6 не нашла второго правильного ответа (жду комментариев читателей), задание 22 - пришлось дописывать самой. Но... от ошибок (помарок, описок) никто не застрахован. В целом пробник - типичный для СтатГрада: неизменные (не входящие в ЕГЭ) нитрилы и аммиакаты меди и цинка, 3-4 нестандартных формулировки заданий, довольно изящные задачи.
Заранее благодарна за конструктивные замечания и дополнения.
Всего доброго.