Когда Премьер-лига была создана в далеком 1992 году, сомнительно, что кто-либо из ее участников мог предположить, что командами высшего английского дивизиона будут управлять национальные государства или так называемые корпоративные фонды благосостояния с «большими деньгами».
Однако перенесемся на 31 год вперед, и именно так начинает складываться ситуация, к большому огорчению одного из создателей АПЛ, «суперагента» Джона Смита.
«Я думаю, мы находимся в опасности того, что футбольные клубы будут использоваться как средства владения, а не как источник жизненной силы болельщиков, а владение футбольным клубом – огромная привилегия», - написал он в своей эксклюзивной колонке CaughtOffside.
«Сейчас меня немного подташнивает от того, как большие деньги, и я говорю о национальных государствах, а также о корпоративных фондах, могут использовать транспортное средство футбольного клуба для создания любой организации, которую они захотят возвести. Это может быть глобальный символ, используемый для сбора денег на цели, которые, возможно, не приносят наибольшую пользу сторонникам».
«Руководящие органы здесь - это те, кто технически находится под угрозой, если огромные национальные государства, такие как Саудовская Аравия, захотят использовать их деньги».
«Я не хочу сказать, что они делают это ради спортивного интереса, потому что мне очень нравятся люди, инвестирующие в футбол, поскольку я считаю, что это здорово для игры – но они должны инвестировать в футбол, а не покупать футбол. Я думаю, что мы рискуем продать футбольный бизнес, а не футбольный спорт, и я думаю, что мы должны быть очень осторожны».
«Если власти, ФИФА, УЕФА и т. д. собираются сохранить контроль над футболом, а не позволять диктовать большим деньгам, им придется установить какие-то финансовые параметры, аналогичные сути ФФП».
«Владение Тоддом Боэли «Челси» - это модель, отличная от модели Романа Абрамовича. В собственности последнего по какой-либо причине находились в основном средства, выведенные из России, и это просто стало неприемлемым, как только произошла спецоперация на Украине».
«Я не думаю, что вы можете контролировать каждого владельца в отношении всего, что он делает или откуда берутся все его деньги, но вы можете сделать все возможное, чтобы обеспечить максимальную чистоту».
«Премьер-лига теперь в каком-то смысле стала организацией, почти такой же большой, как сам спорт, и поэтому она конкурирует сама с собой за владение своими структурами».
«Это интересное место, и регулирующим органам придется внимательно и пристально взглянуть на это в ближайшие годы. Кто мог это предвидеть, когда мы все начали это приключение в 1992 году!».