Но на борту нет компаса, не видно берегов, и курс держать не на что, кроме как, ориентируясь на солнце днём, которое, при этом не стоит на месте, а «идёт» по небосводу с востока на запад, выныривая на горизонте из Океана утром, и «погружаясь» в океан вечером.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
Видимый ход солнца изображают таким как на рисунке ниже. Схема.
А с вечера до утра можно наблюдать луну, но луна также в течение ночи идёт по небу. Иногда, на «молодой» луне, возможен и такой «шикарный» способ определения сторон света. Смотрите ниже.
Но солнце и луна доступны не всегда, а только когда нет низкой облачности или туманной и прочей дымки, когда их не видно. Пыль от песчаных бурь в Сахаре тоже ухудшает видимость в океане. Смотри фото.
На что же тогда ещё опереться мореходам ежеминутно, ежечасно в удержании курса? Получается, что в «запасе» только извечный союзник и противник яхтсменов – ветер. Можно удерживать постоянным курс относительно ветра, уповая на то, что хоть какое-то время он сохраняет постоянное направление и характер, но за ним нужно все время следить и наблюдать, помня его изменчивый и коварный характер. Прогнозируя, зная и наблюдая его изменения в циклонах и антициклонах, в зоне пассатных ветров и пр., сверяя эти изменения так же с курсом, определяемым и корректируемым по положению небесных светил.
Вот так, отмеряя морские мили, сутки за сутками шли наши мореходы. Они одолели северную Атлантику и приблизились к экваториальной зоне. Предположительно через месяц плавания они вышли (!), счисляя путь по средней скорости и сверяясь курсом по луне и солнцу, на траверз островов Зелёного мыса. Они увидели и опознали их, самые крайние из них, дальше других «убежавшие» в океан, на запад. Это воодушевило, пришла эйфория от первой победы. Определившись со своим местоположением в океане, экипаж храбро решил, не теряя времени, идти на Кейптаун!
Современные парусные яхты пересекают северную Атлантику за 18-20-22 дня, в настоящие времена делают это и российские яхтсмены. Мало кто об этом любит говорить, но во второй половине путешествия в экипаже нарастает психологическое напряжение. У пяти – шести человек находящихся на небольшом пространстве на палубе и в каютах яхты, примерно после двух недель совместного похода, возникает неприятие друг друга, раздражение, переходящее в ссоры или даже в стычки. Можно сказать и так: «крыша едет». Капитану выпадает задача поддерживать позитивное и рабочее настроение у людей на борту, без уныния и раздражения. Что говорить о нашем экспедиционном экипаже, они шли безостановочно от Делавэрского залива на восточном побережье США до Кейптауна на юге Африки 100 дней, 7800 морских миль! В условиях неопределенности, временами закрытого штормовой облачностью неба. Они шли не курсом на юг, а скорее коридором в направлении юга (плюс минус сотня друга третья морских миль). Им удалось пережить изоляцию от внешнего мира на борту небольшой яхточки несколько серьезных поломок. Сгорела хлебопечка примерно на второй неделе плавания и это чуть не спровоцировало пожар на яхте, в результате яхтсмены остались без хлеба в рационе. У них сломалось механическое аэро-гидро- динамическое подруливающее устройство - «автопилот» - Thruster, но они сумели починить его «на ходу».
Главное, о чем говорилось ранее вскользь, несмотря на «древние времена» экспедиции, на яхте был установлен прибор глобального позиционирования, который однако не позволял экипажу определять свои координаты, но научный «Штаб» на берегу отслеживал местоположение яхты. Примерно в середине перехода до Кейптауна система сломалась и на берегу «потеряли» яхту. Предполагалось, что с большой вероятностью, экипаж погиб. И так, состав нашего экипажа: капитан, пенсионер 68 лет, профессор географии, человек энциклопедических знаний, необычайного остроумия и находчивости и двое его спутников несколько фото, которых удалось найти (смотрите), но которых очень мало информации.
Более точно имен и фамилий и других данных членов команды Глобе Стар мне определить пока не удалось. Безусловно «мотором» команды был профессор Марвин Кремер, однако эта «связка» сначала физически не очень натренированных людей выстояла во всех испытаниях и смогла вернуться домой.
Так на что же опирался успех экспедиции? Сработал известный морской принцип обязательств и взаимовыручки: Капитан, уходя в плавание из порта, отвечает за корабль и экипаж и должен вернуться на корабле с целым экипажем на борту домой. А экипаж во всем поддерживает своего капитана, «подставляет» ему плечо. Команда корабля действует, как единое целое.
И тогда корабль возвращается домой.
Продолжение следует, Часть 5 https://dzen.ru/a/ZSu8upUjdy8A6eEP
Предшествующая Часть 3 https://dzen.ru/a/ZSGHZVGounQYJwpC
Всем счастливых морских миль!
Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications и в наших всегда доступных бесплатно на экране вашего смартфона учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой на нашем сайте.