Как мореходы смогли попасть из Африки в Австралию, а затем на остров Тасмания, что южнее этого континента и всё на парусной яхте без навигационных и других приборов?
Здесь речь не идет о использовании в полной мере морской астрономии, а только о самых простых и примитивных способах кораблевождения и навигации доступных древним мореходам. Великий и ужасный Южный (Индийский) океан на переходе от Африки (Кейптаун) до Южной оконечности Австралии, точнее до острова Тасмания показал себя участникам экспедиции по полной программе.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
Это путешествие было наполнено штормами и навигационными проблемами, огромные волны посылали яхту в «нокдаун». Под словом «нокдаун», предположительно, может скрываться не только "укладывание" яхты в крен парусами на воду, но и полный «кувырок» на большой волне в южном океане. Иные яхтсмены - кругосветчики утверждают, что на местных огромных волнах яхта совершает полный оборот проходя позицию оверкиль-«мачта вниз». Такой кульбит испытали на себе многие участники безостановочной кругосветной гонки классических яхт вокруг света: Golden Globe в 2018 году. Они следовали примерно таким же маршрутом. Правда большинство аварий в этой гонке произошло в южной части Тихого океана, которую тоже называют Южным океаном. Смотрите иллюстрацию.
В конечном итоге плавание было успешным, когда они достигли Тасмании примерно два с половиной месяца спустя.
Однако нас интересует прежде всего реконструкция событий и прежде всего навигация и кораблевождение. По ходу своего кругосветного путешествия Кремер надёжно определял широту, идентифицировав звезду с известным склонением, когда звезда случайно проходила сквозь свой зенит, прямо над головой, прямо над яхтой.
После долгой практики Марвин Кремер знал и долготу так же хорошо, как моряк восемнадцатого века, так что ему оставалось только проплыть по параллели необходимой широты, чтобы выйти на сушу. Но как удержаться на параллели одной широты или хотя бы в «широтном коридоре», чтобы гарантированно достичь Австралии?
Покидая берег Африки на траверзе мыса Игольный и уходя в индийский океан корабли имеют в долготе имеют примерно 20 градусов по восточной долготе и по южной широте 35 градусов, должны двигаться (плюс минус) по этой широте чтобы достичь берегов Австралии.
Идти по южному океану на восток от одного редкого скалистого архипелага до другого не очень хорошая идея, хотя в навигационном плане заманчивая: можно корректировать свое местоположение в океане в видимости заранее изученных по рельефу островов. К тому же в бухтах таких островов возможен кратковременный отдых и в случае необходимости небольшой ремонт. Но идея, повторимся, не очень хорошая, поскольку бурное море этих широт не располагает к наблюдению горизонта и поиску там гористых вершин островов. Кроме того ночное кораблевождение с приближением к скалистым островам и их рифам рискованно, грозит гибелью яхте, что собственно и могло с ними произойти и почти произошло, об этом можно судить по обрывку в одной из публикаций: «Один из членов нашего геройского экипажа нуждался в лечении от сильной раны в соленой воде и обморожения, но яхта избежала гибели на скалах». Так что же встретилось яхте на пути: остров Амстердам или банка Сен Пьер примерно на 37 градусе южной широты, останется загадкой. Обычно большинство яхтсменов переходящие Индийский (южный) океан в этих широтах идут в порт Перт (См. карту) на западном берегу Австралии (31°56'55.43"южной широты 115°51'34.08" восточной). «Наша» экспедиция не ставила такой ювелирной задачи. В начале маршрута, опубликованного ранее, яхтсмены взяли курсом немного севернее, широты мыса Игольный, но во второй половине перехода «провалились» ниже 40 градуса южной широты. Техника кораблевождения заключалась в следующем нужно всё время держать курс на восток, удерживая солнце по левому борту: утром в полдень и вечером, делая курсовые поправки утром и вечером на дневной ход солнца: утром солнце выныривало на востоке и к полудню поднималось вверх и в бок на траверз левого борта, а вечером «погружалось» в океан примерно на западе. Предположительно число ясных дней в первой половине маршрута было достаточным для достоверного продвижения на восток. При ясной погоде помогало наблюдение луны. При полнолунии же стороны горизонта определяют так же, как по Солнцу и часам, причем Луна принимается за Солнце. Смотрите схему почасового расположения луны по сторонам света утром в полночь (1 час ночи) и вечером. Приведенная схема информативна по существу, но дана для северного "полушария" земли, далее будет схема и для южного полушария.
Предположительно на второй половине маршрута от Африки до Австралии погода была ненастной и пасмурной число наблюдений в дневном и ночном небе сократилось. Судя по опубликованному треку маршрута, яхта отклонилась в своем движении к югу к широте большей 40 градусов, примерно 42 градусам южной широты.
Вот что пишет Марвин Кремер о долготе в таком плавании: «Однако в целом долготе доверять нельзя, поэтому я целиком полагался на плавание по «неизменной» широте с запада на восток, или хотя бы около нужной параллели. Этот метод, широко применяли еще до изобретения хронометра, с изобретением которого, отсчет долготы стал более доступным и корректным». Несмотря на используемые методы навигации предположительно экипаж однажды понял, что яхта как-то не находит восточного берега Австралии, после 6000 морских миль похода. Чтобы не искушать судьбу яхта повернула строго на север и пошла строго по меридиану и уткнулась в юго-восточный берег Австралии где-то в районе западной части пустынного берега большого австралийского залива. По всей видимости, удалось избежать опасной акватории многочисленных прибрежных островов и рифов возле них, которые находились чуть западнее этого манёвра яхты. Таким незатейливым способом путешественники уточнили своё местоположение. Смотри иллюстрацию.
К сожалению, в печатных источниках по этому поводу найти ничего не удалось, но опубликованный маршрут экспедиции подсказывает нам это. Смотрите фрагмент маршрута.
Чудесным образом встречи с прибрежными скалами удалось избежать. Смотри план с карты Большого австралийского залива. Марвин Кремер так говорит о своих экспериментах с навигацией: “Два месяца в плавании и до того, как мы дошли, наша долгота – без навигационных инструментов всегда - стала объектом постоянных сомнений. Мы не знали с уверенностью, скорость и направление течений в океане. Широту проверяли близостью определенных звезд к точке на небе прямо над головой и для этого же использовали солнце, луну, планеты, звезды, облака и ветер для определения и поддержания правильного курса. Определение долготы по счислению зависит от точного времени, поскольку долготу следует вычислять по расстоянию, пройденному в определенном направлении с определенной скоростью. Без регистрационного журнала, хронометра, и компаса необходимо приблизительно оценивать скорость, которую лодка поддерживает в предполагаемом направлении. Иногда «вычисленную» долготу можно сверить с цветом воды, видами птиц, морскими водорослями и мысами на побережье. Однако в целом долготе доверять нельзя, поэтому я целиком полагался на плавание по «неизменной» широте с запада на восток, или хотя бы «около» нужной параллели. Этот метод, широко применяли еще до изобретения хронометра.
Второй отрезок пути от Кейптауна до острова Тасмания, составил 6800 морских миль и занял 77 дней.
Всем счастливых морских миль!
Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications и в наших всегда доступных бесплатно на экране вашего смартфона учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой на нашем сайте.