Найти тему

Сага о Марвине Кремере. Часть 3. Атлантика в реальности. С севера на юг. Без карт и компаса, из принципа.

*Другие статьи досуговой инфо учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна:

О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

 Сага о Марвине Кремере "Без карт и компаса, без часов и навигационных приборов вокруг света на парусной. Фото яхты из знаменитой экспедиции, красноватая дымка - песчаная пыль из сахары в Атлантике.
Сага о Марвине Кремере "Без карт и компаса, без часов и навигационных приборов вокруг света на парусной. Фото яхты из знаменитой экспедиции, красноватая дымка - песчаная пыль из сахары в Атлантике.

Многие американские капитаны (и яхтенные в том числе) называют Атлантический океан большой лужей. Это в том смысле, что для настоящего капитана, в отличие от океана Тихого, Индийского или Южного, эта акватория имеет мало загадок и преодолевать её туда-сюда не составляет большого запредельного труда. Наш капитан не был настолько самоуверен, но маршрут по Атлантике ему также не представлялся запредельно трудным и невыполнимым, это была всё-таки «своя», хорошо знакомая акватория. Если помните, по плану от места старта нужно было спуститься вниз почти до траверза островов Зелёного мыса, а затем дойти до западного берега Африки, где в порту Дакара (Сенегал) сделать остановку для ремонта и кратковременного отдыха. Сверяя свой курс с положением солнца в полдень и не только можно было с уверенностью считать, что яхта идёт туда, куда нужно. На практике всё задалось немного не так, как в планах. Проводы "Глобе Стар" состоялись 15 декабря 1982 года в Ред-Бэнк-парке, штат Нью-Джерси, на реке Делавэр, напротив аэропорта Филадельфии. Несмотря на холодную погоду и снег на земле, проводы освещались пятью телевизионными компаниями. После того, как отгремел прощальный духовой оркестр, отзвучали прощальные, торжественные речи официальных и неофициальных лиц и работники департамента мер и весов графства Глостер проверили, запаковали и опечатали компас, секстант, часы и рацию в непромокаемом брезентовом спортивном мешке, который затем был убран под палубу, для экстренного случая.

Когда после всей этой суеты и проводов яхта «ушла» в море, экипажу пришлось вернуться к родному причалу. Там неспеша и спокойно, без зевак и советчиков, закончить подготовку к экспедиции. Времени катастрофически не хватало, но не закончив подготовку яхты, и укладку в ней вещей, уходить в море профессор посчитал невозможным.

             Укладка вещей и  оборудования на яхте перед экспедицией
Укладка вещей и оборудования на яхте перед экспедицией

И через несколько дней, именно 21 декабря 1982 года, без оркестров и провожающих, яхта спокойно ушла в холодное декабрьское море. Как вы, наверное, помните, на первом этапе, предполагалось поймать ветер периферии одного из циклонов северной Атлантике и вместе с ним быстро «добежать» до островов Зелёного мыса и далее до порта Дакар на африканском побережье. А потом от Дакара до Кейптауна на юге африканского континента предполагалось добраться вдоль берега, используя в полной мере плавание по береговым ориентирам.
Уже после Кейптауна плавание по южной части Индийского океана на восток до Австралии представлялось в навигационном плане, хоть не безоблачной прогулкой среди возможных штормов, но в навигационном плане понятной задачей для капитана: идти примерно вдоль параллели сороковой широты или точнее севернее её. Метод плавания вдоль параллели одной широты применялся мореходами с древних, если не с архаичных времён. Однако капитан торопился, предположительно его беспокоил отрезок маршрута между Южной Африкой и Австралией, по штормовым высокоширотным акваториям индийского или, как говорят яхтсмены, южного океана. Плавание в указанных широтах означало жёсткую погоду. Капитан торопился и было решено по достижении траверза островов Зелёного мыса, оставить их по левому борту и миновать захода в Дакар. Яхта пошла сразу на юг, на Кейптаун, чтобы предположительно выиграть время.

Реальный трек движения яхты (примерно) с севера Атлантики на юг до Кейптауна значительно отличался от плана, особенно во второй половине, когда после экватора предполагалось идти параллельно берегам западной Африке. Яхтсмены торопились.
Реальный трек движения яхты (примерно) с севера Атлантики на юг до Кейптауна значительно отличался от плана, особенно во второй половине, когда после экватора предполагалось идти параллельно берегам западной Африке. Яхтсмены торопились.

Движение на юг Атлантики не представлялось профессору загадочным, если в северном полушарии, на родине профессора полярная звезда показывала на север, то в южном полушарии курс определяло созвездие южный крест. Однако главными советчиками экипажа в удержании курса были всё-таки солнце и луна. Смотри иллюстрации.

                                                                Ориентирование по Солнцу
Ориентирование по Солнцу

Выровнять один раз в сутки курс яхты на полуденное положение солнца было явно не достаточным, поэтому в первой половине дня солнце удерживали с носа по левой скуле, во второй половине по правой скуле с носа, учитывая дневной ход солнца по небосводу. После прохождения экватора наблюдаемая картинка изменилась. Солнце оказалось позади наблюдателей, яхта удалялась от экватора на юг. Трек солнца в небе менялся, высота в полдень тоже. И если наблюдатель смотрел на солнце, то оно шло уже не по часовой стрелке, как в северном полушарии, а наоборот против часовой стрелки(!), но оно всё равно шло с востока на запад! Жителям северного полушария к этому нужно было попривыкнуть, хотя для многих это психологически не просто. Члены экипажа первое время тоже испытывали от этого дискомфорт. Луна также помогала экипажу ориентироваться и удерживать курс, но об этом не сейчас. Смотри иллюстрацию о дневном ходе солнца над горизонтом зимой.

                                            Ориентирование по солнцу с учётом времени года
Ориентирование по солнцу с учётом времени года

Спускаясь почти по средине Атлантики с севера (от экватора) на юг, яхта спустя много дней попала в зону штилей и дымки. В существующей об экспедиции информации о заполнении судового вахтенного журнала нет, но записи по дням отсчета и внутри ходовых суток, несомненно, исполнялись, в том числе и по примитивным обсервациям солнца и луны и по учёту пройденных миль. Штили и дымка были почти ловушкой, непонятно нужно ли двигаться далее на юг или пора поворачивать на восток, или давно нужно было поворачивать на восток, было непонятно. Психологическое напряжение нарастало, бесконечно идти на юг, чтобы уткнуться в лёд Антарктиды, такого капитан не планировал.
Да и небесные светила, скрывшись за дымкой, не давали возможности сориентироваться. Экипаж так описывает свою «находку». При движении на юг к Антарктиде воздух не то, чтобы стал холоднее, но высох, стал менее влажным, люки на яхте и другие детали стали скрипеть.
Яхтсмены ничего не знали об об охватившей "штаб" и болельщиков на берегу панике: что-то там "заглючило" в экспериментальной системе позиционирования "Апполо" секретной настолько, что ею не могли физически воспользоваться и участники экспедиции и не только по условиям эксперимента. Штаб засекреченных учёных "потерял" яхту. В такой ситуации было впору начинать спасательную операцию и начинать поиск яхты или её останков. Но через несколько дней люди на берегу узнали, что яхта жива. А по условиям эксперимента яхтсмены и знать не знали о своей позиции известной на берегу, и не ведали о этих волнениях. У них были свои переживания: когда закачивать движение на юг и поворачивать на восток , на Кейптаун. Небо перекрывала сплошная облачность и дымка, солнце луну и звёзды не возможно было использовать для ориентирования. Как было сказано, выше яхтсмены повернули на восток "по воздуху", по единственному непонятному для многих признаку: стало прохладнее и суше, из-за этого снасти и люки стали скрипеть. В этот момент яхта повернула на восток. Несмотря на принятое решение экипаж находился в сомнениях.
Но однажды,в этом движении на восток и на самом деле воздух стал более влажным, яхта перестала «скрипеть» и экипаж с появившимся ветром и большей уверенностью пошёл по назначенному курсу. Через некоторое время показались птицы, улетавшие в море на охоту от берега, а затем показался берег Африки. Нельзя сказать, что яхтсмены не вели никакого отсчета пути, кроме «внешнего» ориентирования. На борту для этой работы всё-таки имелись специально сконструированные песочные часы. При помощи них можно было рассчитывать среднюю скорость, зная длину корпуса яхты. Этому «аварийному» способу измерения скорости учат во всех яхтенных школах мира. Затем на основании этих вычислений можно определять примерные расстояния суточных переходов.

                                          Так увидели яхтсмены подходы к Кейптауну с моря
Так увидели яхтсмены подходы к Кейптауну с моря

Несмотря на то, что яхтсмены торопились, путь был не таким быстрым, как предполагалось, и путешествие до Кейптауна заняло 100 дней, перемежаясь пылью африканских пустынь, туманом, и Южным Атлантическим океаном, который был полностью лишен кораблей или других намеков на присутствие человека. Именно ощущение холода Антарктиды при устойчивой низкой облачности, закрывающей солнце луну и звёзды, стало одним из важных сигналов для яхтсменов для вывода о том, что хватит идти на юг, и пора поворачивать на восток.

                                Глоб Стар в Кейптауне. Фото из газет.
Глоб Стар в Кейптауне. Фото из газет.

Всего яхта прошла на этом этапе 7800 морских миль. 78 морских миль в сутки и это не такой уж плохой результат для небольшой тихоходной яхточки, попадавшей время от времени в штилевые зоны.

Продолжение следует : Часть 4 https://dzen.ru/a/ZSeotYFvlwATf2cm

Предшествующая часть 2: https://dzen.ru/a/ZR6RDt7itXOT7vqc

Всем счастливых морских миль!

Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне. О других случаях и нюансах управления крейсерской парусной яхтой можно прочитать здесь на нашей инфо-учебной ленте в Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications и в наших учебных пособиях всегда доступных бесплатно он лайн на нашем сайте.

@АБС Морская академия https://morakademy.ru/