Найти в Дзене

Богоматерь Оранта в киевском храме Софии Премудрости Божией

Мозаичное изображение Оранты в киевском храме Софии Премудрости Божией, XI век
Мозаичное изображение Оранты в киевском храме Софии Премудрости Божией, XI век

Мозаичное изображение Оранты в киевском храме Софии Премудрости Божией было исполнено на переливчатом золотом фоне так, что, казалось, Она идет навстречу приближающемуся к алтарю человеку. Богоматерь обращается к Сыну, изображенному в центральном куполе собора. Облик Оранты Киевской суров, царственен, надежен, Ее руки подняты к небесам в жесте молитвы – так некогда стоял Моисей во время сражения израильтян с амалекитянами, стоял во все время битвы, ибо, как только опускал он руки, враги начинали теснить его народ. Так и Нерушимая Стена – Богоматерь Оранта, воплощение Церкви Христовой, почти тысячу лет молит Сына Своего о милости к народу православному.

Николя Пуссен. Битва израильтян с амаликитянами. Около 1624—1625 года. Холст, масло. 98 × 133,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Николя Пуссен. Битва израильтян с амаликитянами. Около 1624—1625 года. Холст, масло. 98 × 133,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Образ Оранты – женщины с поднятыми в молитве руками – известен еще со времен Древнего Египта: в гробницах фараонов находят множество маленьких берегинь-ушебти с поднятыми и разведенными в стороны руками. В таком виде изображали души умерших в катакомбах, служивших христианам в эпоху гонения веры Христовой местом тайных молитвенных собраний и захоронений. Оранта – само воплощение молитвы и образ молящей о Божией милости души умершего, и его можно видеть на стенках римских саркофагов. Рядом нередко изображается павлин – символ бессмертия, иногда – сопровождающие душу апостолы Петр и Павел или даже Христос – Добрый Пастырь[1]. Изображения такого рода сопровождались текстами обращений к почившим с просьбой о молитвах за оставшихся на земле родных и близких. В те времена образы Оранты были не только женскими, но и мужскими.

Фреска катакомбы Присциллы.
Фреска катакомбы Присциллы.

Этот тип изображения закрепился за образом Пречистой, молящей за все грешное человечество, стал олицетворением Церкви Христовой.

На Русь Оранта пришла как Небесная Заступница.

Несомненно, главным образцом для прославленной иконы Богоматерь Великая Панагия послужила мозаика – образ Богоматери Оранты в апсиде киевского собора Святой Софии[2].

Богоматерь Великая Панагия (Оранта). Ярославль. 193.2 × 120.5 см. Первая треть XIII в. Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия
Богоматерь Великая Панагия (Оранта). Ярославль. 193.2 × 120.5 см. Первая треть XIII в. Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия

В дальнейшем образы Оранты в рост стали достаточно редкими, зато закрепились в поясном варианте, с образом Христа в медальоне на груди, и именовались Богоматерь Знамение.

Нонна Яковлева

Из книги "Русское иконописание. Благодатный образ на Руси и в России"

________________________________________

[1] Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Том первый. М., 1998. С. 65-66. Главы, посвященные образу Оранты, содержат богатейший материал, позволяющий увидеть, как древнейший дохристианский образ наполняется новым содержанием и обретает благодатную силу.

[2] Подробнее об этом великом творении русского мастера см. в следующей главе.