Уважаемые читатели, сегодня ответ на такой запрос:
Ребенок маленький, да и постарше (с 1,5 и до бесконечности) гуляет с мамой, останавливается, зависает на листике / луже / собачке и т.д. и т.п.
Мама, разумеется, беспокоиться, т.к. пора домой, и говорит: «Пойдем!»
Ребёнок ноль реакции, кило презрения. Тогда после ещё раз трех слова «Пойдем!», она говорит: «Тогда я пойду, а ты оставайся!». И начинает медленно отдаляться. Но на деле мама не уйдет никуда, ну если ребенку не 20 лет.
Как по мне логично либо ждать когда он сам подойдет, либо если очень надо идти дальше, брать за руку / на руки.
Отвечаю на ваш запрос, уважаемая читательница
Важное примечание: все рекомендации будут касаться нормотипичных детей, не имеющих расстройств восприятия, нарушений аутистического спектра.
У родителей, сталкивающихся с тем, что ребенок на прогулке слишком увлекается наблюдениями, должен быть четкий ответ на вопрос «как быть». Давайте рассмотрим все по порядку.
Ребенок на прогулке подолгу что-то рассматривает и его трудно от этого оторвать. Что делать
У ребенка дошкольного возраста только начинает развиваться понимание временной перспективы, а жажда познания мира – огромна.
Вместо понятий «прошлое-настоящее-будущее», «было-есть-будет», «вчера-сегодня-завтра», он проживает только «здесь и сейчас». Объективное понимание длины временных отрезков в полной мере будет складываться вплоть до периода взросления.
Нужно понимать, что четкий план прогулки и того, что будет после неё (прийти домой, переодеть, помыть ребенка, накормить его, перемыть посуду, погладить белье и т.п.) есть только в вашей голове. Выиграют, те родители, которым не трудно быть гибким в перестройке своих планов:
- рассматривал полутора-двухлетний ребенок долго воробья на ветке, значит, отменяем запланированный (в нашей голове, между прочим) поход в песочницу.
Взрослым педантам и консерваторам будет душевно тяжело отказаться от первоначального плана.
- с четырех-пятилетним наблюдателем уже можно составить совместный план прогулки. Даже его нарисовать. Важно много не планировать, 3-5 объектов в плане (в зависимости от подвижности ребенка) будет достаточно. Если что-то пошло не по плану, перестраиваемся на месте: тебе интересны одуванчики, но в плане есть еще качели? Как быть? Выделим понемножку времени на то и на это? Как поймем, что уже пора на качели? Давай поставим сигнал на телефоне (звук таймера). Он поможет не упустить время для качелей.
Трюк с таймером срабатывает и с детьми более младшего возраста: часики запикали, пора двигаться дальше
Важно еще увидеть, а так ли надолго зависает ребенок над объектом наблюдения?
Вот малыш остановился у витрины магазина, когда мы целенаправленно «летели» вперед. Нам кажется, что сейчас пройдет вечность, пока он вновь будет готов набрать скорость. Но на деле, чаще бывает так, что ребенку нужно не больше 5 минут, чтобы удовлетворить свое любопытство. Потому-то произвольное внимание только развивается.
У детей в 5-6 лет фиксирование внимания на одном объекте составляет в среднем 8-10 минут.
А если нет этих лишних минут? Вы спешите в метро или на автобус? Выручит тот же таймер:
- незаметно для зачарованного своим открытием ребенка достаем телефон;
- устанавливаем время (хотя бы одну минуту или чуть меньше);
- так же незаметно прячем телефон в сумку.
- вместе с ребенком вы рассматриваете витрину, слышите сигнал, обращаете внимание малыша на то, что в сумке что-то звучит. Объясняете, что это установлен важный сигнал, чтобы не опоздать на автобус.
Примечание: ребенок упрямится? В его голове нет понимания, зачем собственно спешить на этот самый автобус. Нужен ответ вырисовывающий «новый объект для фокусирования внимания»:
- приедем домой и успеем за вечер дочитать ту сказку, что начали читать вчера;
- напечем оладьи к ужину;
- пойдем гулять с собакой, пёс скучает без нас и т.п.
Телефон в руках мамы может сослужить еще одну хорошую службу. Объект наблюдения можно снять на камеру. Спросите ребенка во время съемки, что ему нравиться в этом жучке, или почему ему интересна эта лужа.
Не сможет в силу возраста объяснить? Комментируйте сами:
– Саша нашел на прогулке красного овального выпуклого жучка с черными точками на спине. У жучка маленькая черная головка с усиками, 6 лапок. Он сейчас медленно ползет по травинке.
Ну, вы поняли: как можно детальнее описываете то, что видите. Займет такой «репортаж» 1-2 минуты. Потом предложите показать это видео папе, бабушке, друзьям.
Дети часто очень довольны при этом. Ведь они «уносят» образ объекта наблюдения с собой.
***
Тяжелее всего с трехлетками. Из-за возрастного кризиса у них прорезываются командные нотки и желание подчинить своим желаниям весь мир. Тут уже задача взрослого четко увидеть разницу:
- ребенок останавливается на прогулке ради того, чтобы удовлетворить свой познавательный интерес к листику или из вредности: «Не пойду, потому что ты мне велела идти домой».
Часто помогает игра «Ребенок действуй наоборот». Вместо того, чтобы сказать: «Я пошла, а ты оставайся», можно сформулировать фразу-вызов: «О! пойду-ка я вперед. Так хочется первой зайти в подъезд и нажать на кнопку лифта тоже первой! А ты лучше не ходи за мной, чтобы я успела».
Такая игра – не панацея. На ней нельзя строить весь воспитательный процесс. Читатели могут указать, на то, что она манипулятивная и формирует нездоровое соревновательное поведение и будут правы.
Но ведь и ребенок в период кризиса тоже пытается манипулировать взрослым. Поэтому «Ребенок действуй наоборот» используется строго дозировано, в период кризиса, как лекарство. В те моменты, когда вы понимаете, что из-за обостренного упрямства ребенок не будет слушать ваши уговоры и разумные доводы.
А хотите – рассмотрим в одной из публикаций, зачем воспитатели планируют наблюдения на прогулке и как оно проходит?
Оставляйте в комментариях нужные пожелания.
Еще к прогулкам:
К кризису трех лет: