Найти тему
Психолог из детсада

Кризис трёхлетнего возраста. План родительского собрания во второй младшей группе

Оглавление

Форма проведения: лекция с элементами групповой работы, совместно с педагогом-психологом.

Цель собрания: просвещение родителей, помощь определение стратегий дальнейшего воспитания в семье.

Задачи лекционного блока:

1.Познакомить родителей с понятием «Возрастной психологический кризис» (рассказать об условиях протекания кризиса трех лет, дать понятие об основных кризисах жизни человека).

2,Познакомить со структурой кризиса 3-х лет (этап становление личности ребёнка, закономерности поведения в этот период, приобретение новообразований).

Задачи блока групповой работы:

1.Обсудить, какую стратегию воспитания лучше выбрать в кризисный период при проявлении негативизма и упрямства

2,Обсудить, как избежать родителям раздражения и чувства вины в период острого непослушания ребенка.

Краткое содержание лекционного блока "Что такое возрастной кризис. Как протекает криз трёх лет"

1. Возрастной кризис – нормальное, закономерное явление в жизни каждого человека. Становление личности в разные периоды жизни осуществляется то равномерно, то скачками (стабильные и критические возраста). Понятие «Кризис» скорее означает «Перелом», а не «Катастрофа».

2. Работа по схеме «Структура возрастного кризиса»: предкризисный период начинается с ощущения душевного противоречия: я умею, знаю, могу так много, что меня не устраивает этот возрастной уровень, я хочу расширить своё жизненное пространство. Наступает острый период, когда уже невозможно действовать по освоенному ранее пути, а новый ещё не изучен, Это порождает сильные эмоциональные переживания, конфликты с собой и окружающими; Но это время и активного поиска пути, приобретение через конфликты и трудности нового опыта. В психологии такой опыт называется «новообразование».

Именно этот опыт дает возможность человеку выйти на качественно новый уровень развития. Человек будет активно осваивать этот уровень до тех пор, пока не появится потребность опять перейти из новый уровень развития. Тогда приходит время очередного возрастного кризиса, который принесёт свои новообразования.

1 – предкризисный период. 2 – острый период. 3 – выход из кризиса, появление новообразований, новый жизненный уровень. 4 – новый предкризисный период (к 7-ми годам)
1 – предкризисный период. 2 – острый период. 3 – выход из кризиса, появление новообразований, новый жизненный уровень. 4 – новый предкризисный период (к 7-ми годам)

Путь от новорожденного младенца до 3-х лет – путь долгий, трудный, плодотворный. Ни один профессор за всю жизнь не сделает столько открытий, сколько делает любой ребёнок за три первые года своей жизни.

Методом мозгового штурма у родителей выясняется: «Что уже умеет их ребёнок, какими навыками он обладает.

Этапы проживания кризиса трёх лет

1. Предкризисная часть: к трём годам развитие ребёнка достигает следующего уровня: речь – до 1500 слов, правильно употребляются предложения падежные окончания. Жесты, мимика, способны выразить основные человеческие эмоции: страх, боль, радость. Начинают формироваться произвольные процессы памяти и внимания – ребёнок начинает активно слушать речь взрослых. Мышление: наглядно-действенное и наглядно-образное. Появляется способность к символическим действиям. Ребёнок делает открытие:

Я владею речью, я владею телом, следовательно, я могу влиять на окружающих». Это эгоцентрическая позиция ребёнка, она естественна.

«Ребёнку рано ещё открывать окружающий мир, поэтому он начинает делать открытия с себя» (Г.С. Абрамова).

Конечно, с этими открытиями его не устраивает младенческий уровень.

2. Кризисная часть: к трем годам ребёнок начинает требовать свободы самостоятельности, но как это сделать приемлемым путём, ещё не знает. Появляется негативизм – возражения по любому поводу, отрицания любых указаний взрослого, абсурдные дейетвия, единственная цель которых – противопоставить себя взрослому, Негативизм сопровождается упрямством, стремлению к автономности и самостоятельности, проверок рамок дозволенного.

«...Он и ударит осознанно, а ударив ждет, что будет – стерпят или нет. А если стерпят, то ударит снова и уже сильнее. Он идет на конфликт, испытывая терпение родителей, познавая уровень дозволенного» (В.С Мухина).

Ребёнок трех лет сталкивается с наказанием, запретом, ограничением. Это заставляет его искать выход из сложившийся ситуации, это ведёт к обретению новообразований.

3. Новообразования кризиса трёх лет: умение сравнивать себя с другими людьми, чувствовать эмоции и чувства других людей, появляется сопереживание, понимание, что действовать нужно в рамках понятий «допустимо» и «недопустимо». Возникает способность к самостоятельности и стремление проявить себя так, чтобы одобрили окружающие.

Благополучное преодоление кризиса  – новая ступенька в развитии
Благополучное преодоление кризиса – новая ступенька в развитии

Практическая часть родительского собрания «Кризис трёх лет»

Организация групповой работы родителей:

Родители делятся на 3 группы (для этого можно провести жеребьевку при помощи геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник). Каждая группа выбирает себе девиз и вопрос. В течение 5 минут работает над своим вопросом, затем представляет свои наработки и девиз в форме групповой презентации.

Вопросы для групповой работы

  • За что и как можно наказывать ребёнка 3-х лет.
  • За что и как поощрять ребёнка 3-х лет.
  • Как вести себя родителям в период острого непослушания детей (истерит, бросается на пол, отказывается выполнять нужные в данный момент действия. Например, садиться обедать, заходить в автобус).

Девизы:

  • Чем больше ребёнка ругают, тем хуже он становится.
  • Излишне заботливые родители хотят для детей больше, чем сами дети.
  • Наказывать ребёнка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
  • Ограничивать естественные потребности ребёнка, это всё равно, что
  • преграждать полноводную реку.
  • Воспитывать ребёнка без наказания не возможно» – разве только теоретически. Если мы любим наших детей только хорошими, то, что хорошего мы делаем?
  • Проговаривать ребенку его же чувства, эмоции во время конфликтной ситуации, значит помогать находить выход из неё.
  • Негативный опыт – тоже опыт. Нужно дать ребенку возможность получить его в малых дозах под контролем взрослого.

Подведение итогов групповой работы. Получение обратной связи от участников.

Фотофрагмент выступления
Фотофрагмент выступления

Завершение собрания.

Использованная литература:

1. Г.С Абрамова. Психология развития и возрастная психология. Издательство «Прометей», 2021год.

2. А.Г. Маклаков» Общая психология.СПб.,2003 год

3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия. Мухина В.С., Хвостов А.А. Издательсво «Академия», 1999 г.

Консультации, в том числе для родительского собрания на канале собираются под хэштегом: #консультации психолога из детсада

Переживали со своим ребенком кризис трёх лет? Есть, чем поделиться с читателями? Будем рады вашим сообщениям в комментариях.