Найти тему

Скафандр, реконструированный нейросетью

Как известно, прогресс не стоит на месте, но психика человека устроена таким образом, что с возрастом познавательные функции постепенно угасают и чем старше человек, тем сложней ему осваивать новые технологии. Не избежал этой проблемы и автор блога «Прогулки в стратосфере», совершенно выпавший из темы быстро развивающихся нейросетей. В этой статье я расскажу как познакомился с нейросетью, попытался реконструировать в ней скафандр и что в итоге из этого вышло?

Совсем недавно пару молодых докторов астрофизических наук после конференции решили отдохнуть недельку и навестить меня в забытом Богом словацком селе в окружении карпатских гор, где я веду тихую и уединенную жизнь в окружении любимой супруги и маленькой дочки.

Перепробовав все сорта местного пива, национальных напитков типа сливовицы и татранского чая, разговор, естественно, зашел о работе, творческих планах и т.п. Когда я пожаловался на свои «беды», один из астрофизиков и по совместительству моя племянница, поинтересовалась, почему я не применяю для работы нейросеть? Глубоко вздохнув и опрокинув в себя очередную рюмку, пришлось стыдливо признаться, что с нейросетью я знаком только в общих чертах и не совсем понимаю, как она может помочь моему делу?

- Тебе же нужны оригинальные изображения скафандров, от которых сохранилось всего пару фотографий? Ну так пускай нейросеть тебе их и создаст.

- Прямо в точности как на фотографии? (заинтересованно спросил я).

-На основе фотографии она сгенерирует тебе новое изображение, но помни (таинственно, как в сказках), сказала лектор оксфордского университета, она создаст новый скафандр, который будет отличаться от оригинала.

-Да и фиг с ним (явно повеселев сказал я, поднимая бокалы со вторым британским подданным доктором астрофизических наук и по совместительству женихом племянницы), теперь все равно одному Богу известно, как скафандр выглядел с со спины или боку, поэтому для реконструкции и так сойдет.

Через несколько минут племянница тыкала что-то непонятное в неведомой для меня программе, уверяя, что это лучший продукт на сегодняшний день и задавал наводящие вопросы, что бы нейросеть смогла максимально качественно воссоздать скафандр.

Я особо не вникал в процесс происходящего, но мои мысли были на седьмом небе от счастья где на арфах играли купидоны, вокруг облаков парили воссозданные нейросетью скафандры, а все коллеги и любители космонавтики с восторгом восхищались моей находчивости и заискивающе сыпали комплименты.

Закончив мистерию, астрофизик ткнула пальцем в кнопку «Enter» и на экране отобразилась шкала завершения процесса.

-Надо подождать пару минут (пояснила племяха).

Обработка завершилась достаточно быстро и моему взору предстало «это»…

Скажу честно, я не мог даже плакать…

Жених племянницы оказался смышлённым малым и моментально подал мне в руку полный бокал рома…

Первая игра с нейросетью потерпела фиаско.

Нейросеть предоставила набор рисунков такого же паршивого качества, как и старая фотография, на основе которой она моделировала новый скафандр. Рисунки были выставлены в ряд от наиболее приближенного, к наиболее экзотичному.

Тем не менее, не смотря на неудачу, как мне кажется, я смог немного понять нейросеть. В том состоянии, котором она сейчас находится, в ее основе лежит наглядно-образный тип мышления, т.е. по сути, она сличает большое количество образов, означенных как «скафандр» и выдает усредненный результат, максимально соответствующий введенным критериям. Как это не странно, но оба астрофизика настойчиво меня убеждали, что для идентификации различных галактик этот метод очень хорош.

Проблема состоит в том, что выделить на изображениях отдельные элементы, правильно их осознать и классифицировать, нейросеть еще не в состоянии. Это видно на примере самого экзотического варианта, в котором никто не сможет угадать прототип.

Т.к. фотография была плохого качества после цифровой реставрации и окрашивания, поэтому нейросеть восприняла ее как рисунок и не стала заморачиваться четкостью изображения.

-2
-3

Вариант №4 предлагается нейросетью как наиболее близкий к оригиналу. Если глядя на предыдущие рисунки вы не смогли опознать скрывающийся за ними скафандр, то Вариант;№4 дает вам последнюю попытку, но готов спорить, никто не угадает!

-4

А теперь немного о прототипе, который мы попытались реконструировать при помощи нейросети – это один из ранних авиационных скафандров ВС-06, разработанный в начале 50-х годов.

-5

Со вторым скафандром дела оказались немного лучше, во всяком случае, наиболее приближенный прототип получился более удачным, и хотя бы по своему силуэту имел общие черты с оригиналом.

-6

Как видите, ожидание и реальность оказались очень далеки друг от друга. Нейросеть действительно имеет большую базу данных и чем больше критериев указывается в изначальных вводных, тем качественней получается картинка, но проблема в том, что нейросеть еще не способна анализировать и выделять определенные детали, идентифицировать их и приводить к более или менее реалистичному варианту.

Наглядным примером может служить попытка создать космический скафандр на скорую руку. В какой то момент, нейросеть напомнила мне китайцев, безбожно копирующих все, что попадается им под руку, не заморачиваясь смыслом.

-7

Скафандр получился во всем "как будто": чутка синих полосок и красный квадрат "аля американский флаг", пара размазанных нашивок, а вот предназначение прозрачных полусфер на поясе я так и не понял - может нейросеть намного умней и это камеры наблюдений?

-8

В какой то момент Остапа понесло... По очертаниям сразу становится видно, что это пародия на лунный A7L. Разъемы бортовых колодок СОЖ и электрофала идут в перемешку с нашивками - нейросеть явно старалась и в этот раз что то залепить в нужное место, но не понимала, что от нее просят. От паха вверх идет продольный элемент - по логике это правильное продолжение силовых тросов, которых так не доставало вышеперечисленным моделям, но и тут все оборвано на половине.

Получается, что на данный момент никто кроме художника не сможет реконструировать внешний вид скафандра, улучшив изображение и повысивть качество детализации элементов, которые мы угадываем на старых фотографиях и хотим воссоздать.