Всем добрый день. Продолжает заканчиваться разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год. Сегодня взор падёт на 9 место — последний в списке фильм датского режиссёра Карла Теодора Дрейера.
9 место
"Страсти Жанны д'Арк"/"La passion de Jeanne d'Arc"(1928)
Рейтинг КП - 8,0; Кол-во оценок - 11 035;
Рейтинг IMDb - 8,1; Кол-во оценок - 61 017;
Режиссёр - Карл Теодор Дрейер.
1431 год. Жанна д`Арк предстает перед судом по обвинению в ереси.
Без спойлеров
Настолько оказался хорош фильм про Жанну д'Арк от автора просмотренных "Дня гнева", "Вампир: Сон Алена Грея", "Гертруды" и "Слова", что он аж в десятку лучших фильмов ever попал. По "8½" Феллини я уже понял, что какого-то гига хайпа не стоит сильно ждать даже от высших позиций. Кто их знает, как эти товарищи опрашиваемые изданием критики и сотрудники индустрии определяли величайшие из существующих картин и по каким критериям. Я не критик, не могу знать, поэтому смотрю и понимаю как умею(никак).
"Страсти Жанны д'Арк" от Дрейера мне понравились, — наверно, с этого стоит начать. Начну с первой же причины, по которой, уверен, кино чтят и все кинокритики мира: после Феллини на 10 месте, где меня просто замучили чтением субтитров на фоне болтовни по-итальянски, смотреть немую драму датского режиссёра было топи-топ. Не знаю, правда, откуда в 2012 году составители топа узнали, по какой причине он мне понравится и ради чего его и надо вставлять в список.
Это главная причина. Но есть и прочие, менее важные аспекты, благодаря которым фильм хорош. Что можно приметить, не смотря кино, это как оно снято. Если вы НЕ видели, то откройте раздел "картинки" в браузере, введите название и год выхода ленты и поглядите на результаты. 80% всего, что вы увидите там, — это крупные планы лиц на белом фоне. Угадаете почему? Потому что большую часть хронометража занимают крупные планы лиц персонажей. Вплоть до последних минут 20, чуть ли не все 100% всех планов — это именно крупные планы. Я уже, небось, утомил словосочетанием "крупные планы", но это именно то, что вас ждёт в фильме — крупные планы, ещё крупные планы и вообще, больше крупных планов.
Является ли это проблемой, или, может, делает кино скучным? — Вообще нет. По задумке, наверно, это должно было заставлять зрителя смотреть на эти самые лица, вглядываться в мимику, считывать эмоции, таким образом погружаясь в действие. Но для этого, как вы понимаете, требуется высочайший уровень актёрской игры. Иначе всё развалится, не успев собраться.
И актёры у Дрейера со своей задаче справились абсолютно блестяще. Особенно, конечно, хороша Мария Фальконетти. Стоит учитывать год выпуска ленты в свет, потому что здесь есть ещё такая анахроничная актёрская игра, когда актёры глаза там пучят, и от радости, и от удивления, но меня это вообще не смущало. Если вы хоть раз смотрели фильм, вышедший до "Гражданина Кейна", после которого актёрское ремесло стало менее театральным, то такое вас не должно веселить или пугать тоже.
Ну и так как задумка с операторской и актёрской работами в порядке, то и желаемый эффект на месте. Опыт просмотра, пожалуй, не самый сумасшедший, но очень необычно. Учитывая про что сюжет, напряжения в сценах накидывают с горкой. Когда вы чётко видите измученное печалью лицо Фальконетти, а после поочерёдно насмехающиеся, злые, недоумённые, хитрые лица судей, то вы испытываете жалость к девятнадцатилетней Жанне(которую играла 35-летняя актриса — настолько она впечатлила режиссёра, когда он её увидел), неприязнь к предвзятым и суровым судьям, которые служили англичанам(против которых сражалась и Жанна в рамках Столетней войны), и вообще ощущаете всю абсурдность и беспощадность ситуации.
За счёт этого, соответственно, смотреть кино почти вековой давности интересно, и будет интересно ещё через 100 лет(если мир, конечно, сохранится). Единственное что — последние минут 20 немного приседают по динамике, на мой взгляд, но это мелочь, — не так уж сильно, повторюсь, оно провисает. Плюс вечная история о мученичестве, превозмогающим людскую жестокость. Вопреки тому, что это довольно возрастная около-артхаусная лента в жанре исторической драмы. Звучит, согласитесь, не очень интригующе. Но на то она и классика, чтоб быть хорошей.
Также, подобно многим другим хорошим произведениям, оно создавалось в мучительно суровых условиях. Съёмки полуторачасового фильма заняли полтора года. Были созданы весьма дорогие для своего времени декорации... которые Дрейер не стал снимать, потому что тут крупные планы 90% времени на белом фоне, — а-за-за, продюсеры. А для Фальконетти это было настолько тяжко, что она более никогда не снималась в кино и заимела психологические проблемы до конца жизни. Так что, боюсь, стрижка налысо была не худшим, что выпало на её долю во время создания картины.
Поэтому доза страданий здесь возводится в квадрате. Страдает Жанна д'Арк по фильму и страдает ведущая актриса, её играющая. А учитывая, что ввиду возраста ленты у неё чуть ли не квадратное разрешение, то получается, что здесь "страдания в квадрате" — это не фигура речи. Это получается что же, — страдания в кубе? Жесть Дрейер гений.
Со спойлерами
История реальной Жанны достаточно известна, поэтому, надеюсь, не большим спойлером будет то, что девушку в финале сожгут на костре как ведьму и еретичку. Что меня пугает, так это реакция толпы вокруг. Когда её ведут, они просто стоят и смотрят. Когда она горит, они стоят и смотрят. А вот когда она уже отдала Создателю душу — вот тут уже время взойти на баррикады. Я верю Дрейеру, когда он в начале пишет, что изучил документы события, — следовательно, примерно так всё и было. Вот это меня вгоняет в ступор. Или что, она стала святой, ради которой стоило бороться, только после того, как сгорела? Кошмар, как так.
И по какой причине её сожгли? Понятно, что её, скорее всего, изначально хотели убить, и всё это было лишь спланированное представление, но всё же какие формальные формулировки для этого были выбраны. Судьи говорят ей, мол "ты говорила не с Богом, а с дьяволом, который тебя обольстил", и я понимаю, что это дела религиозные, там своя, так сказать, атмосфера, но это звучит как "я прав — ты не прав(а)".
Не могу знать, верил ли сам автор, что Жанна общалась с высшей силой, — святой в каком-то смысле он её точно считал, — но если даже судьи, которые как бы настроены против неё, в конце, когда её готовят к сожжению, смотрят на неё не без сожаления и печали на лице, то это ли не знак, что действительно было в этой девушке(по фильм и, как знать, в реальности) что-то необыкновенное.
Послесловие
"Страсти Жанны д'Арк" — мощная драматичная картина от режиссёра Карла Теодора Дрейера, выпущенная в 1928 году, на относительно раннем этапе развития кинематографа, которая, как говорят, значительно повлияла на индустрию, но что меня особенно порадовало, — это что она одновременно с этим является интересным с точки зрения просмотра произведением, после которого даже есть над чем немного поразмыслить.
Хорошая динамика, — странно звучит это слове в рамках разговора об этом фильме, — поддерживается не всегда. Есть моменты, когда уровень интереса самую малость проседает, но сильно на итоговое впечатление это не влияет. Фильм отличный. Один из немногих, который я готов назвать "искусством". Так-то! Viva Жанна и Viva Дрейер.