Найти в Дзене
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 208 - Неудачливый копейщик

Доброго дня. Давненько меня здесь не было, однако. Что ж, быть может, однажды я смогу заниматься делами, не бросая их время от времени на какой-то срок. Не удивлюсь, если я где-то ранее уже писал подобные слова. Ну, что сказать? Всегда должна быть надежда. Без надежды всё как-то совсем... тяжко. Словом, это снова разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сейчас я буду пояснять за 44 позицию списка, коей является последний фильм в карьере датского режиссёра Карла Теодора Дрейера. 44 место "Гертруда"/"Gertrud"(1964) Рейтинг КП - 7,3; Кол-во оценок - 1 229; Рейтинг IMDb - 7,3; Кол-во оценок - 6 640; Режиссёр - Карл Теодор Дрейер. Гертруда могла бы быть абсолютно счастлива. Богатый и верный муж; молодой и талантливый любовник; друг юности, который до сих пор питает к ней чувства - каждый любит ее по-своему. Но Гертруде всё это уже ни к чему, она больше не нуждается в любви, постепенно теряя вместе с ней и вкус к жизни. Без спойлеров
Оглавление

Доброго дня. Давненько меня здесь не было, однако. Что ж, быть может, однажды я смогу заниматься делами, не бросая их время от времени на какой-то срок. Не удивлюсь, если я где-то ранее уже писал подобные слова. Ну, что сказать? Всегда должна быть надежда. Без надежды всё как-то совсем... тяжко.

Словом, это снова разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сейчас я буду пояснять за 44 позицию списка, коей является последний фильм в карьере датского режиссёра Карла Теодора Дрейера.

44 место

"Гертруда"/"Gertrud"(1964)

Рейтинг КП - 7,3; Кол-во оценок - 1 229;

Рейтинг IMDb - 7,3; Кол-во оценок - 6 640;

Режиссёр - Карл Теодор Дрейер.

«Гертруда» (Gertrud, 1964)
Гертруда могла бы быть абсолютно счастлива. Богатый и верный муж; молодой и талантливый любовник; друг юности, который до сих пор питает к ней чувства - каждый любит ее по-своему. Но Гертруде всё это уже ни к чему, она больше не нуждается в любви, постепенно теряя вместе с ней и вкус к жизни.

Без спойлеров

По классике — ретроспектива. Из творчества Дрейера я уже смотрел и рассказывал про "День гнева" 1943 года и "Вампир: Сон Алена Грея" 1932 года. Далее по списку будут ещё два его фильма, оба я уже смотрел, но пока что промолчу. Про указанные же фильмы могу сказать, что они хорошие и сделаны интересно, стилистика занятная, но их некоторая сухость всё же не по мне. Теперь — "Гертруда".

Если говорить кратко или хотя бы не сильно долго и нудно, то в целом мне почудилось, что последняя лента датского мастера кино вообще не выбивается из ряда его работ и продолжает их аскетичный стиль. Точно так же, как в других работах режиссёра, здесь есть центральная тема, которая есть сердце произведения, обеспечивающая всю, как бы верно выразиться, "мягкость". То есть: тема трепетная, но подаётся нарочито сухо и отрешённо. Чуть менее сухо и отрешённо было в "Слово" и "Вампир: Сон Алена Грея", но тоже только лишь чуть.

В центре внимания тут тема любви. Очень грубо говоря, фильм можно назвать мелодрамой, но если вы ценитель жанра, то берегитесь: уверен, то, как безэмоционально она здесь показана, вас удивит. И нет, это не беда фильма. Даже напротив, лента специально делает всё именно в таком стиле, поскольку это в данном случае естественно произрастает из сюжета и внутреннего состояние всех персонажей, включая ОСОБЕННО главную героиню.

Ещё по сюжету могу добавить, что он тут построен таким образом... Как бы выразиться? Я такие сюжеты сам для себя называю "Афтерпати" — то есть все ключевые для героев и истории события уже произошли в далёком или не очень прошлом, а сам зритель непосредственно видит лишь последствия. Конечно, тут есть пара флэшбеков, но, опять же, их буквально парочка на весь фильм, который идёт 2 часа.

Все остальные составляющие у Дрейера тоже на добротном уровне. Актёры хорошие, музыки, по-моему, вообще почти нет, что не сильно смущает, так как дополняет авторский стиль, смысл истории я как обычно где-то вычитал и мне зашло, очень по-житейски, я бы сказал, плюс необычно, а работа с камерой и монтажём в ленте довольно простые и суровые, любителям активного действия тут придётся попотеть.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

В заключительном эпизоде Гертруда уже состарилась и ведёт со своим другом соответствующую тематическую беседу, в том числе раскрывающую её мотивацию и вероятный смысл фильма. А суть в том, что она принципиально отказалась идти на какие бы то ни было компромиссы в любовной сфере. Все трое её главных ухажёров, может, и не самые плохие люди, в разной степени, но они все или по-настоящему не любили её, или вовсе относились к ней как к декору. Конечно, она могла бы подавить своё "я", смириться, довольствоваться тем, что есть, игнорировать жестокую правду, — но не стала, отказавшись выдавать желаемое за действительное, от убаюкивающего неведения. И как следствие осталась одна. А судя ещё по финальному кадру — таковой, то бишь одинокой, она останется до конца, по-видимому, недолгой жизни.

И я нахожу это очень трагичным. Не уверен, насколько такие моральные дилеммы часты и популярны среди людей, но мне эта тема близка, знакома и понятна. Мне ясно нежелание Гертруды мириться с полумерами. Оттого её финал выглядит так печально. Ведь найти того, с кем можно завести отношения, вообще не сложно — сложно найти того, кто не будет видеть в вас затычку для своих проблем, декорацию или повод покичиться. Того, кто будет действительно любить вас.

Послесловие

"Гертруда" — довольно суровый по всем параметрам фильм, как с технической точки зрения, так и по наполнению и итогам всего действа. Смысл фильма относительно неплохо читается и, думаю, многим может показаться интересным и дискуссионным. Однако пробраться через дебри авторского стиля любителям быстрого темпа может быть затруднительно, поскольку лента очень неторопливая и статичная. Но в целом оно того стоит. Я получил пищу для размышлений и о потраченных двух часах не жалею.