Найти тему
TheGoodStranger

Гневный день - часть 59 - Лучшие фильмы всех времён

Оглавление

Всех приветствую. Что вы знаете о Дании? А о датском кинематографе? Думаю, ещё меньше, чем о Дании как стране. Может, кто слышал о статуе русалки в Копенгагене, который столица Дании. Или быть может, кто-то знает, что помимо основной Дании, территорией Датского королевства, пусть и на правах автономии, являются также Фарерские острова, что находятся между Исландией и Британскими островами, и аж целая ни дать ни взять Гренландия. Да-да, не удивляйтесь, сам когда узнал подивился.

Но речь вообще не о том. Но факт занятный, согласитесь. Конкретно здесь я вам расскажу о частице датского кинематографа, а именно о фильме датского же режиссёра Карла Теодора Дрейера...

193 место

"День гнева"/"Vredens dag"(1943)

Рейтинг КП - 7,8; Кол-во оценок - 1 530;

Рейтинг IMDb - 8,1; Кол-во оценок - 9 930;

Режиссёр - Карл Теодор Дрейер.

1623 год. В маленькой датской общине показательные процессы над ведьмами поставлены на поток. Женщин, обвиненных в колдовстве, сжигают на костре; процессами руководит преподобный Абсолон Педерссен. Суровая воля пастора лишь однажды дала сбой – когда он пощадил и спас от огня мать своей второй жены, молодой Анны Педерстоттер. Теперь же пастора шантажирует приговоренная к смерти Марта Херлофа – если он не спасет ее, она грозит выдать тайну Абсолона. А жене пастора словно дела нет – она влюблена в его сына Мартина, и близок час, когда тихая, неприметная Анна поднимет бунт против мужа и безжалостной свекрови...

Без спойлеров

Снимался фильм в 1942 году, вышел в 1943 году, то есть производство и выход имели место быть прямо в разгаре Второй мировой войны, что, как ни странно, не особо мешало созданию ленты, так как все мы, думаю, слышали историю про то, что Дания сдалась за 6 часов, что, впрочем, подтверждается Википедией, где вы даже можете вычитать, что Датская операция продлилась около 6 часов и за это время погибло 2 немецких и 16 датских солдат. Да, там была оккупация, с 1943 по 1945 года был период так называемой жёсткой оккупации, но каких-то именно что военных действий, насколько мне известно, там не было. В общем, не суть важно.

Важно тут, пожалуй, только то, что многие из-за того, на какие времена пришлись съёмки, решили, что в фильме есть какие-то политические аллюзии на реальное положение дел. Сам режиссёр такие подозрение отвергал и вообще "любые совпадения с реальностью случайны".

Действие самого фильма относится, как говорит описание, к 1623 году, и происходит в какой-то там датской деревне. Чтоб вы понимали, как тесен мир, так выразимся, скажу, что за 18 лет до этого года в Испании Сервантес написал первый том "Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского", а спустя 80 лет был основан Санкт-Петербург. Да-да, если так подумать, то в нашем безумном мире всё так взаимосвязано. Но да я опять не о том.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Если наконец говорить о самом фильме, то действие развивалось не так как я думал. Я думал, эта самая Марта Херлофа, которую хотят спалить в кострище, будет играть одну из центральных ролей в этой истории. Но на деле она выходит из действа уже к середине картины, если не к концу первой трети. После же акцент переходит на жену пастора Анну, которую особо не прельщает чалиться с пАжилым пастором, и хоть человек не последний, но ясен пень молодой девице хотелось бы ещё порезвиться да побегать по полям и лесам, сплавляться по речушкам и наслаждаться молодостью.

Короче говоря, поначалу кажется, что это будет что-то наподобие социальной драмы про безумство нравов той эпохи, когда всех подряд отправляли вперёд тапками на костры да пики, но очень быстро фильм частично сходит с этой тропинки и модернизируется в мелодраму. Да-да, то, в кого именно влюбится главная героиня, было уже даже в 1943 году настолько очевидно, что они даже не стали это скрывать и прямо вынесли в аннотацию. Да, она влюбляется в сына своего мужа от первого брака.

Мелодрамы я не очень люблю, и в этом фильме нет ничего такого, чтоб это как-то изменить, но я не могу не признать, что показанная лав-стори относительно неплоха, ситуация в искусстве не нова, но за счёт отыгрыша и постановки смотрится туда-сюда. Но всё же единственное, что героиня и я как не самый заинтересованный зритель вынес, узнав, чем всё кончилось, так это то, что воистину хорошую вещь браком не назовут.

Со спойлерами

Ну, значится, да, пожилую Марту Херлоф таки сжигают, и происходит это по прошествию получаса с начала ленты, и во время просмотра у меня возник вопрос, а что дальше-то? Неужели на первый план выйдет мелодрама? И да, она самая, куда деваться. Ну допустим.

На самом деле, я помню, что описание к фильму читал очень бегло, так что могу без зазрений совести заявить, что на момент начала просмотра я НЕ знал, что Анна влюбится в Мартина, сына пастора, своего мужа. И я вам точно говорю, когда вот-вот должен был приехать сын пастора, я думал о нём, смотрю на Анну и поселилась в чертогах разума мысля: "А-а-а-ам, она в него влюбится".

Кадр из фильма
Кадр из фильма

И да, тысяча чертей, это и случилось. Тут я, конечно, монокль-то поправил, сделал многозначительное лицо и осознал свою избранность... Сказал бы я, если бы это так не читалось. Ну вот почти любой насмотренный зритель поймёт, что ну не просто так они тут нагоняют приезд этого Мартина, ну вот неспроста Анна молода и уже такая вся какая-то тусклая, ну сложно здесь не понять к чему клонит Дрейер.

Ну мелодрама, в общем, такая, стандартная: предсказуемая, хоть и милая, с соответствующим финалом в духе "Ромео и Джульетты". Конечно, ничего хорошего из этой любви не вышло. Но прежде чем перейти к финалу, замечу, что была одна любовная сцена между Мартином и Анной, которая мне понравилась и которую я запомнил - это сцена, когда они вдвоём плывут на лодке по какой-то небольшой речке. Вот там красота, да.

Ну и в финале, да, Анна бесится, доводит мужа до гибели, из-за чего Мартин, по нашёптываниям бабки, отворачивается от возлюбленной и обвиняет её в том, что та ведьма. Последний вопрос, который может слететь с немых губ зрителя - это почему Анна созналась в том, что она ведьма, после того, как Мартин ударился, приник к матери отца и обвинил её в колдовстве? Вряд ли тут подразумевается невероятный сюжетный поворот, что она натуральная ведьма. Полагаю, и, думаю, многие со мной согласятся, что тут скорее всего имелось ввиду, что когда от неё отвернулся возлюбленной, уставшая от всех тягостей бытия Анна решила, что в её ситуации, в её положении кострище - не худший вариант, потому что очевидно, что после такого признания её зажарят. Таким образом, выводим, что главная тема ленты - несчастная любовь, изначально имевшая мало шансов. Печально, ну ладно.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Что пишет пресса

Моё мнение о фильме осталось в нейтральной зоне. Почти все рецензии на фильм положительный(на данный момент на КиноПоиске есть одна нейтральная рецензия, но и она тоже такая, ближе к "зелёной" зоне). Поэтому особо комментировать мне тут будет нечего.

В самой популярной рецензии сказано, что фильм на деле ведает о двойственности женской души, где ангельская невинность сменяется прямо таки диавольским напором и агрессией и наоборот, про желание женщины обрести независимость от строгих пуританских нравов общества, про женский бунт, эмансипацию и всё такое.

Ну как бы да, есть такое. Я бы не сказал, правда, что такая смена поведения от ангела до беса свойственна только женщинам - так ведут себя большинство людей в целом. Понятно, что в одной ситуации, с семьёй или друзьями, скажем, вы ведёте себя так, а с врагами или бесячей математичкой в школе - совершенно иначе. И это настолько в порядке вещей, что даже проговаривать вслух это как-то странно. Так что всё, не буду даже больше читать всех этих положительных рецензий, они всё равно всегда все на один манер.

Послесловие

Поначалу так не кажется, но вообще сам по себе, как верно подмечают многие рецензенты, фильм довольно камерный и за исключением первой трети фокусируется исключительно на взаимоотношениях в одной семье, состоящей из четырёх человек, где все друг другу наживают проблем, хотя хотят как лучше. Даже сварливая свекровь пилила невестку, желая сделать её лучше - в своём понимании. Ну или нет, потому что она просто вредная бабка. Может и так.

В общем, фильм камерный, фильм чёрно-белый, фильм про любовь, фильм про трагедию, там ещё какие-то религиозные мотивы проскакивают, ещё картинка солидно выстроена, всё так гармонично, герметично и прочее. Ну Дрейер такое вообще умеет, судя по его ещё более ранней работе "Страсти Жанны д'Арк", о которой мы в рамках разбора этого списка ещё поговорим. Но будет то не скоро.