Добрый день всем. Сегодня открывается первая десятка списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год. Событие для меня важное, каждый следующий шаг будет приближать мой разбор к Концу. А пока — про 10 место.
10 место
"8 с половиной"/"8½"(1963)
Рейтинг КП - 8,0; Кол-во оценок - 34 758;
Рейтинг IMDb - 8,0; Кол-во оценок - 125 688;
Режиссёр - Федерико Феллини.
Измотанный режиссёр погружается в водоворот воспоминаний и фантазий, где невозможно отличить вымысел от реальности.
Без спойлеров
Последний фильм итальянского режиссёра Федерико Феллини в топе. Всего в нём было 4 его картины: "Дорога" 1954 года, "Амаркорд" 1973 года, "Сладкая жизнь" 1960 года — и вот теперь "8½" 1963 года выпуска. Наименее мне понравилась "Сладкая жизнь", наиболее — пожалуй, "Дорога".
А вот восьмая с половиной картина режиссёра показалась мне неоднозначной. С одной стороны, задумка у неё отличная, смысл, открывающийся в репликах трёх разных персонажей в финале, здесь заложен довольно интересный и, я бы даже сказал, во многом жизненный и знаком будет многим. Я не могу говорить, в чём суть внутреннего конфликта главного героя, на котором и строится вся лента, потому что это спойлер, но просто знайте, что в целом назвать детище Феллини полнейшей бессмыслицей нельзя.
С другой стороны, есть некоторые вопросы к исполнению этих шикарных и несколько робко-сентиментальных идей. Всё происходящее делится на происходящее в реальности и происходящее в грёзах, снах, сознании. Вопреки некоторым рецензиям и описанию, определить что из этого творится на экране большую часть времени не сложно, а я не самый находчивый зритель.
То, что происходит в реальности, — это одно, но содержание видений протагониста частенько вызывало вопросы касательно их потаённого или хоть какого смысла. Ладно ещё вставки из прошлого героя Мастроянни, сами по себе это чисто какие-то фрагменты его памяти, то бишь памяти режиссёра, который продолжил этим же заниматься уже в "Амаркорде" 10 лет спустя, но вот некоторые сцены из группы вымысла заставляют испытывать недоумение. Но спасибо, что только часть, а не все.
В свою очередь, с происходящим в реальности тоже не всё так гладко. Очень много по хронометражу разбросано чисто "технических" диалогов про фильм, который должен режиссировать Гвидо, и не только, и все они долгие и, откровенно говоря, с какого-то момента начинают утомлять. Я смотрел версию с оригинальной звуковой дорожкой и русскими субтитрами, и не успело кино перевалить за первый час, как я знатно утомился. А идёт-то оно 2 часа 15 минут. Да, эта болтовня как бы имеет вес в мире фильма, но в целом, учитывая, о чём он на самом деле, это кажется малость излишним.
И здесь я подобрался к тому, чтобы прямо сказать, что несмотря на внешнюю красоту съёмки и симпатичных актёров и актрис, лента довольно нудная. Даже словно не столько нужная, сколько тяжеловесная. Я повторю, она идёт 135 минут, но за это время я сделал два перерыва по полчаса каждый, потому что мне было физически сложно продолжать сидеть и смотреть это, нужен был воздух.
И, судя по немногочисленным сдержанным рецензиям, я не один такой. Автор одной из таковых связал это с тем, что картина очень личная, и не будучи её автором или хотя бы киноведом следить за ходом её действия не шибко интересно. Возможно, и так. Может у меня оно по другой причине. Кто ж скажет?
Со спойлерами
"Вымышленные" эпизоды ясностью не блещут. Из тех, чей смысл относительно понятен, могу выделить тот, что ближе к концу, где Гвидо воображает себе гарем со всеми женщинами, коих он видел в жизни, включая жену, любовницу, подруг знакомых и ещё кого-то. А из НЕпонятных — про родителей, что в первой половине ленты, потом видение повешенного человека во время кастинга ближе к финалу, потом сцена в бане, которая медленно трансформируется в то ли фантазию, но скорее всего в воспоминание о исповеди, тоже не понял к чему там нужна, и вроде бы всё.
Остальное, как, например, воспоминания о танцующей за деньги Сарагине или как её там, или воспоминание про "аза низи маза", тоже не всегда понятно зачем, но там хотя бы понятно что вообще происходит.
Зато в чём по итогу смысл понятно, и за это благодарю. Трое персонажей, что проливают на него свет, — героиня Клаудии Кардинале(на вики написано, что эту женщину Гвидо вообще выдумал, — лол, как вообще я должен был понять это из фильма?) со своим "потому что он не умеет любить", герой Жана Ружёля с его монологом про "едва ли выиграете, соединив осколки вашей жизни и воспоминания о лицах людей, которых вы так и не смогли полюбить", и финальный монолог главного героя, который как бы транслируется его жене(или бывшей жене, я не уточнял) в исполнении актрисы Анук Эме(которая умерла в тот же день, когда я смотрел фильм для этой статьи, 18 июня, — печально, однако почти уверен, что жизнь свою она прожила достойно).
Даже если вы не понимали, что вообще тут показывали 2 часа, то после этих трёх речей всё становится на свои места. Я бы мог даже заявить, что даже без знания о том, что это очень личное кино, что Гвидо — это буквально Феллини, и так далее, чисто чтоб повыделываться, но не буду, потому что свечку не держал — в душе не чаю, как БЫ БЫло Бы, если БЫ я БЫ не знал БЫ то-то и то-то и так далее. Но я знаю, а когда ответ на руках хвалиться легко.
Поэтому финал фильма — это, на мой вкус, одна из сильнейших его частей. Я, правда, так и не понял, действительно ли Гвидо застрелился, сидя под столом, или нет, — это один из немногих моментов, в реальности которого я не уверен. Если нет, не застрелился, то с какого момента сцена у декораций переходит от реальности у вымыслу? Потому что завершающая сходка, где все берутся за руки и дружно куда-то бегут, явно родом из мира грёз.
Для меня это отчасти драма о том, как мы используем образы реальных людей в своей голове, интерпретируем и делаем с ними что вздумается, но при этом самих этих людей воспринимаем как должное, как данность, не испытывая к ним ничего, никакой любви. Ведь я — это же я, я такой один, а они — это они, другие, их таких полным-полно. Но ещё это фильм о том, как тяжело делиться с искусством частями своей жизни, иногда очень личными и сокровенными, и непонятно, как на это отреагируют, про творческий кризис, про внутреннюю кухню создания кино, про то, как человек надеется помочь кому-то из зрителей своей работой, вложив в неё часть своей души, своего "я", а также о том, как мы порой топчемся на месте, неспособные принять важное решение(вспомните кадр, где Гвидо залезает под этот самый стол во время конференции и что он говорит: "Минуточку, я как раз думаю... Я уже иду... сейчас...", — он весь фильм так мечется, типа "да-да, сейчас, вот-вот решим").
Послесловие
"8½" — это действительно очень личная работа Феллини, что легко доказать банально его названием: что за 8 с половиной? "8 с половиной чего, яблок, груш", как иногда шутят про учителей математики; без знания, что это номер ленты в фильмографии его автора понять смысл названия невозможно. Но ещё это неплохое исследование на тему творца и творения, автора и его страха быть раскрытым публике, про неуверенность, про неспособность и нежелание любить, про память, и много чего ещё, о чём я упоминал.
В этом плане фильм отличный, да только вот для меня он споткнулся на самом простом: его просто не очень интересно смотреть. Просмотр без перерывов для меня стал бы не пыткой, но испытанием на терпение и усидчивость. Поэтому у меня впечатления вышли смешанные.
А ещё я смотрел этот фильм почти сразу после прочтения романа "Улисс" Джойса, и, подметив "некоторое" сходство, решил, что надо мной кто-то шутит. Да, звучит тупо, где "Улисс", а где "8½", но ведь реально сходство есть XD.
И цитата на "подумать":
"... мы, интеллигенция... до конца своей жизни должны оставаться понятными окружающим. В этой жизни и так много иллюзий, поэтому не стоит приумножать этот хаос...".
(но не говорите мне, что это фраза критика, с которым не факт, что автор согласен, а может и напротив, дескать "фу, упрощать себя для масс", я в душе не чаю, кто там с кем согласен или нет — титра Феллини к этому персонажу не дал; а наш брат человек простой: услыхал мудрость — как цитату на странице ВК написал — и будет вам)