Роман «Обломов» произвел общественный резонанс. Образ барина-интеллектуала, который тратил время в праздных мечтах, был настолько узнаваемым, что его имя стало нарицательным для обозначения апатии, лени и страха перед жизнью. Понятие «обломовщина» прочно вошло в обиход и до сих пор не потеряло своей актуальности. Тема вялого «маленького человека» получила свое развитие в малой прозе А.П. Чехова. Хрестоматийный рассказ на эту тему – «Человек в футляре», который, кстати, тоже произвел резонанс в прессе. Многие критики, современники Антона Павловича усмотрели в образе главного героя Беликова злую карикатуру, едкую пародию на современное общество. Можно ли считать Беликова очередной вариацией темы Обломова?
И да, и нет. С одной стороны, «человек в футляре», так же, как и герой Гончарова, боится жизни. Этот страх перед обществом, природой и самим собой нашел отражение в его внешнем виде. Беликов постоянно ходил в калошах и с зонтиком, словно желая укрыться от всего белого света. Обломов тоже все время носил один и тот же старый халат, который стал его второй натурой. Беликов кутался в фуфайку, закрывал лицо темными очками и даже затыкал уши, словно боялся, что дыхание мира отравит его. Но самое ужасное – он отравлял жизнь окружающим. Педагогический состав гимназии, где он преподавал греческий язык, под его влиянием постепенно кис и нравственно деградировал.
В этом – принципиальное отличие Беликова от Обломова. Илья Ильич при всей своей апатии и лени не только не отравлял, но, наоборот, притягивал к себе людей добротой, отзывчивостью и золотым сердцем. Недаром к нему тянулись и Штольц, и Ольга Ильинская, и Агафья Пшеницына. Обломов не убегает от мира, как Беликов, – ему просто неохота беспокоить себя мелкими житейскими проблемами и бытовыми неурядицами. А главное – Илья Ильич способен на глубокое, сильное, светлое чувство. Он искренно полюбил Ольгу и ради нее пытался измениться в лучшую сторону. Обломов дружил со Штольцем, который ценил в нем доброту и светлый взгляд на мир.
И Обломов, и Беликов в финале умирают. Но если Гончаров переживает из-за безвременной кончины своего героя, то Чехов с едкой, горькой насмешкой констатировал уход Беликова из этого мира. И эта безысходная тоска из-за пошлости жизни оставляет неприятное послевкусие даже у тонких ценителей творчества Антона Павловича.