Все части
Шёл мелкий дождь и порывы ветра срывали последние листья с оголённых деревьев. Они крутились в воздухе, падали на сырую землю, укрывая безутешную молодую женщину, распростёртую на свежей могиле лицом вниз.
Траурная церемония уже закончилась и все разошлись, а она всё лежала, и струйки дождя смешивались со слезами, а ветер приподнимал полы шляпы и чёрную вуаль. Рядом на коленях, прямо на свежей, рыхлой и мокрой земле сидела девушка. Она безуспешно пыталась поднять женщину, но та не реагировала, и было слышно лишь, как всхлипывает безутешная вдова и голос девушки:
-Анна, Анечка, ну успокойся, пожалуйста! Вставай, прошу тебя, холодно уже и дождь идёт. Аня, вставай, поехали домой, умоляю!
Но женщина так и лежала, а чёрный шёлк у её лица, залитого слезами и дожём, обрамлял печальной рамкой мертвенно бледное, искажённое скорбью лицо.
Наконец, она глубоко вздохнула, и, словно очнувшись, встала и посмотрела в глаза девушке.
-Камила, прости меня... Я очень тебя прошу, подожди ещё немного. Дай мне проститься с ним. Или иди домой, я тебя догоню.
Девушка встала, отряхнулась и пошла в сторону выхода.
Анна обошла могилу вокруг. Когда её рука задержалась на кресте, лицо снова исказила гримаса страдания, и она уткнулась лбом в свеже-строганное дерево, а потом тихо произнесла:
-Ваня, Ванечка, любимый мой, как же мне жить без тебя? Как я могу быть на этом свете одна? Милый мой, родной мой человек, что мне делать дальше? Ради чего жить?
Мимо проходила женщина с искусственными цветами. Увидев горе Анны, не удержалась и подошла.
-Здравствуйте, - сказала она, - Простите меня, пожалуйста. Вам помочь? Кого вы потеряли?
-Мужа. Любимого. Смысл жизни. - Анна опять пошатнулась и чуть было не упала. Женщина ухватила её под руку.
-Сочувствую вам. Что случилось?
-Это долгая история.
-А я никуда и не спешу. Думаю, что для вас сейчас выговориться - лучшее лекарство. - женщина подвела Анну к скамейке и бережно усадила, дала чистый белый платок. - Как вас зовут?
-Анна.
-А меня - Пелагея.
Анна кивнула, приложив обеими руками платок к лицу. Всхлипнула, но взяла себя в руки и спокойно посмотрела на Пелагею - как ни странно, эта женщина внушала ей доверие. От неё веяло теплом, спокойствием и уверенностью. А ещё пахло ванилью и свежей выпечкой, прямо как от бабушки Ани, тоже Анны - её и назвали в честь самой старшей женщины в семье. Одета Пелагея была скромно, но очень опрятно, в руках держала тряпичные перчатки и бутылочку с водой, которую протянула Анне. Возрастом эта женщина, скорее, годилась Анне в матери, и весь её облик был таким умиротворяющим, что Анна глубоко вздохнула и сказала:
-Спасибо вам. Эти дни были такими тяжелыми, что я боялась, а может, и хотела, что уйду вместе с ним... Вот так, раз - и нет человека, которого я любила больше всей жизни. - Она глубоко, прерывисто вздохнула. - Так, наверное, нельзя любить - до мурашек, до дрожи, до потери сознания. Теперь я просто не знаю, как мне дальше жить, потому что все мои планы были связаны с ним...
-А что случилось? - Пелагея взяла за руку Анну и посмотрела её в глаза. - Расскажите.
-Мы знакомы с Ванечкой с самого колледжа. Учились в разных группах, он старше меня на год.
-А сколько вам сейчас лет?
-Мне 31 год. Ванечке 32. - она вздрогнула. - Было бы. Через месяц... - и вновь не удержалась и зарыдала. - Простите меня... Не знаю, сколько должно пройти времени, чтобы я привыкла к этому...
-Не извиняйтесь, Аня. Я вас очень хорошо понимаю.
-Да? А кого вы потеряли?
-Мужа и сына.
-Ох, простите меня, пожалуйста, за бестактность, - Анна вытерла слёзы. - Сочувствую вам. Как они погибли?
-Разбились на машине. - Пелагея положила руку на ладонь Анны. - Но вы начали свой рассказ. Давайте, вы сначала мне всё расскажете, а потом, если захотите, я поделюсь своей историей. Хорошо?
-Да, конечно.
Мы изучали поварское дело. Я - кондитер, а Ваня - повар. Мы увидели друг друга на первой же линейке, при открытии колледжа. Он махнул мне рукой и улыбнулся, а я постеснялась. Надо же, столько лет прошло, а я всё, как сейчас помню...
Когда он подошёл ко мне после занятий, я убежала - никогда ни с кем не знакомилась, всегда была одиночкой. Одна в семье росла, отец очень строгий был, не пускал никуда без присмотра. Все девчонки на дискотеку, а я дома сидела. На кружки он сам меня возил, или маму просил. Поэтому, Ваня за мной месяц ходил, пока я не заговорила с ним впервые. Правда, с этого дня мы уже были всегда и везде вместе.
Отец, когда узнал, чуть в колледж не побежал - выяснять, кто это за мной ходит. Но на следующий день Ваня меня провожал до дома и отец нас увидел в окно. Крикнул, чтобы мы поднимались. Оба.
Дома он устроил Ване настоящий допрос с пристрастием. - Анна горько улыбнулась. - Посадил его на стул в центре комнаты, представляете? А сам вокруг стал ходить и вопросы задавать - кто, откуда, кем родители работают, где и как живут. А потом резко так обернулся к нему и крикнет:
-А теперь отвечай, сопляк - тебе моя дочь зачем нужна?! Облапошить её хочешь, да? Поматросить и бросить?!
Ванечка даже побледнел, руки затряслись, губы задрожали - уж очень неожиданно отец закричал. Но потом быстро успокоился и ответил:
-Я, Виктор Николаевич, вашу дочь никогда не брошу! Мне, кроме неё, никто и не нужен! И вообще, я, может, её люблю?!
-А ты знаешь ли, что такое любовь? - отец сложил руки на груди и усмехнулся.
А Ваня ответил спокойно:
-Знаю.
-И что же это, по-твоему?
-Любовь - это когда ты ни минуты не можешь без этого человека.
-Это может быть и просто желание, дело молодое. Признавайся, не трогал дочь мою?!
-Пап! - тут уже я не выдержала. - Прекрати!
-Нет, пусть он скажет!
-Нет, не трогал. И не собираюсь.
-И правильно. Если узнаю, что ты до свадьбы хотя бы подумал про это - пеняй на себя. - отец улыбнулся, подняв голову и глядя сверху вниз на парня. - Что, испугался?
-Нет, Виктор Николаевич.
Тут отец вдруг громко рассмеялся:
-Ладно, пошутили и хватит.
Ваня выдохнул и провел рукой по лбу, на котором выступила испарина.
-Но ты не расслабляйся, малец! - отец погрозил пальцем, - Помни - я слежу за тобой!
С этого дня мы с Ваней стали парой, уже официально. Отец снисходительно называл его "Сынок", а он за глаза звал отца "Батей".Они даже на рыбалки ездили вместе. Оказалось, что оба просто помешаны на этой теме.
Казалось бы - парень девятнадцати лет и мужчина за сорок, что между ними может быть общего? Но Ванечка к нему так тянулся - своих родителей он потерял ещё в раннем детстве, они сгорели в доме, вместе с бабушкой, когда он в садике был. Вся деревня дом прибежала тушить, да куда там! Бревно так схватилось быстро, что пожарные, когда приехали, только на угли поливали сверху.
Так он остался совсем один. Его навещала тётка в детском доме, но у неё своих шестеро было, Ванечку было просто некуда везти.
А когда ему 18 исполнилось, ему комнатку дали в старом доме. Какой-никакой, а дом. Он в армию ушёл, а там в кухне работал часто, вот и решил, что, когда вернётся, в повара пойдёт. Комнату его, пока он в армии был, едва тоже не спалили соседи-алкоголики, прям рок какой-то...
Колледж мы, кстати, с ним закончили с красными дипломами. Его потом на практику отправили в Турцию, а я тут осталась. Он, когда приехал, сразу мне предложение сделал. Отец одобрил. К этому времени моя мама сильно заболела, и, не дожив до свадьбы, умерла. Мы никого звать не стали, только расписались, и дома с родными посидели.
Отец помог нам ипотеку взять, и Ванину комнатушку мы продали, сейчас вот живём в двух-комнатной... Ой, жили... - Анна опять заплакала. - Вы простите меня, Пелагея... А как ваше отчество? А то мне так неудобно обращаться.
-Степановна, - Пелагея погладила Анну по спине, - Ты плачь, не стесняйся. Должно время пройти, а пока давай волю своим слезам - полегче будет на душе.
-Спасибо вам, Пелагея Степановна. Я даже представить не могу - можно ли это пережить и привыкнуть... Мы ведь десять лет с Ваней душа в душу жили. Даже не поругались ни разу серьёзно, как-то всё у нас само собой получалось, поддерживали друг друга во всём...
Полгода назад хотели взять помещение, под свой ресторанчик. Уже с собственником договорились, но на встрече мужу плохо стало, и он едва в обморок не упал.
Когда пришли результаты анализов, меня вызвали в клинику и сказали, что у него - рак мозга, и осталось ему от силы два - три месяца. Как я тогда плакала, только врачи могут сказать, они мне уколов наделали и такси вызвали - сама бы я не доехала.
А Ваня увидел меня в таком состоянии и всё сам понял. Обнял меня, стиснул зубы и молчал, пока я ревела.
Я тогда почти все сбережения, что отложены были на ресторан, хотела на лечение потратить, но он мне запретил. Только обезболивающее разрешил покупать.
Когда ему совсем невыносимо было, мы включали музыку и громко пели вместе, чтобы отвлечься. А когда его покидали силы, я вслух его любимую фантастику читала, и он забывался на какое-то время.
Если бы вы только знали, как это мучительно - знать, что ничем не можешь помочь своему любимому! Я была готова свою жизнь отдать, только бы он жил! А он только гладил меня по руке и просил, чтобы я продолжала жить, когда его не станет...
Когда он почти уже не приходил в себя в последние дни, я всё равно с ним разговаривала, рассказывала, что произошло, что нового в мире. Он сквозь забытьё так улыбался хорошо, словно видел что-то светлое и доброе. А в последний день разговаривал с кем-то - глаза открыты, а сам смотрит куда-то в стену и отвечает кому-то:
-А куда мне? Нет, - говорит, - я к папе пойду. - А потом вздохнул глубоко-глубоко, неслышно выдохнул, закрыл глаза и больше не открывал. - Анна заплакала навзрыд, закрыв лицо изрядно намокшим платком, так заботливо предложенным ей Пелагеей.
-Анна, милая, а детки?
-С детьми у нас никак не получалось. Два выкидыша, две внематочные. Врач сказала, пока подождать, сил набраться. И на всякий случай, порекомендовала яйцеклетки мои и его сдать на хранение. - Вдруг Анна встрепенулась и вскочила. - Пелагея Семёновна, а ведь я могу попробовать родить! Его, нашего ребёнка! Мне будет, ради чего жить!
Анна вытерла ладонями лицо и улыбнулась.
-Да, Анна, это было бы прекрасно, только как?
-Так сейчас есть процедура специальная, ЭКО называется! Может, сейчас мне повезёт больше, чем раньше, всё таки два года почти прошло с последнего раза.
-Чудны дела твои, Господи, - сказала Пелагея и перекрестилась. - Слышала об этом, конечно, но думала, что это всё не у нас, а за границей.
-Нет, у нас! Пелагея Степановна, дорогая, спасибо вам огромное! Скажите, где вас найти?
-А чего меня искать? Монастырь видишь рядом с храмом?
-Вижу.
-Вот там я на кухне монастырской работаю. Спросишь меня, тебя проводят или я сама выйду.
-То-то я чувствую аромат ванили и выпечки от вас! - Анна тепло обняла женщину, - Я побегу, ладно?
-Беги, милая, беги, - сказала Пелагея и вслед перекрестила Анну.
***
Зима сменила осень, укрыв всё вокруг белым пушистым снегом. Ей на смену пришла весна, а следом и тёплое, дождливое лето. Когда начали опадать первые листья, Пелагея стала забывать про этот разговор.
С утра в дверь кухни заглянула одна из монахинь.
-Пелагея, тебя там какая-то женщина спрашивает, выйди.
Пелагея обтёрла руки от муки, и прям так, в переднике вышла за дверь.
На пороге стояла Анна. В руках у неё был огромный букет цветов, а под букетом заметно округлившийся животик.
-Пелагея Степановна, здравствуйте! - она протянула букет.
-Здравствуй, милая! А я уж думала, ты забыла про меня!
-Нет, я о вас буду помнить всегда! - Она обняла женщину, - Вы помогли мне справится с моим горем и дали надежду на новый смысл в жизни. Если бы не вы тогда, даже не знаю, как бы я смогла всё это пережить!
-Да, я вижу - выглядишь хорошо! Как ты себя чувствуешь? - Пелагея пошла вдоль аллеи, взяв Анну под руку, и та поспешила за ней.
-Отлично! Знаете, даже врачи удивляются, говорят, что с такими анализами, как у меня, впору в космонавты идти! - Анна весело засмеялась. - А ещё, знаете, ведь я жду двойню!
-Здорово! Это просто чудо! -Пелагея обняла женщину. - Чем занимаешься сейчас?
-После нашего с вами разговора я уволилась из ресторана и открыла маленькое кафе, исполнила мечту Ивана. Мы с друзьями организовали фонд, который помогает людям, попавшим в трудные жизненные ситуации, а каждый вечер в кафе мы устраиваем бесплатные ужины для таких людей. Словом, скучать мне некогда!
-Какая же ты умничка, Аня! Я так рада за тебя!
-Спасибо вам большое, Пелагея Степановна! Вот вам моя визитка, заходите к нам в гости, когда пожелаете! Мы будем очень рады вас видеть!
-Хорошо, милая, зайду обязательно! Я очень рада, что у тебя всё получилось!
Анна улыбнулась, и убежала, помахав на прощание рукой.
Пелагея вздохнула, перекрестила Анну и пошла обратно, а по дороге тихо промолвила:
-Ну, и слава Богу! - и снова перекрестилась. - Пусть всё будет хорошо!
Ещё одна история о новой жизни: