Найти в Дзене
Убежище гедониста

Тове Дитлевсен Копенгагенская трилогия: "Детство", "Юность", "Зависимость"

Сегодня о сложном и непопулярном. Тове Дитлевсен - датская поэтесса и писательница, в России её практически не публиковали: лишь некоторые отдельные стихи в сборниках в 80х годах, а прозу начали переводить и печатать только пару лет назад. Я повелась на обложки, на мой взгляд они очень стильные. Это три отдельных романа, но вместе они формируют трилогию и рассказать я хочу сразу о всей трилогии.

По сути это мемуары, или художественная автобиография, или автофикшн, как сейчас говорят. Книги охватывают временной период примерно 1920е-1940е годы, но написаны они были, когда Дитлевсен было уже за 50. А в 58 Тове покончила с собой.

В первой части писательница рассказывает о своём детстве. Она была вторым и незапланированным ребёнком в семье рабочих, поэтому мать не особо её любила, а всю любовь дарила первенцу-сыну. Тове росла в бедном районе да и сама по себе была странноватым ребенком. Её детство казалось ей чем-то чужим, будто для другой девочки, оно было для неё чем-то, что просто надо пережить. А еще Тове очень хотелось быть поэтом, стихи рождались в её голове и она не могла это игнорировать. Однажды отец сказал ей, что женщина не может стать поэтом, однако девочка не перестала писать стихи, просто стала тщательнее прятать блокнот с ними. В целом её детство не было счастливым и при прочтении у меня все время присутствовала тревога от чего-то неизбежно надвигающегося. И грусть.

-2

Во второй части мы узнаем, что довольно рано Тове приходится бросить учёбу и начать работать. Высшего бразования она не получает, сменяет несколько рабочих мест, каждый раз это низкоквалифицированный труд. Но тем не менее, как только у неё появляется заработок, она начинает жить отдельно от родителей. Она ходит с подругой на танцы, знакомится с молодыми людьми и больше не скрывает свою тягу к творчеству. Будучи совсем молодой она выходит замуж за человека, который сильно старше её, но он становится для нее входным билетом в мир писательства - она начинает публиковаться. То, к чему она стремилась начинает сбываться.

-3

В третьей части Тове, уже состоявшаяся писательница, но все еще молодая женщина. Она меняет мужей и любовников, рожает детей и делает аборты. После очередного аборта её любовник делает ей укол препарата с опиатами, чтобы снять боль и Тове подсаживается. Она притворяется больной, чтобы снова получить укол, обманывает своего партнера, лишь бы он снова выписал ей рецепт и неизбежно оказывается в клинике с зависимостью. В это время её маленьким детям приходится жить у чужих людей. Женщина излечивается, но зависимость навсегда остаётся с ней, стоит ей пройти мимо витрины аптеки или сдать кровь на анализ, как тяга возвращается. Третья часть самая тяжелая, и не мудрено, помимо наркозависимости в жизни Тове существует зависимость от собственного творчества, а ещё от отношений в которые она с легкостью бросается. Кажется, что между "Юностью" и "Зависимостью" проходит целая жизнь, такая безда между ощущениями от книг, но нет события идут подряд и к концу третьей части Тове около 30ти лет.

Мемуары Дитлевсен выглядят не как художественное произведение, а как документально зафиксированные факты. Она ничего не преукрашивает, не оправдывает саму себя, не ищет внешних причин, она просто рассказывает, что она делала просто потому, что хотела. При этом повествование настолько честное, можно сказать в лоб, правдивое, реалистичное, что выглядит как исповедь, только без раскаяния и искупления.

Почему я решила рассказать об этом произведении? Потому, что мне хочется обратить внимание на другую литературу, которую не увидишь на раскладках самых продаваемых книг в магазинах или у каждого второго блогера, продвигающего трендовые книги. Хочется поделиться редкостью. Темы здесь поднимаются актуальные. Да и довольно часто в жизни, не только в литературе, встречаются случаи, когда творец не в силах справиться с потоком искусства, исходящим из него, люди творческие и зависимости часто существуют бок о бок и не все с этим справляются. Но помимо писателя и поэта, Тове ещё и женщина, сталкивающаяся с теми же сложностями, что и женщины не творческих профессий, и периодически происходят моменты узнавания, да, я тоже об этом думала, я тоже такое ощущала.