Найти тему
Истории от историка

Мефистофель русской истории. Часть 4. Шлёцер принимает решение о поездке в Россию

Шлёцер
Шлёцер

Приступить к‏ исполнению своего плана Шлёцер поначалу намеревается в‏ Данциге.‏ Но время для поездки туда выбрано неудачно. В‏ Европе бушует‏ Семилетняя война, и‏ в 1758 году русская армия занимает Восточную Пруссию.‏ Данцигу грозят тяготы осады, поэтому Шлёцер‏ направляется в‏ Любек.‏ Стоящее рядом,‏ в Голштинии, 24-тысячное датское войско‏ пока что‏ служит этому‏ городу надёжным залогом от‏ вовлечения в‏ бедствия войны.

Деловая жизнь‏ в‏ Любеке бьёт ключом.‏ Шлёцер даёт уроки‏ в домах‏ состоятельных горожан, изучает тонкости цеховой‏ бухгалтерии, ведёт с Линнеем переписку по‏ вопросам естествознания и‏ продаёт издателям за хорошую‏ цену‏ два новых‏ своих сочинения: биографии знаменитых деятелей Швеции и‏ собрание шведских исторических анекдотов. Но это все его успехи.‏ Любекские купцы‏ остаются равнодушны к‏ его восточной затее.

Тем не менее‏ заработанные в‏ Любеке деньги‏ позволяют Шлёцеру‏ скрупулёзно придерживаться намеченного плана. Весной‏ 1759‏ года он‏ возвращается в Гёттинген, чтобы с‏ головой погрузиться в‏ изучение естествознания, медицины, метафизики, филологии,‏ этики, математики,‏ статистики, политики,‏ древнееврейского законодательства,‏ естественного права. Университет присуждает ему учёную‏ степень. От‏ графа‏ Гогенлоэ приходит предложение принять‏ духовный чин и возглавить один‏ из‏ приходов.‏ Шлёцер отвечает отказом. Жизненная цель его‏ неизменна.‏ Одному из‏ друзей он сообщает о своих‏ дальнейших намерениях:‏ «Пробуду здесь вероятно года два, потом поеду в Швецию на полгода,‏ потом‏ в Бордо,‏ потом в Амстердам, потом в‏ Лиссабон, потом‏ в‏ Египет и Месопотамию».

Он‏ ещё не знает,‏ что в‏ планах‏ Провидения направить его совсем в другую сторону.

Осенью 1760 года‏ на‏ волне‏ успехов армии герцога де‏ Брольи в‏ Гёттинген входят‏ французы.‏ В‏ городе размещается гарнизон — пять тысяч‏ отборных гренадёров‏ во‏ главе с‏ генералом Во.‏ Этот старый вояка, искалеченный на‏ восемнадцати осадах,‏ сразу же‏ чинит обветшавшие городские укрепления‏ и‏ приказывает жителям‏ запастись на пять месяцев съестными припасами; кузнецам велено на случай морозов изготовить специальные крюки для взламывания‏ льда на‏ реке‏ и в‏ крепостном рву.

Распоряжения отданы как нельзя‏ вовремя. Вскоре прусскому командующему принцу Фердинанду Брауншвейгскому удаётся отрезать‏ Гёттинген от‏ снабжения.‏ Начинается двадцатидневная блокада. Генерал Во полон решимости отстоять город.‏ Он‏ тревожит неприятеля вылазками и велит‏ замуровать отверстия шлюзов и‏ свод‏ малого‏ моста, вследствие чего‏ под городом происходит сильное наводнение.‏ Осенняя непогода усугубляет бедствие. У‏ пруссаков возникают затруднения с подвозом‏ продовольствия.‏ В‏ довершение всего‏ болезни начинают косить в‏ прусском лагере людей‏ и лошадей. Раздосадованный Фердинанд приказывает‏ снять осаду.

Французы с‏ торжеством располагаются на зимних квартирах. Но в феврале‏ 1761 года‏ Фердинанд внезапно атакует‏ их, вынуждая поспешно бежать, бросив‏ заготовленные склады‏ с‏ мукой‏ и фуражом.‏ В Гёттингене вновь‏ воцаряется привычный порядок‏ мирной жизни.

Именно‏ теперь в судьбе Шлёцера совершается крутая перемена.‏ И‏ причиной тому стали совершенно посторонние люди.

Философию в‏ Гёттингенском университете читал‏ магистр богословия пастор Антон‏ Фридрих Бюшинг. Со‏ Шлёцером они‏ не‏ были знакомы,‏ вероятно потому,‏ что тот не находил нужным‏ посещать философские лекции. Между‏ тем Бюшинг‏ уже составил‏ себе‏ научное имя‏ как автор ряда богословских и‏ историко-географических трудов.‏ Широкая‏ известность пришла к нему после выхода первых двух‏ томов «Нового‏ землеописания»‏ (1754—1759), где‏ среди прочего содержались подробные сведения о Российской империи,‏ которую‏ он посетил‏ в 1749 году,‏ состоя при‏ датском‏ посланнике графе‏ Линаре в должности воспитателя его‏ старшего сына.‏ В‏ Петербурге он познакомился со своим‏ земляком профессором Герхардом Миллером,‏ незадолго перед‏ тем получившим звание‏ российского историографа. После возвращения Бюшинга‏ в‏ Германию они‏ состояли в‏ переписке.

В конце 1760 года на‏ Бюшинга‏ навалилась‏ хандра, вызванная трениями с‏ университетским начальством.‏ Тремя‏ годами ранее‏ в своей диссертации на соискание степени доктора‏ богословия он позволил себе высказать несколько неортодоксальных идей, и‏ был заподозрен‏ в‏ ереси. Его‏ попросили отказаться от богословских лекций‏ и не‏ печатать‏ богословских сочинений без‏ предварительного согласия ганноверского‏ тайного совета.‏ Во‏ время блокады‏ Гёттингена Бюшинга терзала сильнейшая горячка,‏ которая отняла‏ у‏ него‏ последние силы и заставила‏ думать о‏ близкой смерти.‏ Его‏ жена‏ Христина Дильтей —‏ знаменитая в то‏ время поэтесса‏ и‏ почётный член‏ Гёттингенского учёного‏ общества, всегда помогавшая мужу в‏ научных занятиях,‏ не могла‏ рассеять его‏ тоску.

Бюшинга вернуло‏ к‏ жизни приглашение из далёкой России. Тамошние немецкие друзья предлагали‏ ему‏ занять место пастора при самой большой и богатой лютеранской церкви в‏ Петербурге —‏ Петрикирхе (церковь Св. Петра).

На исходе‏ зимы 1761‏ года‏ Бюшинг‏ начал готовиться‏ к новой поездке‏ в Россию.‏ В‏ это время‏ он получил письмо от своего‏ старого приятеля Миллера.‏ Российский историограф, заваленный горой архивных материалов, которую‏ он не‏ был‏ в‏ состоянии разобрать в‏ одиночку, искал себе‏ в Германии толкового помощника, а‏ точнее, архивного‏ раба и переписчика. Но самостоятельные поиски‏ его‏ были безуспешны.‏ Он даже‏ напечатал в‏ кёнигсбергской‏ газете объявление о том, что «ищет немецкого студента, который‏ первое‏ время был бы у него домашним учителем, но‏ которому, в‏ случае‏ его согласия,‏ предоставит участие в своих занятиях и со‏ временем,‏ особенно‏ если он‏ научится по-русски, определит на службу‏ в‏ Академию». Однако‏ охотников корпеть над русскими архивами‏ так и‏ не‏ нашлось.

И‏ вот теперь Миллер обратился к Бюшингу‏ с просьбой‏ до‏ отъезда‏ в Петербург помочь‏ ему в поисках подходящего кандидата.

У‏ Бюшинга‏ тоже нет‏ на примете никого, кто бы отвечал запросам‏ Миллера.‏ И‏ всё же‏ он с‏ готовностью берётся‏ исполнить дружеское поручение.‏ Одного за другим он опрашивает своих коллег,‏ не‏ укажут ли они на честолюбивого студента с авантюрными наклонностями. Те‏ пожимают плечами в‏ ответ, как вдруг профессор Михаэлис‏ заявляет, что,‏ кажется,‏ знает‏ нужного человека.

Шлёцер,‏ приглашённый к Михаэлису для беседы,‏ конечно,‏ ошеломлён услышанным,‏ а ещё больше тем, что‏ обожаемый учитель настойчиво подталкивает его в направлении Петербурга,‏ подкрепляя свои‏ убеждения теми‏ же‏ доводами,‏ какими Шлёцер приводил‏ сам себе в‏ Стокгольме, когда‏ составлял записку Стахиеву.‏ План экспедиции на Восток, говорит Михаэлис, не‏ только‏ может‏ быть легко‏ соединён с‏ новым проектом путешествия в Россию,‏ но даже выиграл бы от‏ этого. Новизна‏ маршрута‏ придаст этой поездке особенный интерес, само путешествие совершится‏ удобнее и‏ безопаснее,‏ потому что,‏ без сомнения, русская Академия, а,‏ быть может,‏ и‏ русское‏ правительство окажет‏ Шлёцеру покровительство. Влияние же России‏ при‏ стамбульском дворе‏ доставит ему выгоды, какими не‏ пользовался ни‏ один‏ европейский путешественник.

Совершить далёкое путешествие, имея‏ в виду‏ ещё более‏ дальнее?‏ К‏ этому Шлёцер готов.‏ Его смущает лишь‏ то, что,‏ приняв‏ предложение Миллера,‏ он поставит‏ свой проект в зависимость от‏ чужой‏ воли.‏ Ведь он‏ уже недалёк‏ от цели.‏ Шестилетние усилия по‏ сбору средств на путешествие принесли‏ плоды. В‏ настоящее‏ время он владеет капиталом в размере 200 червонцев,‏ и в‏ его‏ планах за‏ короткий срок удвоить или даже‏ утроить его.‏ Ещё‏ два-три‏ года, и‏ он сможет пуститься в путь‏ за‏ свой счёт.

Но‏ слово Михаэлиса имеет над Шлёцером‏ неоспоримую власть.‏ К‏ тому‏ же из головы у‏ него не‏ выходит пример Карстена‏ Нибура.‏ Имя этого ровесника Шлёцера было у‏ всех на‏ слуху.‏ Ничем не‏ примечательный выходец‏ из крестьянской семьи, Нибур с‏ грехом‏ пополам‏ изучал в‏ Гёттингене математику и геометрию,‏ как‏ вдруг увлёкся‏ картографией и уехал в Данию,‏ где присоединился к‏ экспедиции, снаряжённой королём Фредериком V для исследования природы,‏ этнографии и‏ экономики‏ Египта, Сирии,‏ Аравии и Ирана. Не далее,‏ как в‏ январе‏ 1761‏ года Карстен‏ Нибур и его‏ спутники отплыли‏ из‏ Копенгагена, держа‏ курс в египетскую Александрию. Событие это широко освещалось в‏ прессе. (Аравийский климат убьёт‏ всех путешественников,‏ кроме гёттингенского‏ выпускника,‏ которому‏ суждено будет стать‏ первооткрывателем мусульманского мира‏ для европейских‏ учёных,‏ автором классического‏ «Описания Аравии»,‏ составителем первых карт Йемена и‏ восточной‏ части‏ Красного моря.)

Это‏ ли не‏ вдохновляющий образчик‏ благодетельного‏ сотрудничества науки‏ и власти? И разве умный‏ человек при‏ посредстве‏ влиятельных покровителей не сможет склонить к тому же‏ русское правительство?

Шлёцер‏ отправляется к Бюшингу,‏ и они ударяют по рукам:‏ за сто‏ рублей‏ годового‏ жалованья Шлёцер‏ берётся учить детей‏ Миллера и‏ помогать ему в‏ учёных занятиях. Скромное вознаграждение не‏ смущает его.‏ Он‏ уверен,‏ что со своими трудолюбием и эрудицией в короткое время‏ создаст‏ себе приличное положение в Петербурге.

14 марта Шлёцер‏ пишет Миллеру обстоятельное послание с‏ изложением своего‏ послужного списка, упоминанием о беседе‏ со‏ Стахиевым‏ и подробным описанием «апокалипсиса»‏ (как он‏ сам‏ называет свой‏ план путешествия на Восток). Ему‏ важно, чтобы‏ его‏ наниматель хорошенько усвоил, что имеет дело не с‏ бедным студентом,‏ ищущим‏ заработка в‏ чужих странах, а с человеком,‏ имеющим перед‏ собой‏ даже‏ не цель,‏ а — высокое‏ предназначение. Впрочем,‏ он‏ заверяет Миллера,‏ что готов со всем усердием заниматься русской историей не‏ только до восточного путешествия,‏ но и‏ после возвращения.‏ Пока‏ же‏ он просит позволения отложить отъезд до‏ конца лета,‏ чтобы закончить все‏ дела в‏ Гёттингене и лучше подготовиться к‏ новым‏ занятиям в Петербурге.

Миллер в ответном письме соглашается на‏ отсрочку, а‏ относительно путешествия уверяет, что для‏ него «в‏ России легко встретится случай». В августе он присылает деньги на дорогу‏ —‏ десять червонцев.‏ Шлёцер про себя презрительно хмыкает:‏ «Петербургский сапожник не‏ выслал‏ бы меньше‏ подмастерью, которого выписал из Германии!»‏ Жаловаться,‏ однако, не‏ на что, сумма вполне соответствует оговоренному жалованию.

Продолжение следует

***

Все статьи о Шлёцере помещены в альбоме "Мефистофель русской истории".

Адаптированный отрывок из моей книги "Сотворение мифа".

Полностью книгу можно прочитать по ссылке.

-2