Найти тему
НДН.ИНФО

Неделя длиной в год с четвертью

Одним из главных на заседании Наблюдательного совета стал вопрос транспортировки тел умерших.

До 70% тел умерших в Новосибирске транспортируются в БСМЭ. Зачем это делается и для чего нужна патологоанатомическая экспертиза, если ситуации смерти далеки от криминальных, — отдельный вопрос, связанный с нормами федерального законодательства. Которое нам, отсюда, не поменять. Но вопрос остается. Автору этих строк доводилось организовывать транспортировку в БСМЭ тело умершего от рака ликвидатора Чернобыльской катастрофы. Для чего нужно было несчастным родственникам покойного ввязываться в долгую процедуру, объяснять некому. Врачи районной поликлиники разводили руками — ну раз чернобылец, то регламент такой. Нельзя просто вызвать на дом специалистов похоронной службы, поручив им всю организацию. Нет. Надо туда, в БСМЭ. департамент здравоохранения Новосибирской области издал приказ «Об Приказ «О круглосуточной доставке трупов в областное Бюро СМЭ» подписал в 2006 году тогдашний глава департамента здравоохранения НСО Никита Тов. Был указан в приказе и источник финансирования — бюджет Новосибирской области. Однако до сих пор источник этот не действует, что подтвердил на совещании в прошлом 2022 году министр здравоохранения НСО Константин Хальзов. Каждый, кто хоть мало-мальски знаком с порядком работы государственных учреждений, скажет — ну не может такого быть. Если на учреждение приказом возложена деятельность, она должна быть профинансирована из бюджета. Но вот уже без малого 13 лет БСМЭ, послушно исполняя приказ, перевозит тела за свои средства от коммерческой деятельности. И на отсутствие бюджетного финансирования не жалуется.

-2

Причем возит тела Бюро далеко не всех. Поскольку у БСМЭ парк всего из пяти потрепанных спецмашин на двухмиллионный Новосибирск. И ждать этой бесплатной по закону транспортировки можно часами, сидя рядом с остывающим телом близкого человека. Правда, после обращения о необходимости транспортировки у дверей квартиры вдруг возникают откуда-то узнавшие о смерти «черные агенты». Которые за ну «совсем небольшую плату» готовы снять с плеч родственников покойного все их проблемы. И снимают. Но с деньгами совсем немаленькими. Включая оплату транспортировки тела не бесплатным транспортом БСМЭ, а за дополнительные деньги.

Если же транспорта БСМЭ удалось дождаться, то на въезде на территорию Бюро шлагбаум. У которого также встречают родственников умерших агенты, предлагающие далее облегчить и процедуру, и кошелек. Если же и эта стадия пройдена, далее — коридор перед дверями отделения ЗАГСа, где полагается получить справку о смерти. Агенты еще и здесь. Ну работа у них такая.

-3

Кстати, территория, где располагается государственное учреждение БСМЭ, это отдельная тема, также поднятая на сентябрьском заседании Наблюдательного совета по вопросам похоронного дела. Вот въезд под шлагбаум. С одной стороны проезда после шлагбаума — здание государственного БСМЭ. С другой — здание, приватизированное в свое время Владимиром Новоселовым, бывшим тогда руководителем БСМЭ, где арендуют помещения для своей работы и прощальные залы те частные ритуальные фирмы, которые готовы платить за такую аренду.

В нынешнее время подобную практику руководителя госпредприятия можно было бы признать конфликтом интересов. Но приватизация здания была тогда, когда такого термина еще не существовало.

А частные ритуальные фирмы понять очень даже можно. Ведь если доставка основного поток тел умерших возложена на БСМЭ, то было бы большой коммерческой ошибкой не находиться дверь в дверь с этим потоком. Как самих усопших, так и данных о них.

Такая вот на сегодня в Новосибирске ситуация с транспортировкой тел родом из 90-х и начала 2000-х. Мы вам, как госорган госпредприятию, приказываем оказывать услуги, но денег на это не даем. Зато и на качество оказания услуг, и на коммерческую деятельность, за счет которой услуги финансируются, внимания особо не обращаем.

Нынешний руководитель БСМЭ Дмитрий Кошляк, в отличие от своего предшественника Владимира Новоселова, уже не раз сообщал, что вопросом транспортировки тел умерших тяготится. Говорил он об этом и в сентябре нынешнего года, на заседании Наблюдательного совета по вопросам похоронного дела, и в мае года прошлого на совещании в правительстве Новосибирской области. Созванном на основании письма главка МВД по НСО на имя губернатора Андрея Травникова с просьбой о содействии в финансировании доставки тел на судмедэкспертизу. На том прошлогоднем майском совещании обсуждалось несколько методов организации транспортировки. Глава департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Виталий Витухин предлагал возложить транспортировку на МКУ «Ритуальные услуги» с финансированием из бюджета в 12 млн рублей в год. Поступали предложения о заключении госконтрактов с частными ритуальными предприятиями, располагающими специализированным транспортом и персоналом.

-4

Директор специализированной службы МУП «Похоронный дом «ИМИ», депутат горсовета Новосибирска Сергей Бондаренко предлагал разделить транспортировку криминальных и некриминальных трупов между полицией и региональным здравоохранением, как это уже делается во многих регионах страны. И финансирование бюджетное в этих регионах вполне себе организовано.

Словом, вариантов цивилизованной и качественной транспортировки тел умерших было предложено несколько. И на том прошлогоднем майском совещании в правительстве НСО первый заместитель губернатора Юрий Петухов дал поручение заинтересованным ведомствам в недельный срок определить источники финансирования. Казалось бы — ну вот, наконец, все наладится. Варианты есть, финансирование изыщут.

Но вот только с тех пор прошел год с четвертью. И на сентябрьском Наблюдательном совете по вопросам похоронного дела пришлось констатировать, что все остается по-прежнему. Цивилизованная схема транспортировки тел умерших не принята. Источников финансирования, как ранее говорил министр здравоохранения НСО (того самого «заинтересованного ведомства») Константин Хальзов, так и не определено. Госучреждение БСМЭ так и возит трупы за свой счет так, как у него получается: и не быстро, и не все. А близкие покойных так и платят настойчивым агентам за транспортировку тел из своих кошельков.

И почему минздрав НСО, которому подчиняется госучреждение БСМЭ, с таким упорством продолжает реализовывать странный приказ от 2006 года, невзирая на прямое поручение первого заместителя губернатора, остается только гадать. Ну, или все же догадываться?