Про то, что в приполярных лесотундрах Кольского полуострова пасутся мустанги, как в каких-нибудь американских прериях, я узнал на борту теплохода Клавдия Еланская.
Три раза в год он следует к отдалённым селениям Терского берега (Мурманская область), перевозя грузы и людей.
Немногочисленные пассажиры от скуки накатывают, да между делом разговаривают за жизнь и травят байки.
Ловля рыбы сапогами, наглые медведи, летающие по ветру кошки, съеденные припасы в тонЕ... и конечно различные невероятные выходки диких лошадей.
То они схватываются с медведями, хитрят с людьми, то ещё что вытворяют. Слушать это было забавно и необычно.
А вот и самая дальняя остановка судна - старинное село Чаваньга. Пришло время познакомиться с мустангами лично.
Действительно, лошади оказались не хмельными выдумками (впрочем я и не сомневался).
Небольшое стадо паслось недалеко от околицы. Подойдём поближе.
Косматые гривы, грязноватая, поеденная паразитами шерсть не добавляют животным презентабельности... но несмотря на это лошади есть лошади, природной стати у них не отнять. Выглядят красиво. В основном все белой масти. С достоинством щиплют жёсткую тундровую траву, иногда поглядывая в мою сторону. Мне показалось, что они крепкие и в целом довольны своим положением.
А вообще, как лошади здесь оказались? Ведь меньше всего ожидаешь увидеть в тундре этих животных.
История проста как дважды два. Тридцать лет назад, в 90-е, в соседнем селе Кузомень или Варзуга, что в сорока километрах западнее, развалился колхоз, где коневодством занимались для сельскохозяйственных нужд. А лошадей на Руси как известно издавна любят, ни у кого тогда не поднялась рука забить поголовье и их просто отпустили на волю.
Якутская порода к удивлению или не удивлению всех отлично приспособилась к самостоятельной жизни в этом суровом северном крае. За 30 лет их стало только больше. Следы копыт можно встретить повсюду наравне с медвежьими (прошёл 50 км пешком, лично свидетельствую). Морозов не боятся. С медвежьей опасностью, видимо, научились бороться. Питаются травой, но так как большую часть года здесь зима, её приходиться добывать из-под снега - копытить.
В Кузомень, на их "историческую" родину, диковинных зверей даже приезжают смотреть туристы, да заодно угостить чем-нибудь вкусненьким, животные людей не боятся, так как среди местных действует негласный запрет на лошадиную охоту, хотя конечно может найтись отщепенец или заезжий, которому захочется свежей конины...
Бывает, подкармливают и сердобольные селяне. Стоит ли это делать, вопрос дискуссионный.
Иерархия в лошадином сообществе такова. Есть самец - вожак, самый сильный и ловкий, вокруг него собирается группа кобыл ну и как водится жеребята. Таких табунов несколько. Автор видел как минимум два. У Чаваньги и у Кузомени.
Периодически происходят битвы за звание "главы табуна". Когда вожак ослабеет и его сможет победить молодой жеребец, старик уходит "на пенсию".
В общем, такая необычная живая достопримечательность Терского района Мурманской области, известная не так чтобы многим. Для сих глухих мест вполне яркая.
Есть ли ещё в России подобное?
Можно подумать, что случай из ряда вон, но оказывается, что явление это далеко не единичное. Из первых уст знаю, что дикие лошади есть в Сахалинской области и в Приморье. Лично видел на юге Камчатки. И теперь уже не удивлюсь, если услышу что-то такое где-нибудь ещё.
Истории их появления примерно похожи. Где-то, как в Мурманской, закрылся колхоз, где-то пограничная застава ну и тому подобное. Не везде смогли пустить верных животных на мясо, ведь для многих лошадь становится чуть-ли не другом. Считаю это неплохое развитие событий, а вы?
Ещё рассказы про Белое море на этом канале:
- Теплоход 3 раза в год. Вокруг Кольского полуострова на последнем пассажирском судне Мурманска. Уходящая эпоха Беломорья