Последние события на международной арене заставили меня вспомнить книгу петербургского киноведа Михаила Трофименкова “Кинотеатр военных действий” (2014). В отличие от большинства монографий подобного типа, эта рассказывает о тесной связи кинематографа и кинематографистов с миром политической борьбы, и не только в ее цивилизованном проявлении, но и в виде партизанских движений, гражданских и национально-освободительных войн и т.д. Возможно, на русском языке эта книга единственная в своем роде.
И в данном контексте вне всяких сомнений стоит обратить внимание на главу №8 под названием “Фильм-Палестина”. Как нетрудно догадаться, она посвящена паломничеству кинематографистов из многих стран в зону Арабо-израильского конфликта, тянущегося со второй половины 40-х годов. Здесь и французский документалист Брюно Мюэль, и британская кинозвезда (обладательница премии “Оскар”) Ванесса Редгрейв, и американский журналист Сол Ландау (сотрудничавший также с левым оператором Хаскеллом Уэкслером, и собственно палестинские кинематографисты вроде Мустафы Насера и Абделя Хафета аль-Асмара, и даже японские порно-режиссеры Масао Адати и Кодзи Вакамацу.
Впрочем, другие главы тоже порой касаются этого вопроса, т.к. во второй половине ХХ века недостатка в горячих точках не наблюдалось (есть основания полагать, что подобные обстоятельства вновь возвращаются). Заодно можно освежить память по поводу Вьетнамской войны, борьбы за независимость в Алжире, революции в Иране, государственного переворота в Чили и прочего.
В общем, любителям кино и любителям его создавать, пожалуй, стоит вспомнить в том числе и о таких страницах в истории этого искусства