Найти в Дзене
Культурный рассвет

Самодельные технологии и военная хроника Вьетнама

Даже в условиях партизанской борьбы может сохраняться культурная работа, в том числе кино. Обратимся, например, к опыту вьетнамских кинематографистов, занимавшихся хроникальными и документальными лентами во время Вьетнамской войны. Удивительные факты о революционном кино той эпохи вспоминал Ха Суан Чыонг, замминистра культуры и информации Вьетнама: "Находясь в военных зонах на юге Вьетнама, пленку и кинокамеры нам приходилось покупать прямо в логове врага - в оккупированных районах. Но как делать фильмы, мы не знали: ни у кого из нас не было тогда специального кинематографического образования. Но все мы были объединены общей целью и общими поисками, настойчиво старались употребить в дело все то немногое, чем мы тогда располагали. Большой кувшин с плотно закрывающейся крышкой нам заменял проявочную лабораторию; для того чтобы проявить пленку, в этом кувшине приходилось сидеть несколько часов подряд. А деревянные бочонки заменяли проявочные аппараты. В сухой сезон климат в районе Меко

Даже в условиях партизанской борьбы может сохраняться культурная работа, в том числе кино. Обратимся, например, к опыту вьетнамских кинематографистов, занимавшихся хроникальными и документальными лентами во время Вьетнамской войны.

Удивительные факты о революционном кино той эпохи вспоминал Ха Суан Чыонг, замминистра культуры и информации Вьетнама:

"Находясь в военных зонах на юге Вьетнама, пленку и кинокамеры нам приходилось покупать прямо в логове врага - в оккупированных районах. Но как делать фильмы, мы не знали: ни у кого из нас не было тогда специального кинематографического образования.
Но все мы были объединены общей целью и общими поисками, настойчиво старались употребить в дело все то немногое, чем мы тогда располагали. Большой кувшин с плотно закрывающейся крышкой нам заменял проявочную лабораторию; для того чтобы проявить пленку, в этом кувшине приходилось сидеть несколько часов подряд. А деревянные бочонки заменяли проявочные аппараты.
В сухой сезон климат в районе Меконга жаркий, а для промывания пленки нужна была низкая температура. И вот, несмотря на большую опасность, наши кинематографисты умудрялись привозить лед из оккупированных врагом районов. Когда же войска противника осуществляли карательные операции по «прочесыванию местности», проявлять пленку в пещере или в землянке становилось невозможно: на это время «кинолабораториями» становились джонки, легко скользившие по рекам Юга.
<...> Используя «аппаратуру», сделанную из бамбука, арундинарии, консервных банок, а также объективы фотоаппаратов и заржавевший магнит, нашим киноработникам удалось сделать свой аппарат для озвучивания 16-миллиметровых фильмов. Все работы по обработке пленки и озвучиванию проводились тогда еще в «зеленых студиях», построенных из арундинарии и покрытых листьями пальмы".

Говорят, советский документалист Роман Кармен, прошедший в том числе и фронтовые съемки Великой Отечественной, не мог понять, как работают самодельные технологии вьетнамских коллег, пока они не нарисовали ему схемы на бумаге для наглядности.

Если кинематографист может работать и бороться даже в таких условиях, то может вообще в любых.