За бетонными стенами сигналят автомобили, кричат торговцы. Но некрополь погружен в задумчивость. Торжественные склепы рассказывают истории коротких жизней в чужой стране. Имена английских мужчин, женщин и детей вызывают смешанные чувства. Ко многим из них никто никогда не придет. Только редкие туристы заплатят несколько рупий на входе - эти деньги собирают для того, чтоб ухаживать за могилами.
…Я смотрела, как плавают баржи,
И их днища ржавеют, и мусор гниет, и рыба.
И на кладбище приходила,
Там, где мертвые так мертвы,
Что давно имена их стерлись,
Только склепы торчат, как зубы,
И никто по ним не заплачет.
Только дикая бугенвиллея
Поднималась по стенам склепов.
(отрывок стихотворения Камалы Дас «Летние дни грусти в Калькутте», больше переводов: тут)
Здесь много детей и совсем молодых людей. Их забрала холера, малярия, тропические болезни, о которых так мало знали в начале освоения субконтинента.
Некоторые склепы навевают мысли о равнодушных завоевателях. По другим мавзолеям угадывается любовь к индийской культуре.
Действительно, известны случаи, когда сотрудники компании, очарованные пестрой страной, сбрасывали британскую принадлежность, как змеиную кожу. Отказывались носить европейскую одежду, разгуливали в своих особняках в «мусульманских платьях тончайшей текстуры», красили усы хной. Заводили гаремы, писали стихи на урду и хинди. Влюблялись.
Со многими пионерами Ост-Индийской компании происходила полная «чатнификация». Не все относились к местным высокомерно, как к туземцам.
Гробница офицера Чарльза Стюарта сочетает европейские и восточные мотивы. Его так и называли «Хинду Стюарт» за любовь к языку и обычаям Индии. Он был женат на индуистке и советовал всем британским дамам носить сари, «поскольку это более женственное платье».
Генри Дерозио, поэт, чей склеп также можно найти в лабиринте некрополя написал стихотворение: «Индии – моей родине». Дерозио покинул мир в возрасте 22 года из-за холеры.
Смотришь на даты: очень много людей, которые не прожили и тридцати лет. В чем-то эта темная хронология помогает представить Бенгалию той эпохи: джунгли, дикие животные, болотные испарения, москиты, отсутствие санитарии, медицины. На памятнике двадцатилетней мисс Роуз эпитафия: «Смерть позвала ее нежную душу…в этом суровом климате человеческой жизни».
После независимости кладбище на Парк-стрит собирались сравнять с землей. Англо-индийские граждане Калькутты активно сопротивлялись уничтожению. Позже некрополь взяли под охрану.
И все-таки среди склепов в греческом, египетском, готическом, индо-сароцинском стилях, между мавзолеями, покрытыми мхом, думаешь: зачем вы сюда заехали, ребята?
#калькутта #колониальная эпоха #англичане в индии #ост-индийская компания #что посмотреть в калькутте #культура #архитектура #культура индии #колониальная культура #история индии #история колоний #история востока #бенгалия #памятники архитектуры #атмосфера калькутты #азия #парк-стрит