Каковы основные качества голоса? Это тембр, диапазон и громкость.
Каковы основные дефекты звука у певцов?
Типичными недостатками являются:
- форсирование
- пестрое звучание гласных
- безопорность звучания
- сиплый или жесткий тремор
- неточны попадания на звук
- зажатое звучание «верхов»
Какой дефект звучания наиболее распространен?
Это напряжение голосового аппарата, форсировка звучания.
От скованности гортани ухудшается тембр, страдают все технические показатели. Причиной напряженного пения является стремление к громкости.
Но звучность зависит не от физических усилий, а от рациональной работы голосового аппарата.
Голос должен оставаться легким, а звучание не форсированным, ловким, как тело атлета.
Эта легкость звучания, которой я добивалась, была не только частью школы бельканто, которой меня обучала де Идальго. Это была часть ее философии, согласно которой голос должен формироваться в той области, где он не слишком велик по объему, но обладает проникающей силой.
Мария Каллас Как преподавала Каллас.10 ценных советов Каллас своим ученикам.
Форсировка голоса – дефект, приводящий к жесткости звучания, к затрудненности верхнего регистра, к «заостренности» тембра и тремоляции голоса.
Почему форсируют голос?
- Начинающие хотят звучать мощнее.
- Иногда форсировка происходит из-за эмоционального «перехлеста».
- Часто из-за использования трудного репертуара,
- Из-за неумения формировать переходные звуки и тоны верхнего регистра.
- Из-за пения «не своим голосом».
- На сцене форсировать начинаешь, когда себя не слышишь.
Следует соразмерять силу дыхания с возможностями гортани.
Хочу здесь привести цитату из научной статьи по специальности «Искусствоведение» Денисовой. Основные постулаты российской вокальной школы.
Напор дыхания на голосовые складки перенапрягает гортань, ухудшает звучание, делает голос жестким, не льющимся, «выжимающимся».
По какой причине чаще всего теряется вокальная форма?
Обычно вокальная форма теряется вследствие нерациональной работы гортани, хотя это редко осознается.
Гортань невидима. Как правило, она функционирует разнорегистрово, напрягается, замыкая голосовую щель.
При этом нарушается и координация с помощью дыхания, резонаторами. Зачастую требуется усовершенствовать смешение регистров или разомкнуть голосовую щель, создав импеданс на надгортанном уровне. Понимание этого способствует восстановлению вокальной формы.
После форсирования голос «садится», т. е. устает, тускнеет, теряет звонкость, хрипнет. Это происходит в результате перенапряжения гортани, преобладания грудного тембра на высоких звуках, пения в неудобной тесситуре.
Если голос поставлен правильно, то нет форсировки.
Постановка голоса – это выработка правильных певческих навыков, т. е. развитие и тренинг голоса для его правильной работы.
Поставленный голос отличается:
- звучностью,
- красотой,
- богатством тембра,
- широтой диапазона,
- четкостью произношения слов,
- чистотой интонации,
- малой утомляемостью.
У начинающих возникает много ошибок при выравнивании звука, поэтому и трудности и зажимы впоследствии возникают.
Мне приходиться на уроках постоянно с этим сталкиваться и у тех, кто поет давно и не понимает, почему в каких- то местах голос не идет и что-то не получается.
Да, потому что с самого начала сделано не правильно, вот и не идет.
Исправлять -это гораздо сложнее и дольше, чем начать и поставить сразу правильно.
Избежать ошибки дает знание:
- как работают связки,
- что дает форсировка дыхания,
- как влияет индивидуальное строение,
- выравнивание происходит при постановке голоса, т.е. на начальном этапе.
Подробнее в статье "Регистры для начинающих. Как работают связки, форсировка дыхания, индивидуальное строение ,выравнивание при постановке голоса."
У начинающих в основном нет никаких понятий об этом, либо они не корректны, либо просто понаслушались, но не осознали.
А осознание придет только с практикой и со временем.
К чему надо прийти и что осознать рекомендую читать в статье "Начинающим вокалистам про артикуляцию, динамику, диапазон, интонацию, регистры."
Что говорят физиологи о постановке голоса?
Работа мышц становится тонко дифференцированной. Вырабатываются нужные связи, рефлексы; а ненужные – тормозятся, лишние движения и напряжение исчезают; формируются стойкие вокальные навыки, в результате которых голос начинает звучать энергично, чисто, свободно.
Певец, занимающийся постановкой голоса, должен стремиться выработать острое внимание к своим мышечным ощущениям и знать, к какой группе мышц это внимание должно быть в первую очередь направлено.
Методы постановки голоса (вокальные школы) могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе: развитие и совершенствование дыхания; приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов, позиции (зевка), атаки звука; овладение техническими вокальными приемами; упражнения с артикуляционным аппаратом.
Когда певец умеет заставить работать каждый орган в свойственной ему области, не мешая работе других, то голос как бы питает все части исполнения и соединяет различные детали мелодии в один полный и непрерывный ансамбль, который и составляет широту пения.
Если один из механизмов выполняет свои функции плохо: грудь «толкает» или «бросает» дыхание, голосовая щель «работает» недостаточно твердо и точно, то голос прерывается и слабеет после каждого слога.
Контроль координации всех сложных процессов при постановке голоса осуществляется с помощью мышечных, резонаторных ощущений и слуха. Поэтому так важно научиться быть внимательным во время занятий.
Надо «слушать» себя и ухом, и всем телом (мышцами).
цитата из научной статьи по специальности «Искусствоведение»
Генриэтты Михайловны Денисовой. Основные постулаты российской вокальной школы.
Про автора вы можете подробно узнать в статье "СЕКРЕТ УСПЕХА ПРОФЕССОРА Г.М. ДЕНИСОВОЙ" (Мастер и ученики) (к 80-летию Г. М. Денисовой)
30 лет Генриетта Михайловна блистала в меццо-сопрановых партиях в Челябинском оперном театре, стоя у самых истоков его возникновения.
Более 50 лет вела педагогическую деятельность, воспитав плеяду солистов оперных театров и филармоний, лауреатов международных конкурсов, профессор кафедры хорового дирижирования и сольного пения Челябинской государственной академии культуры и искусств с 2004 г. по 2020г,а училась в Московской консерватории( по классу профессора Ф. С. Петровой (1950–1955)
За время своей педагогической деятельности Денисова воспитала 32 лауреата международных, всероссийских, региональных конкурсов вокалистов, в том числе, таких престижных, как международный конкурс вокалистов им. М. И. Глинки, международный конкурс в Болгарии, конкурс конкурсов вокалистов им. Л. Собинова в Саратове и др.
Итак, когда певец прилагает излишние усилия , чтобы достичь высокой громкости или высоких нот, то его голосовые связки подвергаются излишнему давлению и риску повреждения.
Последствия форсировки и напряжения.
Напряжение и излишние усилия могут привести к нестабильности голоса, что может сказаться на точности и выразительности исполнения, певец может начать испытывать трудности с поддержанием длинных нот, изменением тембра голоса и подачей эмоций в пении.
Форсировка голоса может вызвать усталость и перенапряжение голосовых мускулов. Певец может испытывать болезненные ощущения в горле, шее и груди, а также заметить снижение стойкости голоса на протяжении времени. Постоянное напряжение может привести к хроническим проблемам со здоровьем голоса, которые могут потребовать длительного отдыха и реабилитации.
Рекомендации.
Что нужно сделать для сохранения здоровья голоса:
- Рекомендуется обратиться к профессиональному вокальному педагогу, который поможет развить правильную технику пения, улучшить дыхание и контроль над голосом.
- Важно учитывать свои возможности и не превышать пределы своего голоса.
- Делать регулярно упражнения для разогрева и растяжки голосовых мускулов для поддержания гибкости и силы голоса.
- Важно научиться контролировать дыхание и использовать правильную артикуляцию для передачи эмоций и выразительности.
- Также следует обратить внимание на общее здоровье и благополучие органов, связанных с голосом.
- Регулярный сон, правильное питание и уход за голосовыми связками помогут поддерживать их в хорошей форме.
Все голоса от природы несовершенны и требуют учения, цель которого исправить недостатки и усовершенствовать голос.
М. И. Глинка