Для исследователя раннего периода истории пеонов (а также иллирийцев, кстати) ножом по сердцу звучат слова римского эпитоматора Юстина, который сохранил для нас выписки из «Истории Филиппа» Помпея Трога: «В седьмой книге содержится древнейшая история Македонии и ее царей, от родоначальника [македонского] племени Карана до великого Филиппа; деяния (res gestae) самого Филиппа до взятия им города Мотона. В виде отступления добавлена древнейшая история иллирийцев и пеонян». Эту боль ничем не заполнить, так как Юстин не соизволил записать эти самые отступления, если не считать краткого сообщения о том, что «В области Пэонии, являющейся теперь частью Македонии, как говорят, царствовал Телегон, отец Астеропея, имя которого дошло до нас среди имен славнейших защитников города [Трои] во время Троянской войны» (Just. VII, I, 5) (в других рукописях вместо Телегона называется Пелегон, в честь которого, вероятно, получила название область между Пеонией и Нижней Македонией). Если не считать эпических отступлений, то наиболее ранним фактом из истории пеонов будет сообщение Геродота о том, что накануне вторжения персов в Европу пеоны вели войну с Перинфом. Именно с этого начинает свой рассказ о Фракии Геродот. Точнее «отец истории» рассказывает о походе пеонов на Перинф, город на побережье Пропонтиды: «Уже раньше Перинф потерпел жестокое поражение от пеонов. Этим-то пеонам, живущим на Стримоне, божество изрекло оракул идти войной на перинфян. [Изречение оракула гласило]: “Если из стана, расположенного против перинфян, их громко окликнут по имени, то пеоны должны нападать; в противном же случае – не двигаться”. Пеоны так и поступили. Перинфяне же разбили стан перед воротами своего города, и здесь по их вызову произошло тройное единоборство. Два воина, два коня и два пса вступили в бой. Одержав победу в двух поединках, перинфяне от радости запели пеан. Пеоны же приняли слова этого пеана за изречение оракула. Они рассуждали между собой так: “Прорицание оракула исполнилось. Дело теперь за нами!”. Тогда пеоны напали на перинфян, когда те затянули пеан, и разбили врага наголову, так что немного их осталось в живых» (Her. V, 1). Уже одно то обстоятельство, что пеоны нападают на побережье Пропонтиды, говорит силе пеонов в конце VI в. до н.э.
Географ Страбон добавляет: «В древности пеоны владели большей частью Македонии, подчинили Крестонию, Мигдонию и земли агрианов до Пангея». Раз пеоны воевали с Перинфом, логично предположить, что земли между Пангеем и этим городом также признавали гегемонию этого народа. Геродот называет многочисленные пеонийские племена: сириопеоны, пеоплы, доберы, агрианы, одоманты и многие другие, не названные по имени, живущие на озере Прасиада и вокруг него. Уже Фукидид, рассказывая о Пелопонесской войне, называет одомантов просто фракийским племенем, а более поздние авторы не считают пеонами агрианов. Это показывает нам, что как только племя выходило из Пеонийского союза, оно переставало считаться пеонами.
После того, как Мегабаз, один из лучших полководцев царя Дария I покорил власти Ахеменидов побережье Фракии приблизительно до устья реки Нест (в горных областях, далеко от моря, персы не пытались закрепиться), согласно Геродоту (Her. V, 12-17) к Дарию в Азию прибыли два брата, мечтавшие стать царями пеонов: «Вышло, однако, так, что Дарий из-за одного случая, который ему пришлось наблюдать, приказал Мегабазу покорить пеонов и изгнать их из Европы в Азию. Два пеона, именно Пигрет и Мантиес, прибыли в Сарды по возвращении Дария в Азию вместе со своей сестрой, девушкой статной и красивой (братья сами хотели сделаться владыками пеонов). Воспользовавшись случаем, когда Дарий однажды, восседая перед воротами города, разбирал тяжбы, они сделали вот что. Братья нарядили сестру как можно красивее и послали с сосудом на голове за водой. Девушка вела за собой коня, привязанного на поводу к руке, и пряла лен. Проходя мимо, она привлекла внимание Дария, потому что ее действия были необычны для персов, лидийцев и какого-либо другого народа Азии. Удивленный царь послал несколько своих телохранителей с приказанием посмотреть, что станет делать девушка с конем. Телохранители следовали за ней сзади. А она, придя к реке, напоила коня, а затем наполнила сосуд водой и пошла опять назад мимо царя тем же путем с сосудом на голове, ведя привязанного к руке коня и вращая веретено.
13. А Дарий, дивясь и рассказу [телохранителей], и тому, что видел сам, повелел привести женщину пред свои очи. Когда ее привели, то пришли и ее братья, которые неподалеку “на страже стояли”. На вопрос Дария, откуда она родом, юноши отвечали, что они пеоны, а это – их сестра. Царь же спросил, что за люди пеоны, где они живут и зачем пришли в Сарды. А те отвечали, что пришли они отдать себя под его покровительство. Пеония же расположена на реке Стримоне, а Стримон течет вблизи Геллеспонта; они – потомки тевкров из Трои. Все это юноши рассказывали, а царь спросил: все ли женщины там такие же трудолюбивые, как эта. Юноши и это охотно подтвердили, потому что ради этого-то они и привели сестру к царю.
14. Тогда Дарий написал послание Мегабазу, которого он оставил военачальником во Фракии, с повелением изгнать пеонов с их родины и привести к нему вместе с женами и детьми. Тотчас же всадник поспешил с этой вестью к Геллеспонту и, переправившись через пролив, вручил послание Мегабазу. А Мегабаз прочитал послание и, взяв фракийских проводников, выступил в поход на пеонов.
15. Когда пеоны узнали, что персы идут войной на них, то, собрав войско, двинулись к морскому побережью: они думали, что персы придут оттуда. Так пеоны стояли на море, готовясь отразить нападение Мегабазова войска. Персы же, проведав о том, что пеоны собрались и заняли проход у моря, избрали верхний путь [по горам], так как у них были проводники. Затем тайно от пеонов персы напали на их города, лишенные защитников. Напав таким образом, персы легко овладели ими. При вести о том, что их города в руках персов, [войско] пеонов немедленно рассеялось и каждый [воин] возвращался в свой город и сдавался персам. Так-то племена пеонов: сириопеоны, пеоплы и все пеоны, обитавшие [в области] вплоть до озера Прасиады, были изгнаны из родных земель и уведены в Азию.
16. Племена же у горы Пангея – доберы, агрианы, одоманты – и племена на самом озере Прасиада вообще не были покорены Мегабазом. Он пытался, правда, изгнать также и племена, жившие на самом озере. А живут эти племена вот как: среди озера стоит на высоких опорных сваях связанный [из досок] помост, куда ведет с суши узкий проход по одному мостику. А сваи, подпирающие помост, забивало в древние времена сообща все племя. Впоследствии же был введен вот такой обычай: каждый собирающийся жениться должен принести с горы под названием Орбел и вколотить за одну женщину по три опорных сваи. Но у каждого пеона много жен. Живут же пеоны там вот как: у каждого есть на этом помосте хижина, где он живет, с люком, [проделанным] в помосте и ведущим в озеро. Маленьких детей они привязывают за ногу веревкой, чтобы те не упали в воду. Своих коней и вьючный скот они кормят рыбой. Рыбы там так много, что если открыть люк и опустить [в озеро] пустую корзину, то спустя немного времени вытащишь ее, полную рыбы. В озере водится рыба двух пород: папрак и тилон.
17. Итак, покоренные племена пеонов персы увели в Азию. А Мегабаз после покорения пеонов отправил в Македонию послов – семь персов, наиболее важных после него самого людей в войске. Этих людей отправили послами к Аминте с требованиями земли и воды царю Дарию. От озера Прасиады ведет кратчайший путь в Македонию. К озеру непосредственно примыкает рудник, который впоследствии приносил Александру ежегодный доход талант серебра. За этим рудником возвышается гора под названием Дисорон, а за ней уже – Македония».
Македонский царь Аминта, правящий в то время, в отличие от пеонов не стал играть в героя, а подчинился воле персов, отдал землю и воду, сохранив силы и автономию.