Алексей Викторович Щусев – потомственный дворянин, ставший главным архитектором Страны Советов. Он пережил три революции и две мировые войны, опалу и громкую славу. Он строил храмы для царской семьи, монументальные здания для советских министерств и три мавзолея для Ленина. По его проектам возрождались из руин Новгород, Минск и Сталинград, возводились жилые дома, театры и библиотеки.
Он учился у Леонтия Бенуа, Ильи Репина и Архипа Куинджи, осваивая мастерство не только архитектуры, но и живописи. Творил в соавторстве с коллегами-художниками — Михаилом Нестеровым, Козьмой Петровым-Водкиным, Евгением Лансере и Никифором Тамонькиным. Тонко чувствовал древнюю архитектуру и воплощал ее в скромных православных часовнях, в причудливых силуэтах Казанского вокзала и неповторимом облике станции метро «Комсомольская».
Сотни удивительных в своем разнообразии работ и более восьми десятков реализованных проектов — достижение, достойное Книги Гиннесса и признания профессионального сообщества. Но главной его заслугой стало создание единственного в своем роде Государственного музея архитектуры, который сейчас носит его имя.
Как объять необъятное и уместить в музейных залах колоссальное наследие великого человека? Над решением этой задачи несколько десятилетий трудились его ученики, поклонники, исследователи, биографы и архитекторы. Итогом кропотливой работы стала выставка «Алексей Щусев. 150» (04.10.23 - 21.01.24) — крупнейшая за последние полвека истории Музея архитектуры.
Выставка сжала время, плотно заполнив его чертежами и письмами, кинохроникой и акварельными набросками, эскизами и воспоминаниями. Она раздвинула выставочные пространства, раскинулась в залах Анфилады и Аптекарского приказа и пригласила посетителей в увлекательное путешествие по жизненному и творческому пути Алексея Викторовича.
Великий архитектор прошел его от модерна через конструктивизм к неоклассике, от первых академических работ до грандиозного плана перестройки столицы, от восстановленных храмов до гостиницы «Москва», ставшей шедевром «сталинской» архитектуры. Он чутко улавливал ветер перемен определяющих стилей и художественных вкусов. Но оставался собой – ярким, многогранным и неповторимым.
Вы прочли статью — спасибо. Будем рады новой встрече с Вами, уважаемый читатель. Подписаться