Найти в Дзене
Живопись

Алексей Щусев: архитектор пространства и времени

Нестеров М.В., «Портрет архитектора Алексея Щусева», Июнь-июль 1941, холст,масло, 76 х 80 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Нестеров М.В., «Портрет архитектора Алексея Щусева», Июнь-июль 1941, холст,масло, 76 х 80 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Викторович Щусев – потомственный дворянин, ставший главным архитектором Страны Советов. Он пережил три революции и две мировые войны, опалу и громкую славу. Он строил храмы для царской семьи, монументальные здания для советских министерств и три мавзолея для Ленина. По его проектам возрождались из руин Новгород, Минск и Сталинград, возводились жилые дома, театры и библиотеки.

Он учился у Леонтия Бенуа, Ильи Репина и Архипа Куинджи, осваивая мастерство не только архитектуры, но и живописи. Творил в соавторстве с коллегами-художниками — Михаилом Нестеровым, Козьмой Петровым-Водкиным, Евгением Лансере и Никифором Тамонькиным. Тонко чувствовал древнюю архитектуру и воплощал ее в скромных православных часовнях, в причудливых силуэтах Казанского вокзала и неповторимом облике станции метро «Комсомольская».

Алексей Щусев, «Проект станции метро Комсомольская», 1948, Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
Алексей Щусев, «Проект станции метро Комсомольская», 1948, Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва

Сотни удивительных в своем разнообразии работ и более восьми десятков реализованных проектов — достижение, достойное Книги Гиннесса и признания профессионального сообщества. Но главной его заслугой стало создание единственного в своем роде Государственного музея архитектуры, который сейчас носит его имя.

Как объять необъятное и уместить в музейных залах колоссальное наследие великого человека? Над решением этой задачи несколько десятилетий трудились его ученики, поклонники, исследователи, биографы и архитекторы. Итогом кропотливой работы стала выставка «Алексей Щусев. 150» (04.10.23 - 21.01.24) — крупнейшая за последние полвека истории Музея архитектуры.
Выставка сжала время, плотно заполнив его чертежами и письмами, кинохроникой и акварельными набросками, эскизами и воспоминаниями. Она раздвинула выставочные пространства, раскинулась в залах Анфилады и Аптекарского приказа и пригласила посетителей в увлекательное путешествие по жизненному и творческому пути Алексея Викторовича.
Великий архитектор прошел его от модерна через конструктивизм к неоклассике, от первых академических работ до грандиозного плана перестройки столицы, от восстановленных храмов до гостиницы «Москва», ставшей шедевром «сталинской» архитектуры. Он чутко улавливал ветер перемен определяющих стилей и художественных вкусов. Но оставался собой – ярким, многогранным и неповторимым.

Алексей Щусев, «Проект Казанского вокзала. Перспектива», 1914, Музей архитектуры имени А. В. Щусева
Алексей Щусев, «Проект Казанского вокзала. Перспектива», 1914, Музей архитектуры имени А. В. Щусева

Вы прочли статью — спасибо. Будем рады новой встрече с Вами, уважаемый читатель. Подписаться