Найти в Дзене
Баку. Визит в Азербайджан

Мир-Мовсум-ага — бакинец, который при жизни почитался как святой

Оглавление

Я человек абсолютно не верующий, но не атеист. Больше склоняющийся к агностической позиции — готов признать правоту любой из сторон, которая сможет доказать свою позицию на основе эксперимента.

Тем не менее, к верующим людям отношусь с уважением. На мой взгляд любая Религия облагораживает человека и делает его лучше В отличие от Атеизма, который не несет никакой практической пользы. (Хотя он тоже своеобразная религия — вера в несуществование Бога.)

Я это все к тому, что когда пишу о каких-то пирах (святых местах) в Азербайджане или поклонении могилам потомков Пророка, то в комментариях всегда возникают люди, начинающие поучать, что правильно, а что нет. Какие термины можно использовать и кому разрешается поклоняться.

Повторюсь, для меня все верующие равны. Я их рассматриваю с единственной позиции — любви к нашей общей Родине. Мои статьи о ней и всем, что с нею связано.

Это тот объединяющий фактор, который (на мой взгляд) должен быть выше всех теологических разногласий.

Если какая-то часть моего народа (очень и очень не малая) искренне верит во что-то. Более того, это его историческая специфика. То любой выступающий против такого проявления самобытности, по сути хочет обезличить народ. Таково мое мнение неверующего человека.

Давайте еще и азербайджанскими сказками займемся или народными праздниками...

Ну а теперь, после явно затянувшегося вступления (извиняюсь), к самой теме.

Ага Сеид Али Мир Абуталыб Мирмовсумзаде (1883—1950)

Хотя прошло уже более 70 лет со дня смерти Мир-Мовсум-аги, его изображения до сих пор популярны среди простого народа. Их можно встретить в домах, автомобилях и даже в общественном транспорте (где-нибудь возле водителя).

Я как-то сам приобрел календарик с его фотографией, которые разносил по квартирам глухонемой парнишка. Сначала как просто календарь, а потом несколько лет не решался выбросить. Календарь долго стоял за стеклом на полке с книгами. (Сейчас хотел заснять для статьи, но оказалось, что его уже нет.)

Кто же это такой? Человек, которого одни считали ясновидцем, другие, знахарем, обладающим сверхъестественными способностями, третьи, святым — посланником Бога.

Семья, род, клан

Мир Мовсум Ага родился, и прожил всю свою жизнь в самом сердце Баку. В Крепости (Старом Городе). В доме по адресу Фирдоуси 3.

-2

Для некоторых бакинских семей, дом, где сегодня проживают потомки младшего брата Мир Мовсум Аги, остается объектом паломничества. Сколько городские власти не борются, иногда можно увидеть возле него какие-то предметы подношения.

А тогда, в 1883 году, в нем на свет появился малыш Ага Сеид Али.

Счастливое событие произошло в семье сеида Мир Талыб аги.

Сеид — почётный титул для потомков пророка Мухаммеда через его дочь Фатиму и внука Хусейна.

Семья и родственные связи

Семья Мовсумовых появилась в Ичери Шехер во второй половине XIX века.

Судя по тому, что дом был построен на собственные средства главы семейства (с разрешения генерал-губернатора Бакинской Губернии), а его супруга Хадижда-ханум состояла в переписке с поэтессой Натаван (дочерью последнего Карабахского хана), это была обеспеченная и образованная семья.

О корнях ее ничего не известно.

Считается, что происходит род от халифа Али Ибн Абу Талиба - отца третьего имама Гусейна, но где в Азербайджане обосновались его потомки сведений нет.

Однако сам клан (два рода) дал Азербайджану немало известных личностей. Среди детей четырех братьев отца и двух матери, такие известные люди, как:

Первый президент Академии наук Азербайджана, академик Мирасадулла Миркасимов (двоюродный брат Мир Мовсум Аги).

-3

Кинорежиссер Октай Миркасимов (двоюродный племянник):

-4

Психиатр Агабек Султанов (двоюродный брат):

-5

Летчица и министр Зулейха Сеидмамедова (двоюродная сестра).

-6

О ней, я писал сравнительно недавно статью, аж из трех частей.

Родные

У Мир Мовсум Аги было два брата и сестра.

Старший брат — Мир Сеид Гусейн Ага был человеком образованным в области религии и светских наук, хорошо знал астрономию, физику, математику. Водил знакомство с азербайджанскими нефтепромышленниками Зейналабдином Тагиевым и Мусой Нагиевым.
У него была богатая библиотека с уникальными изданиями. Например, вторая копия рукописи Авиценны на трех листах, которая теперь хранится в Музее истории.
Но главным его предназначением, как оказалось, было образование среднего брата. Его воспитание в огромной любви к людям.
К сожалению, Мир Сеид Гусейн Ага рано ушел из жизни.

Сестра — Сакина (1885 — 1948), посвятила всю свою жизнь Мир Мовсуму Аге. Ухаживала за ним.
Так и не вышла замуж и была единственной, кто понимал речь брата, когда та становилась совсем плохо различимой.
Это был самый близкий человек для сеида. Не даром, пережив сестру всего на два года, он завещал похоронить себя рядом с нею.

Младший брат — Мир Кязым Ага. О нем сведений совсем мало, хотя именно его дочь — Гонча-ханым живет в известном доме.
Возможно это связано с нежеланием публичности потомков младшего брата.

Детство и молодые годы

О детстве, даже самом рождении Мир Мовсум Аги, есть множество разных версий:

1. Официальная, что у него был полиомиелит, выразившийся в параличе конечностей.

2. Вышеупомянутая Гонча ханым, рассказывала другую историю:

Мир-Мовсум-ага родился нормальным ребенком. Но когда через неделю мать распеленала малыша, чтобы искупать, то увидела его в крови. Из-за потери крови одна сторона Мир-Мовсум-аги была парализована и появились проблемы с речью. Мир-Мовсум-ага стал также страдать от нехватки кальция в костях, не мог ровно держаться и был очень худым.

3. По народным поверьям, сеид родился без костей, поэтому бакинцы его называли Эт-ага (Ətağa) "Мясо-ага" (Мясной ага).

Трудно сказать, как было на самом деле. Но то что это был не классический паралич, говорят все кто лично видел Мир Мовсума Агу. У него действительно была эластичность в суставах и как свидетельствуют некоторые очевидцы, руки даже гнулись в районе костей.

Здесь надо понимать, что Советская власть боролось с народным почитанием сеида, поэтому вела пропаганду, что это обычный человек у которого развился детский паралич на фоне известного заболевания.

В детстве, Мир Мовсум Ага еще мог немного передвигаться (после 40 лет, даже сидеть не мог) и уже тогда завоевал авторитет среди местной детворы и жителей окрестных домов.

Во-первых, он был абсолютно бескорыстным и добрым. Особенно к детям младше себя. Все знали, что если он есть фрукт или лепешку сидя у крыльца, то обязательно поделится с любым проходящим мимо ребенком.

Во-вторых, соседи стали замечать, что те кому он отламывал кусочки от своей пищи, получали как бы благословение свыше. Болезни излечивались, дела резко шли в гору, а мечты исполнялись.

Уже тогда, под креслом, которое всегда стояло у входя в дом, стали оставлять дары. В основном фрукты, которые подросток опять раздавал.

Молва о чудесном ребенке, который одним прикосновением может излечить или сделать счастливым быстро распространялась по городу.

Мир Мовсум Ага стал все меньше появляться на людях, так как тут же собиралась толпа, а возле дома где он жил поставили городового. Но люди шли и шли, подсовывая конверты с желаниями под дверь и оставляя подарки.

Двадцатый век

Сеид никогда не пользовался услугами врачей, не смотря нао его физическую немощь, он не болел и не испытывал никаких проблем кроме тех, что возникли при рождении. За всю жизнь, медицинские работники посещали его всего пару раз.

Но когда он оказался оторванным от людей, то стал быстро чахнуть.

Братья, жившие со своими семьями на втором этаже, сестра, всегда бывшая с ним рядом, пытались восполнить пробел, но ничто не помогало. Мир Мовсум Ага сидел возле окна, смотрел на улицу и медленно умирал.

Кстати, это окно по своему знаменитость. Возле него сеид просиживал в зимние ненастные дни, став своеобразным символом зимнего города. Люди проходили, видели его доброжелательное лицо в окне и тоже в ответ улыбались.

В начале 20 века Мир Мовсум Ага вновь появляется на своем кресле возле дома.

Его известность уже настолько велика, что к нему едут люди из Ирана и Средней Азии. Несут золото, дорогие подарки, иногда просто оставляя у кресла, если сеида нет на месте. И никто даже не думал что-то украсть.

При этом сам Мир Мовсум Ага ничего не делал. Мог прикоснуться к голове ребенка, но по большей части просто сидел и смотрел, источая море положительных эмоций.

-7

Не имело значения, какой национальности или веры были страждущие, к дому сеида шли все: азербайджанцы, русские, армяне... люди всех сословий.

В народе ходили какие-то неимоверные истории исцелений от самых неизлечимых недугов. Причем это было не в форме слухов, а конкретные истории о конкретных людях.

Известная история, что когда Мир Мовсума Агу перевозили на дачу. А каждое лето, в самые жаркие дни, его везли в Шувеляны. Возле дома сеида собирались десятки фаэтонов. Все хотели везти его или хотя бы его вещи.
Чтобы никого не обидеть, каждому фаэтонщику давали по какому-нибудь предмету или сундуку, и вся процессия отправлялась за город.

Советская власть

С Советской властью, особенно в довоенный период, у Мир Мовсума Аги не сложилось.

Опекавшие его нефтяные магнаты и люди из высшего света (которым он помог), сами оказались на правах изгоев, а большевики верили только в Ленина и партию (которым сеид был конкурентом).

К тому же, НКВД считало, что семья Мовсумовых была сказочно богата, да еще и налогов не платила.

Рассказывают несколько случаев, когда к дому сеида посылали машины с красноармейцами для описи и конфискации имущества, но они глохли на подъезде (возможно водители саботировали).

Из рассказа внучатого племянника гаджи Руфата Махмудова, который до 17 лет жил в одном доме с Мир Мовсум Агой.

Как-то накануне войны тетю Сакину и бабушку забрали в НКВД. Держали их там почти сутки, кричали, угрожали, требовали сказать, где спрятаны деньги, драгоценности, которые люди в знак благодарности приносили сеиду в качестве пожертвований… Так вот ровно через неделю на Баилово, в доме следователя, который допрашивал их, ночью произошел взрыв керосинки и вся семья погибла…

Как бы то не было, но Мовсумовых оставили в покое, зато всех кто пытался подойти к дому задерживали дежурившие у него сотрудники НКВД.

-8

Война

С началом войны, давление со стороны властей ослабло. Возможно это связано с тем, что по настоянию Сеида сестра распродала все из его части дома (в том числе золотые изделия, которые привозили иранские ходоки) и пожертвовала деньги на вооружение армии. Набралось аж 300 000 тысяч рублей.

Но скорее дело в том, что к Мир Мовсум Аге стали приходить бакинцы отправляющиеся на фронт. Они снимали свои рубашки оставляя их у дома, с обещанием, что если возвратятся живыми, то выкупят их пожертвованием.

В то время, сотни, а может и тысячи, рубашек горами стояли у дома.

К сеиду обращались и те, кто давно не получал весточек с фронта...

(Продолжение следует...)