С момента развала СССР в России открылся только один метрополитен - Казанский, его стали строить в 1990-е и запустили в 2005 году к 1000-летию города. Открытие метро в столице Татарстана стало сюрпризом для многих, ведь в нескольких других городах-миллионниках метро начали прокладывать раньше. Но не построили до сих пор. Сегодня проедемся по мегаполисам, где уже есть тоннели и даже станции, но поезда по ним так и не пошли. Почему так получилось и есть ли шанс, что мечта о метро все-таки сбудется?
1. Челябинск: построено две станции
Проектирование метро в промышленном Челябинске стартовало во второй половине 1960-х. Проект утвердили еще во времена СССР, в 1980-х годах, а стройка началась уже в новой России в 1992 году. Планировалось возвести три линии. Первый пусковой участок должен был состоять из 4-х станций ("Комсомольская площадь", "Площадь Революции", "Торговый центр", "Проспект Победы") общей длиной 6, 8 км. и депо. С тех пор сооружение подземки длится уже более 30 лет. Строители периодически рапортовали об успехах, но деньги регулярно заканчивались, и сроки пуска постоянно переносили. Власти ни раз озвучивали впечатляющие суммы, необходимые для консервации недостроя.
В настоящий момент в основных конструкциях построено две станции "Комсомольская площадь" (готовность 45%) и "Торговый центр (готовность 25%) и 3, 3 километра перегонных тоннелей.
В 2021 году федеральные власти заявили, что метро в Челябинске будет доделано. Местные чиновники тут же объявили, что на базе недостроенных тоннелей и станций запустят скоростной трамвай (на подобии Волгоградского): в центре трамваи пойдут под землей, а на окраинах линия будет выходить на поверхность.
Однако специалисты отнеслись к этим планам скептически. Построенные станции и тоннели глубокого заложения: мгновенно вывести из них трамваи на поверхность не получится. А значит, необходимо продолжать дорогое подземное строительство или строить неглубокую систему заново. Первоначально заявляли, что "метротрам" примет пассажиров уже 2024 году, но история с переносом сроков повторяется: они опять в тумане.
2. Омск: одна станция и метромост
Омское метро стало мемом: разнообразные схемы подземки, состоящей из одной станции обошли весь интернет.
А все дело вот в этом подземном переходе с буквой "М", открытом в 2011 году: планировалось, что вслед за переходом пассажиров примет станция метро, в которую он ведет.
Станция "Библиотека имени Пушкина" действительно построена в основных конструкциях. На ней даже начались отделочные работы. В целом готовность первой линии была доведена до 25 %.
Судьба омского метро во многом похожа на историю в Челябинске. Решение о строительстве принято во время перестройки - в 1986 году (на оформление станций даже проводили всесоюзный конкурс), начало работ - 1992 год. Плановый пуск - 2000 год. Предполагалось, что второе метро в Сибири (первое успели открыть в 1986 году в Новосибирске) будет состоять из 4 линий и 57 станций.
Однако проблемы с финансированием (или с тем куда и как тратились деньги?) приводили к постоянному изменению сроков открытия и сокращению планов. В итоге схему урезали до пяти станций. А потом и до трех: "Библиотека имени Пушкина", "Заречная", "Кристалл".
Из всех объектов Омского метрополитена в эксплуатацию частично введен только совмещенный метромост через Иртыш. В 2005 году по верхнему ярусу пошел автотранспорт. Нижний, предусмотренный для поездов метро, не используется.
В итоге в 2014-2015 гг было объявлено о консервации построенных объектов, затем обсуждались планы их использования для прокладки более дешевого скоростного трамвая. В 2019 году власти города объявили о полном отказе от подземки. И сейчас периодически делают заявления, что с пассажиропотоком справляется наземный транспорт.
В качестве памятника многолетним надеждам омичей и миллиардам бюджетных денег, потраченным на метро, остались заброшенные стройплощадки подземки в разных местах города. Ну и упомянутые выше метромост и буковка "М" на подземном переходе.
3. Красноярск: ненужные тоннели
Решение о строительстве метро в Красноярске Политбюро ЦК КПСС приняло еще в 1983 году, но только в 1995-м из земли был вынут первый ковш. Так началась история еще одной многострадальной сибирской подземки.
Мне приходилось снимать репортажи о строительстве метро в Красноярске в начале 2000-х. Помню, как ради строительства станции "Высотная" в городе осушили озеро, в котором любили купаться красноярцы. С тех пор в Красноярске нет ни метро, ни озера.
Как и в Омске, деньги в Красноярске кончались быстро. В результате пусковой участок сократили до трех станций "Площадь Революции", "Вокзальная" и "Копылова". Ни одной станции так и не построили. Только небольшие отрезки перегонных тоннелей. И в 2014 году было принято решение законсервировать выработки.
В 2019 году, после приезда президента Владимира Путина, к проектированию метро приступили заново. Было решено отказаться от тоннелей, построенных в 1990-х и 2000-х ради принципиально новой схемы: неглубокая линия в центре и наземные станции на окраинах.
Как и в случае с Челябинском, разговор идет не о классическом метро, а о "метротраме". Запустить его обещают уже в 2026 году.
Красноярское метро все чаще появляется в судебной хронике. Идет раздача сроков за разворовывание денег, выделенных на метротрам. В сентябре 2023 года Олег Митволь (тот самый бывший зам. главы Росприроднадзора, который был героем шумных скандалов в столице в 2000-х) приговорен к 4, 5 годам лишения свободы за хищение более 900 миллионов рублей на проектирование подземки. Бывший политик руководил крупной проектной компанией. По этому же делу проходят бывший вице-губернатор и другие краевые чиновники. Митволь пообещал компенсировать нанесенный ущерб.
Тем временем к строительству подземки в Красноярске подключилась крупная московская компания. В город уже отправлен один из тоннеле-проходческих комплексов, работавших в столице. У красноярцев опять появилась надежда.
Если вы интересуетесь метро, интересные факты о возведении подземки в Красноярске и других городах России, красочные фотографии и схемы здесь. А на сегодня это все! Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Новые материалы также в моем телеграм-канале: https://t.me/Zhestkov_Travel