Найти тему

Недостроенное метро в трех городах России: новые проекты и старые проблемы

Оглавление

С момента развала СССР в России открылся только один метрополитен - Казанский, его стали строить в 1990-е и запустили в 2005 году к 1000-летию города. Открытие метро в столице Татарстана стало сюрпризом для многих, ведь в нескольких других городах-миллионниках метро начали прокладывать раньше. Но не построили до сих пор. Сегодня проедемся по мегаполисам, где уже есть тоннели и даже станции, но поезда по ним так и не пошли. Почему так получилось и есть ли шанс, что мечта о метро все-таки сбудется?

Новый поворот: что он нам несет? Фото из книги "Наше дорогое метро"
Новый поворот: что он нам несет? Фото из книги "Наше дорогое метро"

1. Челябинск: построено две станции

Проектирование метро в промышленном Челябинске стартовало во второй половине 1960-х. Проект утвердили еще во времена СССР, в 1980-х годах, а стройка началась уже в новой России в 1992 году. Планировалось возвести три линии. Первый пусковой участок должен был состоять из 4-х станций ("Комсомольская площадь", "Площадь Революции", "Торговый центр", "Проспект Победы") общей длиной 6, 8 км. и депо. С тех пор сооружение подземки длится уже более 30 лет. Строители периодически рапортовали об успехах, но деньги регулярно заканчивались, и сроки пуска постоянно переносили. Власти ни раз озвучивали впечатляющие суммы, необходимые для консервации недостроя.

Одна из стройплощадок метро в Челябинске. Фото: википедия
Одна из стройплощадок метро в Челябинске. Фото: википедия

В настоящий момент в основных конструкциях построено две станции "Комсомольская площадь" (готовность 45%) и "Торговый центр (готовность 25%) и 3, 3 километра перегонных тоннелей.

Станция "Комсомольская площадь" в Челябинске - с максимальной степенью готовности. Фото  SDELANOUNAS.RU
Станция "Комсомольская площадь" в Челябинске - с максимальной степенью готовности. Фото SDELANOUNAS.RU

В 2021 году федеральные власти заявили, что метро в Челябинске будет доделано. Местные чиновники тут же объявили, что на базе недостроенных тоннелей и станций запустят скоростной трамвай (на подобии Волгоградского): в центре трамваи пойдут под землей, а на окраинах линия будет выходить на поверхность.

Однако специалисты отнеслись к этим планам скептически. Построенные станции и тоннели глубокого заложения: мгновенно вывести из них трамваи на поверхность не получится. А значит, необходимо продолжать дорогое подземное строительство или строить неглубокую систему заново. Первоначально заявляли, что "метротрам" примет пассажиров уже 2024 году, но история с переносом сроков повторяется: они опять в тумане.

2. Омск: одна станция и метромост

Омское метро стало мемом: разнообразные схемы подземки, состоящей из одной станции обошли весь интернет.

Схема линий Омского метрополитена, 2011 год
Схема линий Омского метрополитена, 2011 год

А все дело вот в этом подземном переходе с буквой "М", открытом в 2011 году: планировалось, что вслед за переходом пассажиров примет станция метро, в которую он ведет.

Вход на станцию "Библиотека имени Пушкина" омского метро.
Вход на станцию "Библиотека имени Пушкина" омского метро.

Станция "Библиотека имени Пушкина" действительно построена в основных конструкциях. На ней даже начались отделочные работы. В целом готовность первой линии была доведена до 25 %.

Станция метро "Бибоиотека имени Пушкина" в Омске. Фото: demotivator.ru
Станция метро "Бибоиотека имени Пушкина" в Омске. Фото: demotivator.ru

Судьба омского метро во многом похожа на историю в Челябинске. Решение о строительстве принято во время перестройки - в 1986 году (на оформление станций даже проводили всесоюзный конкурс), начало работ - 1992 год. Плановый пуск - 2000 год. Предполагалось, что второе метро в Сибири (первое успели открыть в 1986 году в Новосибирске) будет состоять из 4 линий и 57 станций.

Разветвленная схема с четырьмя пересадочными узлами была утверждена в Омске
Разветвленная схема с четырьмя пересадочными узлами была утверждена в Омске

Однако проблемы с финансированием (или с тем куда и как тратились деньги?) приводили к постоянному изменению сроков открытия и сокращению планов. В итоге схему урезали до пяти станций. А потом и до трех: "Библиотека имени Пушкина", "Заречная", "Кристалл".

Одна из последних версий первого пускового участка Омского метрополитена. Автор схемы - Кирилл Лебедев
Одна из последних версий первого пускового участка Омского метрополитена. Автор схемы - Кирилл Лебедев

Из всех объектов Омского метрополитена в эксплуатацию частично введен только совмещенный метромост через Иртыш. В 2005 году по верхнему ярусу пошел автотранспорт. Нижний, предусмотренный для поездов метро, не используется.

Метромост в Омске. Фото bigpicture.ru
Метромост в Омске. Фото bigpicture.ru

В итоге в 2014-2015 гг было объявлено о консервации построенных объектов, затем обсуждались планы их использования для прокладки более дешевого скоростного трамвая. В 2019 году власти города объявили о полном отказе от подземки. И сейчас периодически делают заявления, что с пассажиропотоком справляется наземный транспорт.

В качестве памятника многолетним надеждам омичей и миллиардам бюджетных денег, потраченным на метро, остались заброшенные стройплощадки подземки в разных местах города. Ну и упомянутые выше метромост и буковка "М" на подземном переходе.

Котлован для станции метро "Заречная" в Омске. Фото: википедия
Котлован для станции метро "Заречная" в Омске. Фото: википедия

3. Красноярск: ненужные тоннели

Решение о строительстве метро в Красноярске Политбюро ЦК КПСС приняло еще в 1983 году, но только в 1995-м из земли был вынут первый ковш. Так началась история еще одной многострадальной сибирской подземки.

Ствол шахты на строительстве метро на главной площади Красноярска, 2005 г. Фото А. Поздняков
Ствол шахты на строительстве метро на главной площади Красноярска, 2005 г. Фото А. Поздняков

Мне приходилось снимать репортажи о строительстве метро в Красноярске в начале 2000-х. Помню, как ради строительства станции "Высотная" в городе осушили озеро, в котором любили купаться красноярцы. С тех пор в Красноярске нет ни метро, ни озера.

Одна из схем строящегося метрополитена в Красноярске
Одна из схем строящегося метрополитена в Красноярске

Как и в Омске, деньги в Красноярске кончались быстро. В результате пусковой участок сократили до трех станций "Площадь Революции", "Вокзальная" и "Копылова". Ни одной станции так и не построили. Только небольшие отрезки перегонных тоннелей. И в 2014 году было принято решение законсервировать выработки.

В 2019 году, после приезда президента Владимира Путина, к проектированию метро приступили заново. Было решено отказаться от тоннелей, построенных в 1990-х и 2000-х ради принципиально новой схемы: неглубокая линия в центре и наземные станции на окраинах.

Официально опубликованный новый проект линии подземки в Красноярске
Официально опубликованный новый проект линии подземки в Красноярске

Как и в случае с Челябинском, разговор идет не о классическом метро, а о "метротраме". Запустить его обещают уже в 2026 году.

Красноярское метро все чаще появляется в судебной хронике. Идет раздача сроков за разворовывание денег, выделенных на метротрам. В сентябре 2023 года Олег Митволь (тот самый бывший зам. главы Росприроднадзора, который был героем шумных скандалов в столице в 2000-х) приговорен к 4, 5 годам лишения свободы за хищение более 900 миллионов рублей на проектирование подземки. Бывший политик руководил крупной проектной компанией. По этому же делу проходят бывший вице-губернатор и другие краевые чиновники. Митволь пообещал компенсировать нанесенный ущерб.

Тем временем к строительству подземки в Красноярске подключилась крупная московская компания. В город уже отправлен один из тоннеле-проходческих комплексов, работавших в столице. У красноярцев опять появилась надежда.

Если вы интересуетесь метро, интересные факты о возведении подземки в Красноярске и других городах России, красочные фотографии и схемы здесь. А на сегодня это все! Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Новые материалы также в моем телеграм-канале: https://t.me/Zhestkov_Travel

Как роскошь превратилась в фантом: станция-призрак в метро Екатеринбурга
Коллекция впечатлений
16 июня 2023