Как ни странно, это фильм о любви. Главный герой здесь не Лев Толстой, а молодой толстовец Валентин Булгаков, нанимающийся секретарем к патриарху литературы, живущему в Ясной Поляне.
Вдохновленный учением Толстого наивный юноша едет впитывать крупицы мудрости и служить своему кумиру. Но застает семейные дрязги, битву за наследство, да и сам внезапно оказывается в неприглядной роли стукача и доносчика. Впрочем, он проделывает большой путь, чтобы понять: любовь выше догм, а близкий человек важнее принципов.
Валентин (Джеймс МакЭвой) предан идеям толстовства, Лев Толстой — его кумир, он с восторгом готов выполнять свою миссию. Но в Москве находящийся под домашним арестом и отлученный от Ясной Поляны лидер движения толстовства Владимир Чертков дает свои наставления Валентину.
Он просит его скрупулезно вести дневник и записывать, кто бывает в Ясной Поляне, с кем общается Лев Николаевич, и особенно Софья Андреевна — она весьма опасна. Это первое столкновение «мечты с реальностью». Второе произойдет в усадьбе Телятинки, где по своим законам живет община толстовцев.
Всеобщая любовь, непротивление злу насилием, духовное и нравственное самосовершенствование — эти принципы общественного устройства предполагалось опробовать на усадьбе и затем масштабировать на всю Россию.
Но, как видит Валентин, на деле получилось не столько коммуна, сколько шпиономания: у руководителей общины обострились ревность (что неудивительно при всеобщей любви), слежка друг за другом (а как еще контролировать равенство, чтобы все были равны одинаково?) и другие качества.
Между тем, Толстые в Ясной Поляне живут под прицелом фото- и кинокамер, операторы постоянно дежурят перед парадным крыльцом, чтобы запечатлеть Льва Николаевича прогуливающимся верхом или за чаепитием у самовара. Оказывается, жизнь напоказ — отнюдь не сегодняшнее явление.
«Левушка, ты так одеваешься, будто коров пасешь. Ты же граф».
Софья Андреевна (Хелен Миррен) — рационалистичная, она прекрасно видит, что ее увлекающегося мужа увлекло не в ту сторону. Происходящее в Телятинках она считает театром, фальшью.
«Вы все возомнили, что он Христос, и он тоже себя им возомнил!» — упрекает она окружение.
В отличие от мужа, отлученного от церкви, она остается христианкой, но все так же любит и понимает своего Левушку. И еще яснее понимает, что его свита им манипулирует — сегодня Толстой одевается, как пастух, чтобы быть ближе к народу, а завтра он напишет завещание, в котором все свои труды сделает достояние человечества, и оставит собственных детей без наследства.
Софья Андреевна не может бездействовать, когда воруют наследство у ее детей.
Вся интрига — в завещании, которое тайком от жены то пишет, то не пишет Толстой.
Два полюса интриги — Софья Андреевна и близкий друг Льва Николаевича, лидер толстовства писатель Владимир Чертков.
Софья Андреевна борется за семейное достояние по-женски. Чувствуется, что симпатии режиссера на стороны графини. Хотя и она порой бывает смешной и трогательной, когда устраивает сцены с битьем посуды и обмороками. Или, когда, подслушивая на балконе разговор мужа с Чертковым, запутывается в портьере и буквально вваливается в разговор.
Чертков (Пол Джаматти) показан демонической личностью и злым гением. Это змей-искуситель, который сбивает гения литературы с истинного пути. Он интригует, он пытается рассорить Толстого с женой и не чурается обмана. Чертков исповедует принцип, что в политике для победы правильной идеи все средства хороши. И своим идейным фанатизмом чем-то напоминает Ленина.
«Он льстивый паразит, который использует тебя», — открытым текстом говорит жена Толстому.
«Он разделяет мои идеалы», — не соглашается Толстой.
Хотя не соглашается таким тоном, что чувствуется — он сам в это не очень верит. Просто мужчина должен следовать своим принципам.
Кристофер Пламмер играет постаревшего мудреца, который честен перед собой. Он понимает, что сам заварил эту кашу с толстовством, отчасти гордится — ведь учение нашло отклик, отчасти сомневается, но полностью несет ответственность. И в вопросе: благо семьи или благо человечества? — ответ для него очевиден.
Параллельно в картине развивается другая лирическая линия. В Телятинках Валентин влюбляется в девушку Машу (Керри Кондон). Маша прочитала «Исповедь» Толстого и решила, что в Телятинках найдет воплощение всех идеалов. Но все оказалось иначе — ею манипулируют, чтобы оказать давление на Валентина, который сейчас приближен к Льву Николаевичу.
Давление на Толстых растет. Даже их собственные дети разделились — кто-то на стороне отца, кто-то поддерживает мать.
Не в силах выдержать противоречий, Толстой совершает роковую ошибку — осуществляет бегство из Ясной Поляны, стоившее ему жизни. Кстати, в оригинале фильм назван «The Last Station», последняя станция — с намеком на станцию Астапово, где закончил свою жизнь Лев Толстой.
Фильм режиссера Майкла Хоффмана интересен и сам по себе, как отражающий трагический период в жизни Толстого, и с точки зрения того, как на Россию смотрит иностранный режиссер.
Березовые рощи и заливные луга, красота усадебной жизни с чаепитием во дворе, крестьяне в чистой отутюженной одежде — это все классика жанра. Но обитатели усадьбы Телятинки, делающие по утрам дыхательную гимнастику, причем под команду своего фитнес-тренера, меня удивили.
Фильм снят по роману Джеймса Парини «Последняя станция» (1990).
Будете смотреть фильм? Или лучше перечитать «Войну и мир»?
Читайте также на канале: