С Гоголем такая история. Когда он жил в Италии, там он сдружился с художником Александром Ивановым, который как раз писал картину «Явление Христа народу». А Гоголь работал над первым томом «Мертвых душ». Иванов попросил Гоголя попозировать, считается, что персонаж в толпе странников, ближайший ко Христу, написан с Николая Васильевича.
Именно поэтому у фильма Натальи Бондарчук, снятого в 2009 году, такое название — «Гоголь. Ближайший».
Николай Васильевич нам показан в последние годы и даже дни своей жизни. Нервный, напряженный, он уединенно живет в доме графа Александра Толстого и работает над вторым томом «Мертвых душ». Даже с гостеприимными и заботливыми хозяевами он старается минимизировать общение.
Он успокаивается, когда погружается в воспоминания. Они очень яркие, в отличие от сдержанной московской гаммы красок. Воспоминания уносят писателя в Малороссию и Италию, в места, где он был счастлив.
В роли Гоголя — актер Евгений Редько, и это удивительный Гоголь. Болезненно мнительный и нервный, переживающий, удалось ли ему выразить все, что хотелось. Мужественно принимающий вердикт знакомого священника о том, что тот не одобряет написанный им второй том «Мертвых душ».
Гоголь, который не прочь подурачиться к кругу близких — например, налепив на нос тесто для вареников, изображать нечисть. И Гоголь смущенно-влюбленный, при этом понимающий, что его предназначение — не семья, а литература. И Гоголь, искренне горюющий о гибели Пушкина на дуэли. И Гоголь, собирающий землянику для больной крестьянской девочки возле Оптиной пустыни. Во всех образах актер органичен.
Тематически воспоминания-флешбэки делятся на две части: Гоголь и женщины и Гоголь и Бог. Географически — это Малороссия и Италия. Веселая и хлебосольная Малороссия, солнечная цитадель культуры Италия — обе они для писателя и вдохновение, и подпитка. «Родина души моей» — так называл Италию Гоголь.
Первая из женщин, с кем мы знакомимся — Александра Россет (Анастасия Заворотнюк), друг и собеседница Пушкина, но в большей степени — Гоголя. Кокетливая, с хорошим чувством юмора, чуткая, при этом — несчастливая в браке и очень умная женщина.
«Сердце требует любви, а любить некого», — говорит она после смерти Пушкина.
Вторая — Анна Виельгорская (Мария Бурляева), «небесное создание», к которой сватался Гоголь, но получил отказ в силу неравенства общественного положения, либо даже не сватался по этой самой причине. Существует две версии, в фильме нам показаны лишь страдания Гоголя от того, что он обнадежил влюбленную девушку, но решительных шагов не совершил.
Диалог Николая Васильевича и Анны:
— Что это вы читаете?
— Мало кому известный автор. Достоевский.
Вторая часть фильма, где повествование уходит в плоскость духовных исканий Гоголя, смотрится тяжелее. Диалоги построены на письмах писателя и его «Выбранных местах из переписки с друзьями». Об ответе за каждое слово, который неизбежно придется держать и о спасении бессмертной души.
Умный и тонкий доктор Тарасенков (Леонид Мозговой), бывший рядом с Гоголем в последние дни его жизни, свидетельствовал, что сознание писателя не нарушено. Он вел с Гоголем разговоры о природе творчества.
«Я вижу все, о чем думаю и о чем пишу, — говорит Гоголь. — Это мой дар и мое проклятье. Образы — живые существа, и они способны губить души человеческие».
«Вы и Вия видели!», — потрясен доктор.
Тяжесть писательского креста и понимание ответственности перед Богом, как высшим судьей, за все, что уже написано, приводят к сожжению второго тома «Мертвых душ». Причиной стал трагический внутренний конфликт между творческой свободой и православной этикой.
Визуально очень красивый фильм (оператор Мария Соловьева) порой смотрится как иллюстрация к письмам Гоголя. Цитат из писем в фильме звучит очень много.
Фильм Наталья Бондарчук сняла по собственному сценарию в год 200-летия писателя. В картине «засветились» почти все члены семьи режиссера. Графа Толстого сыграл ее экс-супруг Николай Бурляев, Анну Виельегорскую — дочь Мария Бурляева, а музыку к фильму написал брат Марии Иван Бурляев. Кроме того, в одном из воспоминаний Гоголя, связанных с Пушкиным, использованы кадры из другого фильма Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль».
Кадры из фильма с сайта КиноПоиск.ру
Будете смотреть фильм, или сразу идем читать «Выбранные места из переписки с друзьями», которые сам Гоголь называл своей исповедью?
Читайте также на канале:
Еще больше обзоров — в подборках «Кино круглый год» и «Наше кино»