Коктебель. Марина Цветаева (Виктория Исакова) — юная порывистая девчонка в круглых очках, бусах из бирюзы и легких турецких шароварах. Глаза распахнуты навстречу впечатлениям, а их в избытке. Собравшаяся у Максимилиана Волошина богема смотрит спектакль «Медея», который разворачивается прямо на берегу, под шум моря. Для античной трагедии нет декораций лучше.
И эта смешная впечатлительная девчонка, похоже, уже знает, что стихи — ее стихия, что дивный юноша с невероятными глазами, играющий Ясона — ее судьба. Но о том, что ее жизнь будет под стать античной трагедии (если не страшнее), она не предполагает.
«Люблю, когда глубина, бездна и водовороты!» — самоуверенно заявляет она.
В фильме «Зеркала» (2013) режиссера Марины Мигуновой пунктирно прослеживается биография Марины Цветаевой от момента знакомства с будущим мужем Сергеем Эфроном до их почти одновременного ухода из жизни.
Их встреча в Коктебеле — это всего лишь пролог. Но какой драматичный! Медея, убивающая своих детей и мечущаяся Марина, которая везде ищет исчезнувшего Сергея-Ясона.
Фильм поделен на три части, согласно географии проживания — Чехия, Франция, СССР. В первой части мы видим Марину на вокзале с уже подросшей Алей — они приехали в Чехию, где после революционных событий оказался Сергей Эфрон (Роман Полянский).
И снова мистическая встреча — на вокзале Марина из-за близорукости и потому, что несколько лет не видела мужа, принимает за Сергея другого мужчину — его друга Константина Родзевича (Виктор Добронравов). Этот самообман окажется, словно сон в руку — у них будет роман.
Виктория Исакова играет ту самую Цветаеву, из ее стихов: ни в чем не знающую меры, порывистую и дерзкую. И верную, но не мужу, а себе, своим чувствам. Это женщина с неуемной энергией, сильная и цельная внутри при внешней субтильности.
«Она одна живет, а мы — декорации, зеркала», — с горечью говорит Эфрон Родзевичу, которые продолжают оставаться друзьями.
У Марины сложные отношения не только с мужчинами, но и с бытом, и с подрастающими детьми. В фильме сделан акцент на несовместимость быта и творчества. Марина тащит на себе все хозяйство. Несмотря на все усилия, семья не вылезает из долгов.
«Хочу в тюрьму за долги, сколько бы я написала хороших стихов и прозы!»
С переездом в СССР кошмар вокруг Марины сгущается. Мы видим бесконечно уставшую женщину, скептически настроенную и очень нервную. Она способна закатить скандал из-за коробки с солью, поставленной соседкой по общей кухне не на свое место, и тут же осознать, насколько все ничтожно по сравнению с арестом дочери.
Виктории Исаковой удалось показать поэтессу, чувствующую этот мир так, словно на ней нет кожи. Для нее существует только высшая правда — правда поэзии. Она прошла путь от юной бунтарки до сломленной, но не смирившейся женщины. Это женщина-вихрь, она в постоянном движении, которое однажды остановила она сама.
Мне показалось, что не очень объективно в фильме изображен сын Цветаевой Мур. В картине это эгоистичный грубый мальчишка, постоянно упрекающий мать в том, что она живет прошлым со своими стихами и старыми фотографиями. Сын к матери, и особенно к ее рукописям и черновикам, которые она бережно хранит, относится с полным презрением. Но, судя по дневникам Мура, он любил мать. Об этом есть в книге Сергея Белякова «Парижские мальчики в сталинской Москве» (ссылку на свою статью о ней я дам ниже).
Также в фильме появляются другие писатели. В прологе мы видим прекрасного Максимилиана Волошина (Андрей Дементьев), который, словно Зевс, вершит судьбы писательской братии.
В финальной части мы встречаем Бориса Пастернака (Евгений Князев) — нервного, сломленного, суетливого. Покаянно вспоминающего разговор со Сталиным по телефону, во время которого он не сумел сказать добрых слов об опальном Мандельштаме.
В парижской части мелькнула Ирина Одоевцева (Татьяна Ермилова), нараспев читающая стихи перед эмигрантами в русском клубе.
Видеоряд и места действия в фильме прекрасны, и они тоже создают атмосферу. Безмятежно солнечный Коктебель сменяет более сдержанная в красках, пастельно-светлая Чехия со множеством старинных часов на стене, ратушей и собором.
Париж более мрачен, темная тесная и запущенная квартирка, сумрачные крыши — все это говорит о приближении трагедии. И, наконец, дача в Подмосковье показана в полумраке, и в затемнении — комнатка в Елабуге, ставшая последним пристанищем для поэтессы.
Фильм смотреть очень непросто, он производит гнетущее впечатление, до боли в сердце. Его нельзя считать биографическим — скорее, это сгусток печали о российской поэтессе, которая была рождена для счастливой и возвышенной жизни, но прожила другую.
Смотрели фильм? Мне захотелось взять томик Цветаевой и погрузиться в мир ее поэзии. А вам?
Читайте также на канале:
Еще больше обзоров — в подборках «Кино круглый год» и «Наше кино»