"Действия нападающего с мячом или без мяча против защитника (противостояние один на один) являются постоянным элементом любой концепции атакующей игры".
Иногда тренеры, думая о позиционной атаке, настолько зацикливаются на стратегиях, системах, процедурах или тактических приемах, что забывают о том, что наша миссия двояка: помимо координации игроков в атаке в зависимости от того, как защищается соперник и дает нам преимущество, наша задача - воспитать эффективных игроков, которые сами по себе представляют опасность для обороны соперника, способны забивать голы при малейшей возможности или доминировать в 1×1. Мы - генералы, но мы и производители оружия. Возможно, в Испании мы больше всего развиваем не эту последнюю грань, а тактическую, которая в последние годы помогает нам добиваться высоких результатов на крупных соревнованиях.
Этот пост посвящен одному из лучших игроков, которых я тренировал и у которых я больше всего учился → Паулиньо да Роша.
Я выделяю двух великих футбольных тренеров и их оценку дриблинга.
Гвардиола: Мне нужны игроки, которые идут в дриблинг. Потому что контролю и пасу можно научиться.
Бьелса: "Дриблинг - настоящая звезда футбола, которому нельзя научить".
ПУСТЬ ДРИБЛИНГ РАЗВИВАЕТСЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ. Он развивается при свободной игре, а не при игре в два касания.
"Преподавать, не зная, как работает мозг, - это все равно, что хотеть сделать перчатку, никогда не видев руки". Лесли Харт.
Это сообщение - размышление об одной из основ нападения, и я попытаюсь объяснить сильные стороны, которые при хорошей методике и соответствующих задачах могут сделать игроков конкурентоспособными на самом высоком уровне, сделать их лучше и где, на мой взгляд, большинство наших игроков все еще не проявляют высокого мастерства.
Я имею в виду обучение и тренировку таких навыков, как гибкость суждений, позволяющая им меняться, конструирование ментальных репрезентаций, позволяющих им предсказывать, что произойдет, и, наконец, новаторство. Интеллектуальные игроки обладают способностью предвидеть, что произойдет, реагировать на непредвиденные ситуации и, с более стратегической точки зрения, способностью владеть инициативой во время матча.
Интеллект - это способность спортсмена управлять своим поведением, используя информацию: полученную, усвоенную, разработанную и произведенную спортсменом для решения проблем, возникающих в различных игровых ситуациях...
- Характеристика интеллектуального игрока:
1. Быть опасным игроком в своем амплуа
2. Своей игрой создавать опасные ситуации для партнеров по команде.
3. Пользоваться опасностью, которую создают для него другие.
Игрок на мяче: всегда создает "опасный образ" и выглядит опасным почти без намерения в своей обычной манере поведения. Хесус Канделас
"Развитие игроков, которые опасны сами по себе".
A) Способность проникать при владении мячом
1. Финт
2. Дриблинг (1×1)
B) Умение завоевывать пространство до получения мяча.
1. Способность сбрасывать соперника
2. Способность предвидеть
В) Завоевание ударной дистанции
1. Расстояние достаточно глубокое, чтобы быть эффективным, но достаточно удаленное от защитника, чтобы не быть закрытым.
- 1х1, дриблинг
Это техническое действие, позволяющее двигаться вперед с мячом, сохраняя его и обыгрывая непосредственного соперника без его вмешательства в игру, что считается оружием как в атаке, так и в защите.
Игрок должен отрабатывать дриблинг любой ногой до тех пор, пока не овладеет этим видом передвижения с мячом в совершенстве. Однако не следует забывать, что его чрезмерное использование может нанести вред работе команды, и что пас придает атаке большую скорость, чем дриблинг.
Для тактического понимания необходим только один технический компонент - передача. Понимание движения без мяча как тактики, а не как техники. - Хесус Канделас
Также правомерны действия, сознательно предпринимаемые игроком, владеющим мячом, чтобы направить движения защитника в ложное направление, отвлечь его внимание от задуманной игры и нейтрализовать атаку и противодействие защитника.
"В реальности разработка любой схемы, процедуры или тактического средства в итоге превращается в противостояние один на один".
О возможности 1×1 в позиционной игре с контролем мяча обычно спорят, когда есть два варианта:
- Использовать все возникающие пробелы
- Обладать хорошими навыками дриблинга
И это разные способности, которые мы должны методично развивать в игроках. Что касается извлечения максимальной пользы из разрывов, которые появляются без твоего участия, то это скорее связано с умением координировать свои действия с партнерами по команде, чем с индивидуальной силой - таймингом. Однако следует отметить, что игрок, плохо владеющий дриблингом, будет менее опасен, каким бы хорошим ни был его удар, поскольку защитники могут сосредоточиться на противодействии его броскам, не обращая особого внимания на другие атакующие возможности нападающего. Кроме того, он предсказуем, а значит, его легче проконтролировать, если он ищет только 1×1 и не обладает эффективностью при ударах по воротам соперника.
"Двойная угроза - 1×1 - удары издалека - вот что делает игрока по-настоящему опасным в атаке".
Есть игроки, которые играют с мячом, другие бегают с мячом, третьи пытаются интегрировать мяч в игру - это и есть футзалист. Хесус Канделас
Задача 1×1 в позиционной игре:
1. Направлять движения защитника в ложном направлении
2. Выведение противника из равновесия
3. Отвлечь внимание от действия противника
4. Нейтрализовать атаку и противодействие противника
Средства:
1. Перемещения: действия по перемещению с одного места на другое на игровой площадке.
2. Траектория: прямые или нелинейные траектории, по которым движется игрок.
3. Изменения направления: Действие по изменению, смене или модификации траектории движения.
4. Изменение темпа: действие по увеличению или уменьшению скорости во время движения.
Предварительные соображения:
1. Для выполнения финта игрок, выполняющий это действие, должен владеть мячом и находиться в непосредственной близости от защитника соперника.
2. Важность освоения этого приема обусловлена необходимостью его использования для отработки некоторых тактических действий как индивидуально, так и коллективно.
Основные положения:
- Мастерство смены ритма и направления движения будет вершиной в исполнении финта.
- Быстрота реакции и выполнение за минимальное время будут безусловными реалиями эффективности жеста.
- В случае положительной реакции защитника необходимо изменить намеченный маршрут.
- Момент и тип финта определяются наблюдаемыми игровыми возможностями.
- Каждый игрок должен овладеть финтом на сильную и слабую сторону, независимо от того, правша он или левша.
- Исполнитель должен иметь психологическую намеренность решительной атаки в своей первой фазе, чтобы добиться неуверенности противника.
- Многократное повторение этого жеста приведет к неэффективным результатам.
Виды дриблинга:
- Мастерство или обман
- Безопасность
- Скорость
Виды дриблинга в зависимости от предыдущего действия:
- Простой. Обводка соперника без каких-либо предыдущих действий.
- Сложный. Используется финт для последующего обгона соперника.
Качества хорошего дриблера:
- Воображение
- Принятие решений
- Баланс и координация - управление телом, опора, центр тяжести и т.д.
- Скорость реакции
- Контроль мяча с соперником
- Мастерство и ловкость
- Хорошая смена темпа при продвижении вперед
Преимущества дриблинга:
- Тайминг, позволяющий партнерам по команде вырваться вперед и прорваться вперед.
- Обводка соперника и оставление его вне игры
- Разбить или взломать оборону
- Повысить готовность к выполнению последующего действия
- Сохранять инициативу в игре
- Импровизация действий
- Отвлечение мяча от перегруженных зон
- Найти выгодную позицию для удара
Недостатки, когда не следует использовать дриблинг?
- Когда снижается скорость игры
- При неоправданном риске на определенных участках поля.
- Когда мы оказываемся в зонах, благоприятных для дриблинга.
- Если партнер по команде находится в хорошей позиции для удара.
Основные принципы дриблинга
- Обоснованный дриблинг
- В зоне соперника, чтобы создать угол для удара
- Владелец изолирован и не имеет возможности отдать пас
- Время для определения дальнейших действий
Игра 1×1 особенно эффективна в следующих игровых ситуациях:
- Продвижение мяча из защитной зоны в зону нападения
- Немедленная атака после прерванной передачи.
- 2×2
- При восстановлении владения потерянным мячом
- Для повышения вероятности удара
- При защите мяча от давления защитника
- Для освобождения дриблера или для того, чтобы дать партнеру по команде время освободиться
- При медленном продвижении вперед
- Для того чтобы заморозить и замедлить игру при обыгрыше
- В быстрых атаках, когда передача мяча другому партнеру по команде в нападении невозможна или небезопасна.
- Неоправданный дриблинг:
- Когда передача возможна.
- В своей зоне, в окружении соперников
- При наличии четкой позиции и угла для удара
Рекомендуется не использовать 1×1 в углах и вблизи линии удара по воротам.
Как мы уже отмечали, злоупотребление дриблингом со стороны игрока может нанести вред команде, поэтому перед попыткой дриблинга рекомендуется сначала рассмотреть возможность паса.
Если у вас качественный пас, то это команда, которая хорошо понимает игру (скорость, смена темпа, неожиданность в направлении движения).
Дриблинг должен заканчиваться точной передачей, ударом или передачей на столба.
Вредная привычка контролировать мяч сразу после получения передачи часто мешает развитию перемещений и контратак.
Хороший дриблер держит правильную дистанцию от защитника, так как, если он подойдет слишком близко, то рискует потерять мяч.
Атакующий игрок сохраняет равновесие, позволяющее ему двигаться в любом направлении. Он инициирует удар, перенося вес тела на ударную ногу и с силой отталкиваясь опорной или отставленной ногой.
"Я не думаю, что мастерство - это результат работы тренеров. Это результат любви между ребенком и мячом". Schellscheidt
"Каждый нападающий должен знать, что футзал - это игра со сменой темпа и хорошими финтами или хитростями".
(с) Хесус Канделас
Оригинал: https://jesuscandelas.wordpress.com/2015/03/08/1x1-en-el-juego-posicional/