Найти тему
162K подписчиков

Художница Ульяна Полоз уже шесть лет украшает улицы Петербурга репродукциями классических полотен. Читайте на "Фонтанке"

235 прочитали

Идеальный вандализм. Петербургская художница — о картинах на улицах города

Идеальный вандализм. Петербургская художница — о картинах на улицах города Художница Ульяна Полоз уже шесть лет украшает улицы Петербурга репродукциями классических полотен.

Художница Ульяна Полоз уже шесть лет украшает улицы Петербурга репродукциями классических полотен. Процесс чаще всего никто не видит: девушка старается не привлекать внимания прохожих и обычно работает в сумерках. Копии мировой живописи живут от часа до года — пока не придут коммунальщики.

«Не все картины можно разместить в городе, чтобы это здорово смотрелось, графически это должна быть очень понятная штука. Ты не разместишь каких-нибудь импрессионистов с рассветами и закатам над Сеной — это просто не будет смотреться», — объясняет Полоз «Фонтанке». Как она подсчитала, всего с 2017 года в Петербурге появилось около 60 копий картин, а до настоящего момента дожили шесть.

Технология простая: принтер, кисти и клей. Все копии художница печатает дома на принтере, причем не только на разных видах бумаги, но и на обоях. Так репродукция становится похожей на холст. При работе на стекле Полоз использует пленку, которая легко отклеивается и никому не причиняет вреда: «Я очень люблю затеганные (имеются в виду надписи или небольшие рисунки, которые оставляют маркерами уличные художники. — Прим. ред.) стекла, потому что это всегда очень эффектно срабатывает. В "заброшках" каких-нибудь. Поверх этих граффити я клею пленку, которая легко клеится и легко снимается, никому не причиняет вреда. Так что есть идеальный вандализм, который не вандализм».

Идеальный вандализм. Петербургская художница — о картинах на улицах города Художница Ульяна Полоз уже шесть лет украшает улицы Петербурга репродукциями классических полотен.-2

В компьютере у художницы есть две папки: одна с картинами, вторая — с местами, которые подходят для появления изображения. Для того чтобы картина появилась на одной из петербургских улиц, изображение должно «подойти» месту. «Меня всегда очень интересуют какие-то прямо сильно старенькие, неухоженные уголочки. Желательно, чтобы там были и граффити, и трещины, и плесень, и, может быть, даже где-то кирпичи были видны. Это должно быть максимально фактурное место, чтобы это не выглядело как просто ровная стена и на ней самая обычная картина», — рассказывает Полоз.

Есть и еще одно правило: не размещать работы на домах с недавним ремонтом или зданиях государственных ведомств. Причины у этого, по словам художницы, не только самые очевидные: «Может быть, сильно громко прозвучит, но всё-таки [работы] носят функцию какого-то привлечения внимания. После того как работа начинает где-то мелькать в интернете, иногда место действительно начинают ремонтировать». Один из примеров, как вспоминает Полоз, — забор на улице Социалистической, который до появления картины украшала дыра. Исчезнуть в вечности ей помогла картина: после одного из репортажей забор всё-таки отремонтировали.

Иногда девушке пишут с просьбой разместить картину в конкретном дворе, но такого, чтобы все звезды сошлись, пока не было: «Не всегда есть классные места во дворах, о которых говорят люди. И это не так интересно делать: получается уже какой-то заказ. Если пишут прямо настойчиво, я спрашиваю, чтобы всем было удобно: «Вы согласовали это с управдомом?» Обычно на этом все диалоги заканчиваются: договариваться о появлении работы чаще всего никто не готов.

Идеальной рамкой в городе художница считает дверь. В дверях появились несколько последних работ Полоз: копия картины Максимилианы Гийон в Свечном переулке и девушка Модильяни на набережной Лейтенанта Шмидта.

Последняя появилась меньше месяца назад, но картину успели закрасить: «Ее быстро убрали и сказали, мол, давай-ка ты не будешь больше приближаться к нашим дверям, потому что поступает жалоба от города и мы ее снимаем. Это очень двоякий мир, когда одни жильцы пишут с просьбой сделать что-то на старой двери, а другие говорят "не делай ничего и проходи мимо". Люди всё понимают, но никто не хочет сталкиваться с жалобами и проблемами. И мне тоже меньше всего хочется приносить кому-то неприятные истории, с которыми потом придется разбираться».

Идеальный вандализм. Петербургская художница — о картинах на улицах города Художница Ульяна Полоз уже шесть лет украшает улицы Петербурга репродукциями классических полотен.-5

С людьми Полоз старается не сталкиваться и чаще всего размещает работы в темное время суток. Фидбэк, который она порой всё-таки получает от случайных прохожих, по словам художницы, чаще всего положительный: «Самое смешное, что всегда боишься именно возрастную категорию и думаешь, что именно они всегда будут ругаться. Но они всегда останавливаются и очень внимательно рассматривают. Когда видят, что это не рисунки гениталий, реагируют крайне спокойно. Задают уточняющие вопросы, а когда слышат посыл и видят, что это картина, говорят: "Ой, это интересно и здорово"».

Свой проект Полоз называет «невероятным приключением»: «У меня была возможность, мне казалось, что это точно должно смотреться круто и точно должно выстрелить. Я начала, а дальше всё покатилось как снежный ком».