Даже у самых сдержанных султанов численность девушек в их личном гареме доходила до двух-трех сотен красоток, а иногда и выше. При этом, далеко не каждый из них был настолько женолюбивым, что успевал одарить своим вниманием вообще всех. Это только Ибрагим I, двадцать лет просидевший в заключении, после восхождения на трон не пропускал ни одной юбки – причем, в самом буквальном смысле. А остальные ограничивались несколькими фаворитками, и лишь иногда проводили время с другими девушками.
То есть, большинство наложниц султана не бывали в постели со своим повелителем никогда. Что же в этом случае с ними происходило «на пенсии»?
Гарем для османских султанов был не просто местом развлечения. Он являлся сложным государственным институтом, задачей которого было рождение и воспитание наследников, а также предотвращение борьбы за власть между ними – точнее, сведение ее к цивилизованному уровню. Он возник и существовал на основе сложных мусульманских социальных норм, которые сформировались задолго до турок. Поэтому жизнь в гареме регулировалась многими традициями, благодаря которым судьба девушек была не столь уж тяжела.
Поскольку правоверная мусульманка не может содержаться в рабстве, обычным источником пополнения наложниц были войны на Балканском полуострове, набеги алжирских пиратов и крымских татар. В более позднее время девушек подносили в дар те или иные кавказские семьи, которые мечтали таким способом стать приближенными повелителя османского государства.
Чаще всего возраст, в который они попадали в гарем, составлял 12-13 лет. И первые несколько лет они просто учились музыке, грамоте, танцам, пению, стихосложению и каллиграфии. Затем они отправлялись ко двору, и, если повезет, могли быть представлены султану.
Обычно новых красоток ему предлагала валиде-султан, т.е., его мать или сестра. Либо же этим занимался старший евнух. Так или иначе, претендентка сначала знакомилась с ними. И на глаза своему господину попадала, только если ее кандидатура устраивала этих людей. А у них могло быть собственное мнение на этот счет, они могли учитывать сложные политические расклады.
Если не получилось подружиться с первыми людьми гарема, девушки могли познакомиться с султаном во время крупных праздников. Правда, в это время вокруг было слишком много лиц, и такое можно признать довольно невероятным. В любом случае, большинство красавиц сразу же смирялось со своей судьбой, и предпочитало исполнять роль служанок при валиде-султан или фаворитках.
Если за десять лет на них так и не обратили внимание, девушка получала крупную денежную выплату из казны и имела полное право уйти. Она могла вернуться в отчий дом или же выйти за какого-нибудь высокопоставленного янычара либо видного чиновника. Для них такой брак считался очень престижным – образование в гареме давали хорошее, а манеры у наложниц были безупречными.
То же самое было с красавицами, с которыми успел развлечься султан, но ребенка они не родили. Так, например, после Чалдыранской битвы 1514-года в руки к Селиму Грозному попали две любимых жены иранского шаха Исмаила. Одна сразу же сбежала, а другая грела султанское ложе несколько лет, прежде чем он ей не насытился и не женил девушку на стамбульском судье.
Ежели девушка не желала уходить, она могла продолжить работать прислужницей, а после достижения определенного возраста отправлялась в Старый дворец – это было специальное место, где коротали свои дни наложницы «на пенсии». Содержание у них было весьма неплохое, но несколько ниже, чем в гареме действующего султана.
Если наложница рожала дочь, то, в принципе, ей тоже могли дать возможность свободно выйти замуж – конечно, ребенок в этом случае оставался во дворце. Но чаще всего, женщина уходила в дом своего зятя, после того, как тот женился на ее дочери.
Если женщина рожала сына, то она уже была не просто наложницей, а значимой государственной фигурой. В 15-17 лет каждый наследник султана отправлялся в одну из османских провинций для приобретения навыков реального управления. С ним же следовала и его мать, которая помогала ему по мере сил. Как правило, у нее был немалый политический опыт, поскольку достичь такого положения было непросто.
Если сын побеждал в борьбе за власть и становился новым султаном, то устранял своих конкурентов – других шехзаде. При этом, все женщины прежнего султана отправлялись в старый дворец. Впрочем, иногда они уходили в почетную ссылку – проживали отдельно на государственном содержании.
Так случилось с фавориткой Сулеймана Великолепного наложницей Махидевран. Когда Хюррем и компания сумели избавиться от ее сына Мустафы, а его брат Селим сел на трон, он не стал мстить матери соперника, а позволил ей жить в собственном доме в провинции.