"Несут это знание из каждого поколения справедливые, которые отгоняют от него искажения преувеличивающих, добавление заблудших и толкователей." (ан-Нахль, сура Корана)
"Спросите обладателей знаний, если сами не знаете!" (Аль Байхаки, имам и ученый)
Дикие племена Аравии, обретя истинное учение Пророка, в короткий срок захватили огромные территории, разгромив и покорив множество шатающихся царств.
В 750г.клан Аббасидов, потомки Мухаммеда(ветвь от родного дяди пророка, Аббаса аль-Мутталиба), возглавили Арабский халифат, кроме Западного Магриба(Марокко) и Пиренейского п-ва(Кордовского эмирата).
Следуя наставлениям ученых астрологов, второй халиф династии, сын берберской наложницы, Джафар ибн Мухаммед аль-Мансур(Победоносный, правил 754-775гг) в указанный день(30 июля 762г), в указанном месте(вблизи г.Ктесифон, древней персидской столицы) основал Город мира - Багдад (данный богом). Для строительства нового города, назначенного стать столицей великого халифата, и управления покоренными землями, объединенными в единое государство, нужны были умелые и мудрые люди. Коран говорил о веротерпимости: почитался Ибрахим/Авраам - прародитель трех религий, отец Исаака и Исмаил, признавались пророки Муса/Моисей - собеседник Аллаха, которому был ниспослан Таурат/Тора и Иса/Иисус, получивший Инджиль/Евангелие, Джирдис/Георгий Победоносец и Сулейман/Соломон.
Пророк Исмаил, принесенный отцом на жертвенный камень и спасенный Аллахом, принес веру в единого бога и восстановил древний храм Кааба в Мекке, созданный ангелами.12 сыновей Исмаила стали "двенадцатью князьями", родоначальниками арабских племен.
Первая волна мусульманского нашествия не сопровождалась поголовным уничтожением и истреблением всего чуждого и непонятного, поэтому достижения предыдущих цивилизаций, в целом, сохранялись. Строители, ремесленники и мудрецы, различными способами, привлекались к содействию с новыми правителями.
По велению и при поддержке всемогущего халифа, в Багдаде появился учёный совет, который занимался переводом древних рукописей с санскрита и арамейского, систематизацией и развитием науки. Ибрагим(отец) и Мухаммед(сын) аль-Фазари, Якуб ибн Тарик - замечательные философы, математики и астрономы того времени, усовершенствовали астролябию и ввели в обращение арабские/индийские цифры.
Пятый халиф Гарун ибн Мухаммад аль-Рашид(Праведный, правил 786-809гг) построил здание библиотеки Хизанат аль-Хикма(библиотеки мудрости), где были собраны рукописи и книги по различным искусствам и наукам на разных языках(арабский, санскрит, фарси, латынь, греческий, арамейский). Здесь работали ученые мужи столицы и приезжавшие из других мест. При багдадском дворе просвещенного халифа плодотворно трудились поэты и сказители. Аббас ибн аль-Ахнав(750? -808) создал газель - новую форму лирической поэзии, свободной от исламских канонов.
Абдуллах ибн Харун аль-Мамун(Защищенный, правил 813-833гг), сын легендарного героя "Тысячи и одной ночи", проявил личный интерес к сбору и классификации научных трудов, развитию астрономии, теологии и философии. Был создан Дом мудрости/Байт аль-Хикма, первая мусульманская академия. Здание библиотеки окружил комплекс корпусов, соединенных просторными коридорами. В комнатах и залах академии стояла удобная мебель, стеллажи с книгами и свитками, лежали мягкие ковры для слушателей и учеников. Действовала астрономическая обсерватория, химическая и минеарологические лаборатории, действующий лазарет для изучения медицины и физиологии.
По сути, был взят курс на технократию: на ответственные должности назначались ученые люди, для принятия важных решений учитывалось мнение компетентных экспертов.
Население Багдада в эпоху Аббасидов достигло 1 миллиона. Библиотека Багдадской Академии в IX-Xвв. насчитывала 50-100тысяч томов! Библиотека Сорбонны, университета в Париже, к 1789г.состояла из 25 тысяч книг.
В академии переводились и изучались научные труды и литература античности, велись аналитические и практические исследования в различных областях знаний. По результатам деятельности составлялись учебные пособия и учёные трактаты, щедро вознаграждаемые из казны халифа. Уже в Xв. в Доме мудрости смоделировали глобус и высчитали длину 1°дуги меридиана(56милей, 1мил=1,8км), умели делать бумагу и порох(вследствие контактов с Китаем), решали квадратные уравнения, производили геометрические и землемерные расчеты. Инженеры академии усовершествовали водяное колесо(задолго до Леонардо да Винчи), разрабатали систему подземного водоснабжения(система каналов "Канат", использовалась до XXв.).
Высшее образование в мусульманском мире зависело от воли правителей и желания учителей, было труднодоступным, исключительно, кастовым. Общее образование, получаемое в немногочисленных медерсе, создаваемых при центральных мечетях, сводилось к изучению Корана, письму и простейшей арифметике.
Наибольшее развитие и важнейшие достижения багдадской академии пришлись на IX-Xвв. С ослаблением власти Аббасидов, началом раздробленности и образованием автономных династий(многочисленных родственников пророка Мухаммеда), - ученая деятельность в Багдадской академии затухала. Первый арабский университет(!), Дом Мудрости был разрушен и сожжен войском монгольского хана Хулагу в 1258г. Позднейшие попытки создания высших учебных заведений ограничивались исламскими центрами поготовки хафизов(знатоков Корана) и кади(знатоков шариата), изучения теологии и поэтического творчества.
В Западном Магрибе (Марокко), успокоив мятежных берберов, в 789-985гг. правила династия Идрисидов(потомков Фатимы, дочери пророка Мухаммеда). В 859г. в столичном городе Фес(основан в 789г), по желанию и на средства Фатимы аль-Фахри, дочери и наследницы богатого арабского купца, была построена большая мечеть и создан центр духовного образования. Благодаря покровительсту марокканских султанов учебное заведение постепенно расширялось: строились и украшались новые здания, охватывались новые области знания. Помимо богословия, изучались риторика, арабская грамматика, математика, астрономия, медицина, география, музыка и литература. С течением времени собрана богатейшая библиотека(ок.30.000единиц), в том числе ценных рукописей основоположников ислама. Преподаватели читали лекции: рассказывали и объясняли содержание научных трактатов. Число слушателей/студентов колебалось от тысячи до шести тысяч. Здесь учились и европейские христиане: папа Сильвестр II, географ и философ Николя Кленард, географ и историк Лев Африканский.
Прослушавшим полный курс и получившим аттестацию давалась "иджаза" - разрешение на преподавание. С 1963г.выдается диплом университета Марокко.
Университет аль-Карауин внесен в книгу рекордов Гиннесса, как старейшее действующее высшее учебное заведение, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2009г.
Династия Фатимидов (потомков дочери пророка Мухаммеда), создалти собственный халифат на территории Египтаии Ливии. В 969г. началось строительство Каира, новой столицы на берегах Нила. В 970-972гг. была построена центральная мечеть Аль-Азхар(Озаренная, Блестящая), с 975г.началось обучение в духовной школе. Волею халифа аль-Муизза Биллаха, в 988г. утверждается открытие исламской академии. Считалась самой престижной в арабском мире, преподавались богословие, философия и основы светских наук. С 1961г.становится государственной, появляются светские факультеты и димломирование.
Коран и тафсиры(пояснения к Корану) содержат всё, что положено знать правоверному. Поэтому, высшая школа и образование, вообще, способствовали утверждению ислама. Верить в собственную истиность, пользоваться чужими достижениями и трудом, как даром Всевышнего...
Каждый идет в будущее своим путем, определяя для себя смысл познания. 👍