Поговорим немного об «Элекс». Я пропустил эту игру, когда она вышла, и недавно все-таки решил ее пройти. Теперь мне однозначно есть что сказать, и обсудим мы сегодня как моменты, о которых вы уже могли слышать, так и то, что подметил лично я в своем прохождении. Ну и попутно, на примере «Элекса» и не только, разберем некоторые проблемы игровой индустрии.
На протяжении всего прохождения я попеременно то восхищался «Элексом», то плевался от него. Иногда он напоминал мне потрепанную и косую псину, а иногда пушистую собачку с перебитой лапой – да, хромая, но все равно милая. И под конец своего забега по этой игре могу сказать, что положительные и отрицательные стороны примерно уравновешивают друг друга. «Элекс» является ровно настолько неоднозначным проектом, насколько об этом говорит его репутация.
Перед началом также добавлю, что я не буду сильно разжевывать базовые понятия и сюжет, т.к. предполагаю, что читающий статью уже проходил игру либо наслышан о ней в достаточной степени. Погнали.
1.
Мне в целом зашел открытый мир игры, понравились многие квесты и прокачка.
На карте отсутствуют дебильные точки интереса – ты сам выбираешь, куда пойти и что исследовать, никто никуда тебя не тащит насильно. Таким, как по мне, и должен быть открытый мир – он сам должен тебя вовлекать, подталкивать к изучению дизайном локаций и достойными наградами. Нет, «Элекс», в этом плане не без косяков, конечно, – просто очень уж я не люблю навязчивые вопросики на карте.
Как минимум, награда за исследования зачастую в игре весьма скудная. Включая лут в сундуках и сейфах. Что в той же «Готике», что в «Элексе» сундуки в плане находок в основном просто мусорные. Но с другой стороны, если в каждый сундук или неприметный закоулок пихать топ-лут, хорошего ничего из этого тоже не выйдет. Так что тут сильно придираться не хочу.
Куда больше противоречий во мне вызывает некоторое чувство однообразия, преследовавшее меня при каждом рейде в ту или иную неизведанную зону. И это при наличии в игре трех разных биомов. Да, от мира «Элекс» немного веет пластмассовостью, ему не хватает каких-то интерсных деталей или постановочных моментов.
Но, как я сказал до этого, мне мир понравился. Вопреки. Почему-то он работает. Не исключаю, что этому способствует и удобство перемещения по локациям, ведь у нас есть кайфушный реактивный ранец. Ну и удобство сбора лута.
Также круто выглядят населяющие Магалан мутанты, особенно разного рода великаны – тролли, циклопы и прочее. Дизайн – мое почтение. Правда, паттерны поведения у многих мобов одинаковые, но в силу небольшого штата и ограниченных ресурсов «Пираний» очевидно, приходилось срезать какие-то углы.
Плюс к этому все же бывают и очень интересные квесты, связанные с исследованием мира. Например, квест с цепочкой фотографий, изображающих места в открытом мире, которые необходимо самостоятельно, без маркера, отыскать.
Но тут мы возвращаемся к наградам за труды. К моему разочарованию, за выполнение такого длительного и сложного задания, я получил только лишь дополнительный кусочек лора с доступом в скрытую локацию. И все. Да, прикольный кусочек, да атмосферный, но блин… Я изучал эти долбанные фотки, анализировал, где какое место может быть на карте, учитывая ландшафт, форму строений и прочее. Сам расшифровал финальный код (не супер сложный, но все же). И ожидал я в итоге чего-то более материального, чем информация об игре. Какую-нибудь эксклюзивную броню или оружие. Или ресурсы. Да хоть что-нибудь.
Кстати, полученная инфа имеет вес в сюжетном плане, но дело не дошло даже до того, чтобы она на что-то повлияла. После пары диалогов с ключевыми персами все заглохло, и больше я про этот квест не вспоминал. Но допускаю, что это могло произойти из-за смерти Ульбрихта – одного из лидеров Клириков. Если бы я мог с ним поговорить, возможно, увидел бы какое-то продолжение.
Тут к месту будет добавить, что «Элекс» – это игра с высоким потенциалом в плане реиграбельности. При повторном прохождении судьба многих персонажей и даже целых зон может сложиться совершенно иначе, чем при первом.
Не обошлось на просторах мира игры и без стандартных записок. Причем периодически мне попадались текстовые или аудиоматериалы, которые без контекста вообще никакой интересной информации не дают.
Ну, например, записка о задержке поставок каких-то там материалов куда-то там. Спрашивается, нахрена оно мне надо? Что в этом должно быть для меня интересного?
Записки – еще одна боль кучи современных игр, да и не только. На мой взгляд, все просто: их либо вообще не должно быть, либо должно быть строго ограниченное количество, и чтобы все при этом давали какую-то интересную или полезную информацию.
Вы скажете, неинтересно – не читай, никто ж не заставляет. А как я нафиг, не читая, пойму, интересно это или нет? Я априори вынужден найти подобранную бумажку в инвентаре, начать ее читать и только после это смогу сделать вывод о ее качестве. То бишь каждый раз я теряю время. Другое дело, конечно, что здесь все субъективно. Но я не зря привел пример с запиской о поставках. Хлама среди «жемчужин» всегда в достатке.
2.
Теперь подробнее о квестах. Это явно сильная сторона «Элекс». Очень многие квесты имеют как минимум два варианта прохождения, что реально развязывает тебе руки и позволяет почувствовать значимость выбора. Даже в «Ведьмаке 3» не было настолько ярко выраженного РПГ-стержня, как в «Элекс». Но, в свою очередь, игре от «Пираний» сильно недостает киношности и интересных персонажей. Запоминающихся типажей либо очень мало, либо количество взаимодействия с ними кот наплакал.
Взять, к примеру, ту же Бестию – нашу спутницу из фракции Изгоев. Немного однобокий, но хотя бы выделяющийся персонаж. Так вот мне кажется, что количество диалогов с ней не наберется даже на пару страниц в «Ворде».
Иногда последствия решений игрока приводят к максимально абсурдным ситуациям. Например, чувак по имени Рэй, который был передо мной в долгу, решил угнать мою воздушную посудину и самовыпилиться на ней посредством тарана энергетического щита альбов. Нет, он красавчик, так и было задумано, только лететь должен был я. А Рэй подсобил. Это и стало следствием моей ему помощи в прошлом.
Но блин, кат-сцена с тараном началась во время моего разговора с другим НПС, а когда закончилась, этот самый НПС уже комментировал геройство моего дружка так, будто он лично успел побывать на месте столкновения, убедиться, что Рэй погиб, и затем вернулся ко мне. А по факту я как стоял с ним 10 секунд назад, так и продолжал стоять.
Была также куча и более мелких событий, где я совершал тот или иной выбор, о котором каждый раз магическим образом становилось известно моему квестодателю. И в итоге я либо получал от него по шапке, ну, либо забирал положенную мне награду.
То, есть, как вы поняли, разрабов вообще не волнует, как именно НПС получают инфу о действиях игрока или игровых событиях, и сколько до момента ее получения проходит времени. В "Элекс" почти напрочь отсутствует этот интуитивно-логичный элемент. Да, изредка можно услышать от персонажей какие-то жалкие объяснения, но они именно что жалкие и крайне неубедительные. Но, как ни крути, результат тех или иных решений все равно наблюдать каждый раз было приятно.
Впрочем, без шаблонных заданий типа подай-принеси-убей разрабы нас тоже не оставили. У меня тут мнение следующее. Если у нас игра, допустим, часов на 50, значит, в ней не должно быть более пяти квестов подобного рода. 60 часов – значит, более шести. Ну и далее по аналогии. Это примерно. Суть в том, чтобы свести шаблонные задания к минимуму и не захламлять ими игру. Нет идей? Ну, нет так нет, не надо пихать квесты ради квестов. Если будут такие строгие ограничения, я уверен, что разрабы станут более изобретательно подходить к вопросу наполнения игр контентом. Кто ограничения должен ставить? Ну, я хз. Геймдизайнер, например.
Причем надо еще понимать разницу. Есть квесты просто аля «убить десять волков с синдромом дауна». А есть – «убить десять волков, но при этом по пути тебе встретится какой-нибудь охотник-конкурент, волки окажутся не волками, а инопланетянами-мимикридами, а под конец начнется метеоритный дождь» . Вот второе, я считаю, право на жизнь еще как имеет.
Справедливости ради, лично мне в «Элекс» шаблонные задания почему-то сильно в глаза не бросались. Видимо, мой мозг был занят делами поважнее. Например, как стащить долбанных три ящика хлама или пучок травок из под носа страшного лоулевельного моба, или даже группы мобов, и при этом не огрести. Потому что вступать в прямой бой на ранних порах в «Элекс» категорически противопоказано даже с самыми якобы слабыми противниками – шансов выжить крайне мало.
Ну а когда я чуть подкачался, мне было интересно просто полазить и поизучать локации, а попутно можно было захватить и какую-нибудь хреновину для квеста. Ну, или наоборот.
К сожалению, общее впечатление от квестов «Элекс» сильно подпортило наличие большого количества багов. И под большим я подразумеваю все, что больше одного-двух. Сорян, конечно, но когда в РПГ ты не можешь сдать пять заданий из-за багов, не можешь получить опыт, бабло и новые диалоги с персами, это, конечно, писец. Правда, играл я не в стимовскую версию, а в ломанную, так что тут отчасти (но лишь отчасти) моя вина. Насколько знаю, в «Стиме» уже давно накатили патчи, исправляющие косяки.
Попадалось мне, кстати, и множество других, но уже мелких багов, что еще раз напоминает о нехватке ресурсов у «Пираний» при создании «Элекса». Самый заметный из таких «жучков» был довольно бесячим – я набрел на зону в открытом мире, в которой напрочь ломалась возможность сохранять игру. Я мог завалить там кучу мобов ради опыта, мог собрать тонну лута, но как только я делал шаг за намеченную методом тыка черту, игра превращалась в тыкву. Причем при выходе из такой вот аномалии сохраняться я по-прежнему не мог. Благо хоть ничего сюжетного в этой зоне не валялось.
А вот спутники, о которых я слышал много негативного, вообще практически не тупили и не багались.
3.
Игру я проходил за Клириков, и мой выбор, по всей видимости, был ошибкой. Начнем с того, что при вступлении в эту группировку тебе дают абсолютно имбовый гаджет, ломающий всю игру. С помощью его абилки «Черная дыра» можно без особых проблем забивать даже мобов-черепков (т.е. высокоуровневых), будучи сущим лохом. Поначалу разве что колупать их приходится долго, но с прокачкой урон возрастает. Оружия лучше мне не попадалось аж до середины игры, а «Черная дыра» все равно оставалась актуальной до самого финала, т.к. не только дамажила, но и станила врагов в определенной области.
И главная проблема в том, что бесконечный спам «Черной дырой» - это пипец как скучно. Я подумал, что если когда-нибудь буду перепроходить «Элекс», начну играть за Берсерков. Будет значительно сложнее, да, но в то же время куда интереснее. К тому же ближний бой мне в целом понравился. Не сразу я раскусил эту боевку, но когда раскусил, смог получать от нее удовольствие. В отличие, кстати, от стрельбы, которая сделана очень картонно – импакт от попаданий в противника чуть ли не нулевой, вообще нет никакого кайфа. По крайней мере, при использовании энергетического оружия. Прицел тоже максимально аркадный и к этому еще и какой-то неудобный. А пульки летят, как из рогатки, так что всегда надо брать упреждение. Ну, по крайней мере, какую-никакую отдачу завезли, хоть что-то.
Идем далее. Один из главных квестов Клириков заключался в том, что мне необходимо было найти полководца для их армии среди других группировок. И какого фига вообще войска Клириков должен вести в бой какой-то там левый военачальник из другой фракции? При том, что отношения между фракциями, так скажем, напряженные. Идея для квеста, по-моему, просто мертвая. Так и что еще смешнее – в моем случае полководцем Клириков стала уже упомянутая ранее Бестия, сестра ПРЕДВОДИТЕЛЯ группировки Изгоев, который хотел сбросить на Игнадон (локация Клириков) БОМБУ! Просто сюр какой-то.
Нет, я понимаю, что армия Клириков в упадке и все такое, но это не оправдание, как по мне. И подобные тупые моменты в «Элекс» буквально на каждом шагу. О той же бомбе – глава Изгоев просил меня, клирика!, помочь ему в завершении работы над ней, чтобы, как я уже сказал, разнести базу моей фракции. А потом он же предлагал мне завалить сбежавшего из плена клирика.
А как вам вождь Берсерков, просящий меня выгнать из его города залетного служителя Калаана? Нет, ну в принципе мне сразу показалось, что Берсерки отбитые наглухо. Если принимать это во внимание, то неудивительно, что одному клирику дают задание прогнать другого.
Не очень понравилось мне и то, что у фракций мало ключевых, профильных квестов, которые продвигают тебя по службе. На каждом новом звании тебе дают несколько фракционных заданий, которые можно выполнить за час-два. А затем тебе нужно просто тупо носиться по миру, выполнять сайдквесты, дабы поднять необходимый левел для получения следующего звания. Смотрится как-то неестественно и пустовато. Как будто вырезан значительный сюжетный кусок.
Кстати, изучение фракций перед решением о вступлении в одну из них (да и просто в процессе дальнейшей игры) также вызывает вопросы. Нашему ГГ Джаксу все и всюду так разжевывают происходящее вокруг, будто он с другой планеты свалился и ну вообще ничего о мире и ситуации в нем не знает. Разрабы словно ломают четвертую стену и напрямую забивают мне голову инфой о лоре. А должно это было выглядеть, как органичное и незаметное для игрока погружение в реалии игры. Иными словами – экспозиция у «Элекс» такая же убедительная, как и у моей фентези-писанины из пятого-шестого класса.
Джакс – это матерый альб, который явно прекрасно разбирается в происходящем. И такую логическую дыру надо было как-то закрывать. Если «Пираньям» лень было выдумывать, как красиво и логично преподнести игроку информацию о мире, есть деревянное, но рабочее решение. Джакс на первых порах мог начать испытывать провалы в памяти как следствие резкого прекращения приема элекса. Ну а так все эти задвигающие мне про свое бытие берсерки, клирики и изгои справедливо идут нахрен.
4.
И тут мы плавно подошли, собственно, к самому лору игры. Скажу прямо: созданный «Пираньями» мир не смог убедить меня в своей реальности и возможности существования такового в принципе. Но в то же время каких-то весомых проблем с его восприятием у меня не возникло. Я просто принял правила игры и наблюдал за историей, как за немного наивным, но занимательным приключением героев в стране больших пушек, мечей и магии.
Почему наивным? Да потому что уж сильно все притянуто за уши. В первую очередь, конечно, я говорю об идеологии фракций (в частности Берсерков) и устройстве их взаимоотношений. Да и планета Магалан по факту является не планетой и даже не материком, хотя в сюжете речь идет всегда именно о планете. Особенно глупо это выглядит в концовке, когда нам сообщают, что на Магалан летят инопланетяшки, и Джакс распинается о том, что Свободные люди смогут им противостоять, при этом ведя речь лишь о населении представленных в игре территорий.
К слову, о концовке. Финальная битва стала для меня тем еще разочарованием. Я готовился к ней всю игру, а в результате получил дай бог 60 секунд сумбурного рубилова собранной мною компашки с альбами. Причем мои придурки после основного замеса начали махаться друг с другом. Видимо, кто-то из одной группировки зацепил в пылу битвы представителя другой. И выглядело это все как какая-то идиотия.
А потом я свободно прошел в Ледяной дворец, где альбы почему-то меня не атаковали, несмотря на то, что я перебил их кордон. Я вообще нахрен не понимал, что происходит. В общем, добрался я под конец до главного злодея Гибрида и в изи-схватке взял над ним верх. Гибрид, кстати, сделан неплохо. У него интересная история и, хоть и банальный, но весьма криповый дизайн.
Концовка у игры максимально смазанная. Она одновременно резкая, т.к. основная фаза противостояния занимает считанные минуты, и вместе с тем затянутая, ведь после битвы с Гибридом мне пришлось еще скакать по телепортам всего мира. Парадокс. Вместо постепенного нарастания напряжения и яркого финала, мы получаем что-то невнятное с огромной ямой в динамике происходящего.
Но давайте вернемся к лору. И раз уж коснулись телепортов, сначала пару слов вставлю о них. Само их наличие – это стандартная игровая условность, позволяющая игроку быстро перемещаться между уже исследованными зонами. Бесспорно, это удобно и привычно, но… Почему телепорты-то, черт возьми? Почему именно они? В мире, где обстановка между фракциями крайне напряженная, разрабы вместо тех же указателей пихают штуковины, которые позволяют каждой из группировок совершить дерзкую вылазку на базу противника в любой удобный момент. Вернее позволяли бы, если б об этом вообще парился кто-нибудь из создателей игры. Однако юзать телепорты может, конечно, только наш ГГ, ага.
Еще один аспект, который нельзя не рассмотреть, говоря об «Элексе», – это разношерстность фракций. Кому-то не очень зашла эклектичность вселенной, много я слышал таких мнений. Лично я, как уже сказал, не верю в эту эклектику, но меня цепляет разнообразие, которое игра предлагает. По крайней мере, своим смешением несмешиваемого «Элекс» выделяется и запоминается. Он уникален. И уникален, что важно, в хорошем смысле. Это очень полезная черта для любого произведения в нашем перенасыщенном информацией мире.
Да, возможно, основные фракции могут казаться вторичными в целом, но в частном «Пираньи» привнесли и немало своих идей в позаимствованные концепции. Наверно, самыми нетронутыми остались Изгои, которые до боли напоминают мне курильщиков из фильма «Водный мир».
5.
Поговорим мы отдельно и о прокачке. Я уже сказал, что она мне понравилась, но это не означает, что ее нельзя было бы сделать лучше.
В «Элекс» прокачка разделена на два блока – способности и характеристики. С повышением уровня можно вкачивать одновременно и то, и другое. Способностей в игре довольно много – на любой вкус и цвет, да и за ростом циферок характеристик, в общем-то, наблюдать занятно. У Клириков мне особенно приглянулась абилка «Внушение», которую иногда можно использовать в диалогах. Эдакий аналог Аксия из «Ведьмак 3».
Общее впечатление от прокачки смазала лишь способность «Химия», то есть местный аналог алхимии, позволяющий создавать зелья и смежные химические штуковины. «Химия» является сущей имбой, потому что, вкачав ее, ГГ может крафтить не только стандартные склянки на ХП и ману, но и элексовое питье, которое дает халявные очки характеристик и способностей. И создавать такое питье можно в поистине гигантских масштабах, так как ресурсов для этого очень много. Это очевиднейшая дисбалансная хрень, решить вопрос с которой можно было бы простым способом – убрать рецепт элексового питья из игры. Достаточно и тех склянок, которые можно найти в открытом мире.
Не знаю, как разрабы это допустили, но игра явно на порядок сложнее для тех игроков, которые не додумались вкинуть один-единственный талант в прокачку «Химии». К финалу мои характеристики были бы как минимум на треть ниже, если бы я регулярно не закидывался скрафченным элексом в своем прохождении.
Кстати, некоторые способности героя зависят от параметра «Холодность», а вернее – от его конкретных цифровых значений. Но этих значений мы в интерфейсе никак увидеть не можем, как, впрочем, и других важных характеристик типа брони, здоровья или маны. «Холодность» измеряется лишь описанием формата: «экспрессивный», «сентиментальный», «бесчувственный» и т.п.. Просто гениально, что еще сказать.
6.
И напоследок пара слов о музыке. В «Элекс» очень пресное музыкальное сопровождение. Нет ни одной запоминающейся композиции, и это печально.
Стоял я однажды на каком-то обрыве и слушал фоновый музончик, наблюдая вдали какую-то величественную ржавую конструкцию. И каждую следующую секунду у меня проскакивали мысли «ну не дотянули здесь», «ну здесь бы еще такую нотку», «здесь бы такой звук» и так далее. Потенциал в музыке виден, но цепляющих моментов в ней явно не хватает.
_______________________________________
Подводя итог, если бы кто-то меня спросил, играть ему в «Элекс» или нет, я бы однозначно сказал «да». Несмотря на множество огрехов, эта игра имеет неоспоримые достоинства, и видно, что в нее вложили много стараний. И если бы «Элекс» разрабатывала какая-нибудь крупная ААА-студия, вряд ли бы получилось сильно лучше. Мы имели бы меньше багов («Киберпанку» привет), имели бы хорошую постановку, боевую систему, более современную графику и т.д. и т.п.. Но, скорее всего, потеряли бы хардкорность, настоящую свободу действий, повсеместную систему последствий и уникальность мира. И тут, как говорится, сами выбирайте, что вам больше по душе.
Ставьте лосей, если понравилось, подписывайтесь на Дзен и заглядывайте на Ютуб. Моя деятельность посвящена статьям и роликам по различным играм.