«Я думаю о Дадзае как о пончике»: автор «Прозы бродячих псов» о любимых писателях и создании злодеев

422 прочитали

Летом на Anime Expo людям из ANN удалось поговорить с создателем «Прозы бродячих псов» Кафкой Асагири, а «Покебол с предсказанием» перевел эту увлекательную беседу: о любимых писателях (разумеется!), отличиях аниме (как медиума) от манги и особому подходу мангаки к созданию злодеев. Вероятно, тем, кто боится спойлеров и не смотрит/читает в онгоинге, лучше после определенного момента отложить интервью (он отмечен в тексте, не переживайте).

Фрагмент обложки манги
Фрагмент обложки манги

Какая книга пробудила в вас интерес к классической литературе?

Этот человек еще не появлялся в «Прозе бродячих псов», но меня очень вдохновил Сюсаку Эндо и его рассказ «Обучение за рубежом» (Ryūgaku, 1965). Это была первая книга, которая по-настоящему пробудила во мне интерес к литературе. Я хочу когда-нибудь включить его в состав «бродячих псов».

Говоря о повторяющихся персонажах, Осаму Дадзай появлялся во многих манге и аниме. Что особенного в Дадзае, что по-прежнему привлекает японскую аудиторию?

Я думаю о Дадзае как о пончике. Что посередине? Никто не знает. Это то, чего не знает даже режиссер [Такуя] Игараси или сэйю Дадзая Мамору Мияно. Посреди этой неизвестности — вопрос: «Почему Дадзай хочет умереть?» Именно этот ключевой аспект его личности и объясняет, почему всех втягивает остальная история. Сейчас я задумался об этом и хочу уточнить — вы говорите о Дадзае-авторе или о Дадзае в «Прозе бродячих псов»? Потому что у меня есть мысли по поводу обоих.

Осаму Дадзай в аниме
Осаму Дадзай в аниме

Конечно, давайте послушаем.

Дадзай написал книгу под названием «Исповедь неполноценного человека» (Ningen Shikkaku, 1948), которая выражает то, что ни один другой автор не смог изложить на бумаге, а именно — глубокое чувство замешательства, с которым легко соотнестись. Всем знакомо чувство замешательства, но никто толком не выражает, что это за чувство и что оно побуждает. Образ Дадзая невероятно самобытен, и я хотел, чтобы он выделялся в этом плане.

Мне нравится сравнение его с пончиком. Это очень красивый образ и очень продуманный. Говоря о персонажах, кого, по вашему мнению, легче всего написать? И, с другой стороны, какого персонажа писать труднее всего?

Самый простой — Сигма. Причина в том, что в нем есть человечность, которая выражает нормальность. Он совершенно обычный и нормальный. Фактически, чем более нормальным он является и чем более типичные действия совершает, тем большим Сигмой он становится. Поскольку большинство людей сами по себе нормальные или среднестатистические, выражение этого в литературе — это то, что вы видите лишь иногда в качестве акцента. Что касается самого сложного персонажа, должно быть, это Рампо. Это потому, что он в 100 раз умнее меня!

Сигма в манге
Сигма в манге

Тогда позвольте спросить вот что. Кого вам больше всего нравится писать?

Эдгар Аллан По! Это потому, что я легко смущаюсь.

Выбирая между Вооруженным детективным агентством, Портовой мафией, Гильдией, Крысами мертвого дома и так далее, к какой организации вы бы хотели присоединиться — и почему?

Я хотел бы быть на стороне справедливости — и быть крутым, как Вооруженное Детективное Агентство. Но, честно говоря, я бы, наверное, предпочел вступить в Гильдию. Почему? Потому что у них есть деньги!

Дальше — осторожно.

У вас на аватаре в твиттере долгое время был Сакуноскэ Ода, и на недавней выставке Bungo Stray Dogs Expo вы описали его как героя, рожденного в новелле. Хотя в текущей истории он мёртв, ему была отведена важнейшая роль в арке «ЗВЕРЬ». Рассматривали ли вы возможность добавить его в качестве постоянного персонажа в другой медиум? Как он впишется в повествование?

Я очень хочу добавить его в качестве постоянного персонажа в другом медиуме. Но! Что касается Сакуноскэ Оды, то один из аспектов, который многих привлекает, заключается в том, что он мертв и больше не появится. Поэтому я чувствую, что это будет очень сложно, и хочу оставить всё, как есть.

Сакуноскэ Ода
Сакуноскэ Ода

Я читал, что вы принимали активное участие в аниме-адаптации студии Bones, посещали производственные совещания и даже направлением анимационный вектор. Какие элементы вы ищете в аниме?

Я действительно хочу, чтобы они могли свободно анимировать и адаптироваться, потому что некоторые вещи можно выразить только через аниме. Например, тайминг — одна из вещей, которые вы можете сделать в анимации, но не в книгах. Если персонаж задает вопрос, и перед ответом есть хотя бы секундная пауза, это может полностью изменить смысл сказанного. Такая работа со временем возможна только в анимации. Также режиссер Игараси полностью верит в таланты и умения творческой группы.

Последний сезон начинается с арки «Неизвестная история Детективного агентства», которая была опубликован почти восемь лет назад. Учитывая зазор между мангой и адаптацией, какие эмоции у вас вызывает аниме?

Я подумал, что это действительно хорошо сделано, и мне показалось, что это так круто! Еще я подумал, что сэйю Рампо, Хироси Камия, был потрясающим. Изображение тоже было красивым и впечатляющим. Вдобавок ко всему, время для аниме-адаптации было очень удачным, потому что арка «Распада ангелов» только начиналась. Итак, история начинается с того, что Рампо, Юкити и Детективное агентство собираются вместе и начинают действовать.

Рампо в аниме
Рампо в аниме

Последний сезон показал существование Книги, которая позволяет манипулировать реальностью. Планировали ли вы, что Книга будет в истории с самого начала, и были ли у вас какие-либо проблемы с включением этого метанарративного инструмента в сюжет?

Это было запланировано с самого начала. Если вы вспомните первый том манги, Ацуси преследует Портовая мафия — и это из-за Книги. Что касается включения метанарратива в сюжет, у меня не было особых проблем, потому что наличие этого инструмента, способного исполнить любое желание, вдохновлено моим… «сэмпаем». Это «Драконий жемчуг».

Каким было бы ваше самое большое желание, если бы у вас была Книга или вы собрали все жемчужины дракона?

Мне бы хотелось придумать самую интересную историю на свете!

Я подозреваю, что одна из тем «Прозы бродячих псов» — способность людей меняться. Почему так важно показать это на более молодом персонаже, как Кёка, и не-человеке, как Сигма?

Хотел бы немного уточнить: одна из тем «Прозы бродячих псов», которую я хочу подчеркнуть, заключается в том, что некоторые вещи вы не можете изменить в людях. Например, Кёка. Она убийца, и в глубине души всегда ей будет. Поэтому, безусловно, есть и другие направления, в которых персонаж может раскрыться и выделиться. Борьбе, которую многим людям приходится преодолевать внутри себя, посвящают литературные произведения снова и снова. Я считаю, что это может касаться многих людей.

Обложки «Драконьего жемчуга»
Обложки «Драконьего жемчуга»

То есть на самом деле речь больше о росте и адаптации, чем об изменениях?

Да, да, да, да. Расти как личность невероятно сложно, но это само по себе придает ценность попыткам бросить вызов самому себе.

Сигма, кажется, любимец фанатов. Несмотря на нечеловеческую природу, он представляет собой интересный тип антагониста, которому многие люди сочувствуют. Как вы с Санго Харукавой (Harukawa35 — художника манги, прим. «Покебола») пришли к его дизайну и что, по вашему мнению, делает его привлекательным для публики?

Что касается дизайна персонажа, это очень необычно и редко, но я был тем, кто изначально разработал его для персонажа, а Харукава-сэнсэй взяла этот дизайн и докрутила. Единственными персонажами, которые были созданы таким образом, были Сигма и Муситаро [Огури]. Что касается зрительских симпатий, мне кажется, это потому, что Сигма обычный.

Сигма в аниме
Сигма в аниме

Если бы Сигма был главным героем, вы бы увидели тему так: обычные, заурядные люди добились бы успеха, будь у них сильное желание защитить дома и родные места. Но, в данном случае, Сигма оказывается злодеем. Поскольку он не главный герой, я думаю, это может выглядеть так: обычные люди могут настолько отчаянно чего-то желать, что будут стараться усердно работать для достижения конкретной цели и бороться за то, во что они верят. И результат может быть ближе к истине, чем клише, каким оказалась истории, будь он главным героем. Я думаю, что этот элемент реальности делает его таким близким для аудитории.

Иногда лучшие злодеи — это те, с кем вы можете общаться. Это очеловечивает их, даже если они не являются людьми в буквальном смысле слова. Вы специально решили делать злодеев эмоционально понятными? Или дело именно в Сигме?

Я создаю всех злодеев так, чтобы с ними можно было соотнести себя. Например, в аниме Фрэнсис Скотт Фицджеральд — злодей. Он пытается разрушить Иокогаму, но настоящая причина в том, что он пытается защитить семью. Другим примером может быть Пушкин. На шкале слабости и силы он, вероятно, ближе к первой категории. Но он по-прежнему противоречив и имеет твердое мнение, которое пытается донести, даже несмотря на то, что слаб. Люди могут проникнуться подобным напором.

Автопортрет Кафки Асагири
Автопортрет Кафки Асагири

Последний вопрос. Реакцию на что в пятом сезоне вы больше всего ждете от фанатов аниме?

Определенно, Рампо наконец-то начинает действовать. Все верят, что независимо от того, у кого в Детективном агентстве проблемы, пока Рампо рядом и делает ход, все будет в порядке. И Рампо собирается навести шороху!

Спасибо, что дочитали! Хотите больше новостей и обзоров? Подписывайтесь на «Покебол с предсказанием». Или поддержите аниме-канал, если уже читаете и любите, что там творится.