Продолжаем переводить интервью с классными мангаками: Масакадзу Исигуро известен работами в разных жанрах — от неожиданной комедии о работницах мэйдо-кафе «А всё-таки город вертится» (2005-2016) до запутанного детектива «Гэтэнро» (2008-2011). Еще сильнее выделяется «Иллюзия рая», над которой он работает с 2018-го, где боди-хоррор смешивается с гендерной эйфории/дисфорией в постапокалиптических руинах Японии. Портал ANN поговорил с Исигуро о его работе, символах и посланиях, а «Покебол с предсказанием», где мы хвалили одноименное аниме, — перевел этот увлекательный рассказ.
Похоже, в «Иллюзии рая» есть два мира: школа, где живет Токио, и руины цивилизации, которые исследуют Кируко и Мару. Когда вы разрабатывали эту историю и что вдохновило вас на создание манги?
Точно вспомнить не могу, но я нарисовал концепт-арт для обложки журнала Comic Ryū в 2013 году, а позже он перерос в «Иллюзию рая». Я полагаю, что разработка началась, по крайней мере, в 2013 году. На сюжет повлияли не только мои любимые манга и аниме, но и мой интерес к искусственному интеллекту, «Кодзики» и человеческой природе.
Гендерное самовыражение и сексуальная идентичность, очевидно, являются важными темами в этой истории. Почему вы решили подойти к этой теме в контексте Кируко и школьного сеттинга?
Что касается Кируко, то этот персонаж не соотносится с бинарностью «мужское-женское», а, скорее, олицетворяет градацию духовной сексуальности. Школа же выступает как своего рода мысленный эксперимент в мире, где сексуальные концепты отменены.
Кируко и Мару ищут «Рай», в то время как другие дети верят, что снаружи находится «Ад». Как вы думаете, что делает то или иное место «Адом» или «Раем» в этом мире, — и как это соотносится с названием манги?
Это сердце всей истории. У рая и ада может быть много значений. На первый взгляд, рай выглядит как «беззаботная жизнь», а ад — «жизнь после того, как современная цивилизация рухнула». Однако жизнь в как будто бы райской Академии Такахара кажется окутанной тревожной атмосферой, а жизнь в декорациях пост-цивилизации кажется радостной. «Райская» и «адская» жизни заиграют разными красками по мере развития сюжета. Я подумываю о том, чтобы прояснить смысл названия ближе к финалу.
Людоеды принимают самые разные обличья. Когда один из них съедает Харуки, сцена навевает ассоциации с морской звездой или с какой-то инфекцией. Было ли это намеренно?
Ну, в частности, инфекционные заболевания близки к тому образу, который я задумал. Я имею в виду хищничество бактерий или амеб или эрозию раковых клеток.
Каков ваш процесс создания монстра?
Это зависит от времени и повода. Иногда я создаю монстров, основанных на существах из прошлого — таких, как организмы кембрийского периода. В других случаях я обдумываю формы так, чтобы у монстров были подходящие способности для дальнейшего развития сюжета. Например, сцена не будет работать, если чудовище не будет медленно летать или ползать.
Когда, на ваш взгляд, вы заинтересовались жанром научной фантастики? Что такого есть в сай-фае, что продолжает вдохновлять вас?
Не помню, знал ли я в то время о научной фантастике, но я читал мангу Фудзико Фудзио (Псевдоним творческого дуэта, наиболее известного по серии «Дораэмон», — прим. «Покебола») в начальной школе. Это была моя входная точка в сай-фай. Научная фантастика — это настолько высокая планка, что я не решаюсь признать свою работу научной фантастикой. Но я работаю над тем, чтобы приблизиться к ней.
Как вы ощущаете собственное развитие в качестве мангаки с момента дебюта?
Я не знаю, могу ли я назвать это ростом, но количество деталей, которые я прорисовываю, увеличилось, и моя работа стала медленнее.
Можете ли вы рассказать о семейных отношениях в «Иллюзии рая» и о том, как они «испорчены»? Например, родственные отношения Кируко и Харуки особенно нетипичны. В школе, окруженной стеной, отсутствуют родительские фигуры. И еще есть мать и «сын» (людоед), которых встречают Кируко и Мару.
Если говорить прямо, то причина в том, что история была вдохновлена мифологией. Знаете, с родством в мифологии — полный бардак. В «Кодзики» такое тоже есть.
Есть ли в «Иллюзии рая» какие-либо послания или темы, после которых вам хотелось, чтобы читатели задумались о собственной жизни или реальном мире?
Всё это заложено в самой манге. Я надеюсь, что вы почувствуете их, когда будете читать. Проще говоря, это такие вопросы, как «Что значит “быть человеком”?» и «Что значит “быть человекоподобным”?»
- Все переведенные интервью можно прочитать тут
- Поддержите канал, если уже читаете и любите, что там творится
- Подпишитесь на бусти — там дополнительные обзоры, интервью и стримы